Речевое дыхание
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду
Предварительный просмотр:
Мастер-класс логопеда для педагогов «Технологии по развитию речевого дыхания у детей 6–7 лет с нарушениями речи»
Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи:
Цель:
• Информирование воспитателей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей.
• Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха.
Задачи:
1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.
2. Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.
3. Мотивировать родителей к занятиям с ребенком.
Оборудование: дидактические пособия для упражнений (бабочки, божьи коровки, шмели, пчелы на цветах, рукавицы со снежинками, свечи, тучки с каплями, сюжетные живые картинки, простой карандаш на конце с ластиком, квадратики из цветной бумаги, канцелярские гвоздики, ножницы, буклеты – 10 штук «Развитие речевого дыхания») .
Подготовка к мастер-классу: оформление выставки «Игры для развития речевого дыхания», создание презентации «Дышим правильно, говорим красиво, болеем редко! »
Участники семинара: воспитатели, специалисты.
1. Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания.
2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.
3. Знакомство с пособиями, представленными на выставке «Игры для развития речевого дыхания» и наглядная демонстрация способов работы с ними.
4. Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста». Я хочу, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики (слайд 3) :
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
А сейчас мне бы хотелось послушать вас, Уважаемые коллеги. Перечислите пожалуйста игры и упражнения, которые вы используете в своей работе с детьми для развития дыхания (педагоги перечисляют названия игр).
А вот игры, которые я использую в своей работе и которые, можете использовать вы, а также придумать свои. Они очень простые в изготовлении, но зато много радости приносят детям. Внимание на экран. Представляю вашему вниманию занимательные игры и игровые упражнения, направленные на развитие силы выдыхаемой струи. Я их разделила на несколько групп: «задувалочки», «поддувалочки» и «сдувалочки» (объясняю суть и правила игровых упражнений и предлагаю поиграть).
1. «Лыжник». Сомкнуть губы. Одна рука вперед, другая назад, сделать вдох носом. Выполнять «пружинку» со сменой положения рук, на выдохе произнести «ш-ш-ш-ш».
2. «Ловцы жемчуга». На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.
3. «Задуй свечу». Сидя на стуле, ноги врозь, держа в руке «свечу». На счет раз, два сделать глубокий вдох через нос, на три четыре продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3-4 раза.
4. «Сдуй снежинку». Предлагается подуть на вату (бумажную снежинку, сдув ее с варежки. Повторить 3-4 раза. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты в перед. Желательно не надувать щеки. Повторить 3-4 раза
5. «Горячий чай». Предложить подуть на чай, что бы его остудить. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты в перед. Желательно не надувать щеки. Повторить 3-4 раза.
6. «Сдуй пчёлку с цветка». Предлагается сдуть пчелку с цветка. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты в перед. Желательно не надувать щеки. Повторить 3-4 раза.
7. «Футбол». Перед двумя игроками на столе стоит футбольное поле. По середине футбольного поля лежит мяч. Дуя на шарик, нужно загнать его в ворота. Кто больше забьет голов тот и победил. Можно играть одному человеку.
8. «Бабочка». Нужно подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты в перед. Желательно не надувать щеки. Повторить 3-4 раза.
9. «Божья коровка». Нужно подуть на божью коровку так, чтобы она полетела. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты в перед. Желательно не надувать щеки. Повторить 3-4 раза.
10. «Шмель» посмотреть упражнение № 9.
11. «Девочки поют песенки». Показываем картинку девочку со звуком «А». И придумываем историю. Девочку зовут Аня. Она очень любит петь колыбельные песенки своим куклам А-А-А-А. Повторим песенку Ани.
12. «Звуковые дорожки». На столе лежат дорожки с картинками змеи. Прошипи как змея. Ведя пальцем по дорожке.
И последнее интересное пособие для развития длительной воздушной струи, которое называется «Вертушка». И прямо сейчас я предлагаю вам сделать аналогичное пособие.
Изготовление педагогами «Вертушки».
Посмотрите, какие замечательные пособия вы изготовили. Давайте попробуем, в них поиграть.
Молодцы, надеюсь на этом фантазия ваша не иссякнет и вы сможете придумать еще много подобных игрушек.
А сейчас бы я хотела раздать небольшой закрепляющий информационный буклет «Развитие речевого дыхания»
На этом наш мастер-класс заканчивается, спасибо за внимание и ваше участие. Желаю вам творческих успехов.
Изготовление пособия «Дракончики»
Итак, для изготовления нам понадобятся: цветная бумага, гофрированная бумага, рулончики от использованной туалетной бумаги, салфетки, ножницы, клей, кисточка.
Из цветной бумаги вырезаем полоски по ширине рулончика.
Из гофрированной бумаги нарезаем полоски шириной примерно 1 см.
Помпончики-глазки приклеиваем на корпус.
В открытую пасть вклеиваем гофрированные полоски, соотнося с цветом мордочки. На глаза наклеиваем зрачки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"
Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....