«Волшебная пуговица или начало ручной умелости»
план-конспект урока по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Данилова Наталья Александровна

Детское творчество, что может быть прекрасней. И самое интересное, занятие рукоделием в ходе которой использовалась иголка позволила раскрыть в детях (старших дошкольников будущих школьников 6-7 лет) их творческие задатки, развить мелкую моторику и гибкость пальцев рук, самоутвердиться в коллективе сверстников, сказав: «Я смогла!», «Ты смог!», расширить кругозор, фантазию. А самое главное воспитанники научились теснее сотрудничать в коллективе сверстников, сопереживать, быть доброжелательнее, приобрели уверенность в своих творческих возможностях и способностях. Работа с иголкой не ново, это что – то забытое, утерянное временем лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности взрослого и детей           

     «Волшебная пуговица или начало ручной умелости»

Подготовили: Яковлева О. Н. – старший воспитатель;

Жолобова Г.В. – воспитатель; Данилова Н.А. - воспитатель

Конспект совместной деятельности взрослого и детей           

     «Волшебная пуговица или начало ручной умелости»

Не губи ты жизнь бездельем-

Занимайся рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай,

или гладью вышивай.

Вот иголки, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Все прилежно оформляем.

Результат – на радость нам.

Нашим близким и друзьям.

А закончена работа.

Тут уж новая работа

Вновь сюжеты выбирать…

Детское творчество, что может быть прекрасней.

Многие дети, рассматривая журналы и видя там необычные творческие работы мастеров, захотели так же умело научиться работе с иголкой и творить свои неповторимые вещи, которые будут украшать их домашний интерьер.

Совместно с детьми мы придумали девиз: «От простого - к сложному».

И самое интересное, занятие рукоделием в ходе которой использовалась иголка позволила раскрыть в детях (старших дошкольников будущих школьников 6-7 лет) их творческие задатки, развить мелкую моторику и гибкость пальцев рук, самоутвердиться в коллективе сверстников, сказав: «Я смогла!», «Ты смог!», расширить кругозор, фантазию.

А самое главное воспитанники научились теснее сотрудничать в коллективе сверстников, сопереживать, быть доброжелательнее, приобрели уверенность в своих творческих возможностях и способностях.

Работа с иголкой не ново, это что – то забытое, утерянное временем лет.

Задачи:

Образовательные:

продолжать знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; закреплять умения: отмерять нужную длину нитки, вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить пришивать пуговицу к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; продолжать учить планировать последовательность своей работы, содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.

Развивающие:

развивать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца; продолжать развивать желание заниматься ручным трудом; развивать умение пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от вопроса.

Воспитательные:

воспитывать бережное и аккуратное отношение к швейным принадлежностям; воспитывать положительные нравственные качества: терпение, старательность, взаимопомощь; поощрять активное участие детей в творческой деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Словарная   работа: катушка, нитки(а), игла, ушко, остриё, вдевать, узелок, пуговица, отверстие, дизайнер.

Предварительная работа: занятие по технике безопасности “Учимся работать с ножницами, иголками”, учились вдевать нитку в иголку, отмерять нитку нужной длины, завязывать узелок на конце нитки.

Оборудование, демонстрационный материал:

мини-модель платья, декоративная пуговица, ножницы, иголка большого размера, катушка с нитками, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Раздаточный материал на каждого ребенка:

мини-модель платья, игольница с иголкой, ножницы, декоративная пуговица с двумя отверстиями, катушка с нитками разных оттенков, памятка-схема по технике безопасности работы с ножницами и иголкой.

Методы и приёмы: создание заинтересованности, беседа, с целью оживления впечатлений, полученных от прочтения новой сказки, активизация речи детей, показ с объяснением, напоминаниеОписание: http://www.moi-detsad.ru/image/pix.png правил по технике безопасности при работе с ножницами, динамическая пауза, рассматривание схем последовательности работы, практическая деятельность детей, установка на правильную осанку, уточняющие вопросы, помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется, использование художественного слова и музыкального сопровождения, анализ и самооценка деятельности детьми.

Ход ООД:

Воспитатель - Ребята, я держу в руках необходимый предмет, который часто встречается в нашей жизни.  А как этот предмет называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Пришивают её к платью,

И к рубахе, и к пальто

Без неё твоей одежде

Будет очень нелегко. (пуговица)                                      

Воспитатель - Правильно, пуговица. Давайте перейдем на коврик и вместе с вами узнаем, как появилась пуговица. (дети садятся на коврик рядом с воспитателем).

1 слайд. Откуда же пришла к нам пуговица?

2 слайд давным-давно люди делали себе одежду из шкур животных. Чтобы она не падала, подвязывали поясом. Но в такой одежде было очень неудобно.

3 слайд. Поэтому стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

4 слайд.  Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли.

5 слайд Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди.

6,7,8 слайд В основном мужчины, женщины продолжали пользоваться булавками. На мужских костюмах было нашито так много пуговиц, что одежда становилась очень тяжелой. По количеству пуговиц определяли, насколько богат человек. Чтобы сделать пуговицы обще доступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать».

9,10 слайд В нашем современном мире все меняется. И, конечно же, меняются материалы, из которых изготавливают пуговицы, их предназначение. Люди делают различные пуговичные поделки: картины, аппликации на одежде и т.п.

А теперь у меня для вас есть сюрприз. Давайте перейдем к следующему столу, и вы посмотрите, что я вам приготовила (воспитатель убирает салфетку и показывает разные пуговицы: деревянные, металлические, пластмассовые, на ножке, с 2-мя, 4-мя отверстиями и др.; а также поделки, где были использованы различные пуговицы.)

Сегодня, я предлагаю вам стать юными дизайнерами и украсить ваше платье декоративной пуговицей.

         Я прошу вас подойти к дизайнерскому столу и выбрать фасон платья и подобрать к нему один декоративный элемент – пуговицу, а также шпульку с нитками проявив ваше дизайнерское творчество. (дети выбирают декор, фасон платья, нитки и присаживаются на свое место).

Для начала скажите, что нам потребуется для того, чтобы пришить пуговицу (нитки, игла, ножницы, пуговица, ткань). При работе с иглой и ножницами нужно соблюдать аккуратность. Давайте вспомним, какие правила техники безопасности мы должны соблюдать при работе с иголкой:

Дети

1.Иголка должна находиться в игольнице.

2.Нельзя пользоваться ржавой иголкой.

3.Нельзя брать иголку в рот или втыкать в одежду.

4.После работы оставлять небольшую ниточку.

5.По окончанию работы убрать иголку в игольницу.

Воспитатель – Молодцы.

- А какие правила техники безопасности при работе с ножницами нам необходимо соблюдать.

Дети 

1. Ножницы нужно передавать кольцами вперед.

2. Не класть на край стола.

3. Не держать острием вверх.

4. По окончании работы убрать на место.

Воспитатель – молодцы, вы правильно запомнили правила работы с ножницами. Перед началом нашей работы я хочу предложить вам несколько вариантов декорирования платья (показ образцов).

- Миша, где пришита пуговица на желтом платье? (пуговица на желтом платье пришита в верхнем правом углу). Правильно, молодец.

-Дима, где пришита пуговица на голубой рубашке? (на голубой рубашке пуговица пришита в нижнем левом углу). Правильно.

-Ксюша, где пришита красная пуговица на желтом платье? (на желтом платье красная пуговица пришита в середине). Молодец.

А теперь мы приступаем к работе. Берем иголку, вдеваем нитку в ушко иглы и вытягиваем нитку до локтя. Затем ножницами отрезаем нитку выравнивая концы ниток и делаем узелок. Берем нашу модель платья, выбираем место, куда мы будем пришивать декоративную пуговицу. Для напоминания у вас на столах лежат схемы последовательности пришивания пуговиц. Приступаем к работе (дети выполняют работу).

Итог

Воспитатель - Чему мы с вами сегодня научились?

Дети - выбирали декор, нитки, пришивали пуговицу к платью,

- соблюдали правила техники безопасности при работе с иголкой и ножницами;

- знакомились с историей возникновения пуговиц;

- знакомились с коллекцией старинных и современных пуговиц;

- узнали о поделках из пуговиц.

Воспитатель – Ребята, какие вы все молодцы. Отлично справились с поставленной задачей. И я предлагаю вам организовать в нашем творческом уголке выставку платьев, декорированных пуговицами.

Литература

1. Белошистая А.А., Жукова О.Г. Организация ручного труда как способ развития мотивации ребенка // Вопросы психологии. - ОАО «Чеховский полиграфический комбинат», 2008, №2. - 154-160с.

2. В.И. Ядэшенко, Ф.А. Сохина Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978

3.  Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

4.  Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

Она способствует формированию интереса к эстетической стороне окружающей действительности к предметам и явлениям, развивая в детях художественный вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет

Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....

Занятие по пришиванию пуговиц (старшая группа). (ручной труд) Тема: «Подарок кукле Тане» Воспитатель: Вишнякова Елена Викторовна.

Конспект занятиия по ручному труду (старшая группа)Тема: «Подарок кукле Тане»     Воспитатель: Вишнякова Елена Викторовна....

Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей дошкольного возраста "Волшебные пальчики"

Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность.Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...

Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"

Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...