Программа « От оригами к Кинусайга»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида п. Песочное
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методический совет Заведующий МОУ детский сад
общеразвивающего вида п. Песочное
«___» ____________ 2019г.
Протокол № ____________ ____________О.Б. Беляева
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № _________
«___» __________ 2019г.
Художественная направленность
Методический материал
К программе « От оригами до кисусайги»
Возраст обучающихся: 6 -7лет
Срок реализации программы: 1 года
Автор - составитель:
Дерова Ольга Геннадьевна,
воспитатель
Консультант:
Иванова Жанна Альфредовна,
старший воспитатель
Рыбинский район, 2019
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Учебно-тематический план
3. Содержание
4. Календарно-тематическое планирование
5. Мониторинг
6. Обеспечение
7. Материально техническое обеспечение
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современного образования является развитие у старших дошкольников творческой инициативы и самостоятельности, любознательности. Дополнительное образование по техническому творчеству в сочетании с трудовым воспитанием помогает дошкольникам приобрести глубокие и прочные знания в конструировании и моделировании, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, любознательность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь по данной программе, ребята могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях: ( в каких) Дошкольники начинают увлекаться конструированием с 4 лет. Таким образом, в современных условиях интерес к конструированию и моделированию возникает рано, а интерес - это мотив и стимул к действию. Данная программа является одной из первых ступеней к освоению начального технического с элементами художественного конструирования. Программа состоит из 4 модулей:
Данный материал направлен на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания материала учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Актуальность, педагогическая целесообразность: В настоящее время в искусство работы с материалом и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий ткань остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала способствуют развитию воображения и созидательного творчества. Данный вид деятельности формирует у ребенка конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук, логическое мышление, способность к оценке проделанной работы, формирует навыки работы с инструментами.
Цель программы: развитие у старших дошкольников мотивации к познанию и творчеству средствами начального технического с элементами художественного конструирования .
Задачи.
Образовательные:
Формировать представления о профессиях
Совершенствовать умение работать тканью, пенопленом, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
Прививать навыки культуры труда: правильно организовать рабочее место и соблюдать порядок; изделие выполнять качественно, аккуратно, экономно, технологически точно; доводить начатое дело до конца;
Прививать строгое выполнение правил безопасной работы.
Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические формы
Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций через сопоставление сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники “Кинусайга” в процессе создания конструктивного образа.
Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
Закреплять умение подбирать способы соединения деталей конструктивного образа.
Развивающие:
Продолжать развить любознательность и познавательную мотивацию
Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями
Развивает логику, пространственное мышление, восприятие; воображение, внимания, память, глазомер и мелкую моторику
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству конструирования в технике «Кинусайга”
Расширять коммуникативные способностей детей.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности для детей 6-7 лет – 30-35минут. Работа в технике «Кинусайга»
Модуль техника «Кинусайга»
Неповторимое искусство «Кинусайга» взяло начало в древней Японии. Материал программы, которую я предлагаю, способствует развитию любознательности, формируется интерес к творчеству, развивает речь детей. А работа с разными материалами (бумагой, деревом, тканью) позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить внутренний мир и приобрести умение осуществлять совместную деятельность с другими детьми, а также способствуют развитию мелкой моторики рук. Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, развивается глазомер
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала, а также с использованием технике «Кинусайга».
Подбор данного материала формирует элементарные математические представления у детей. В каждом разделе ребенку необходимы все новые и новые знания, умения и навыки. Ребенок учиться сравнивать предметы, объекты по высоте, ширине, длине. На каждом занятии ребенок закрепляет счет, учится ориентироваться на плоскости, от себя, во круг себя, сравнивает и анализирует
- Учебно-тематический план.
№ | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
1. | «Безопасное обращение с рабочими инструментами» | 0,5 | 0,5 | 1 |
1 | История «Кинусайга на пенопласте» | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Знакомство с современными профессиями «Дизайнер» | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | «Школа футбола» в технике «Кинусайга». | 1 | 2 | 3 |
Итого | 5 |
- Содержание
Теория: Работа в технике «Кинусайга». Материалы и правила безопасной работы в технике Кинусайга. История Кинусайги
Практика: выполнения панно на пенопласте
Теория: Профессия дизайнер.
Практика: создание плоскостных и объемных моделей в технике «Кинусайга» для создания проекта «Школа футбола»
- Календарно - тематическое планирование кружка.
Дата проведения | Тема | Программное содержание | Примечания, |
Октябрь | 1. «Безопасное обращение с рабочими инструментами» | Научить, пользоваться простыми инструментами, соблюдать технику безопасности; Развивать аккуратность, фантазию, воображение; Воспитывать чувство взаимопомощи. | Конспект |
Октябрь | История «Кинусайга на пенопласте» | Цель: Изготовить панно на пенопласте с использованием цветных лоскутов тканей. Знакомство с историей возникновения техники Кинусайга. Задачи: обучающая – изучить технологию изготовления панно на пенопласте с использованием цветных лоскутов тканей; развивающая – развивать творческое воображение и мышление; воспитательная – вызвать интерес к использованию нетрадиционных технологий в прикладном творчестве | Конспект |
Октябрь | Знакомство с современными профессиями «Дизайнер» | Цель: расширить кругозор детей о мире профессией Задачи: сформирование представлений детей о видах профессий и их значимости для человека, закрепление знаний о разных направлениях профессий дизайнера; формирование логического мышления и навыка делать выводы Развитие речи детей, образного мышления, наблюдательности, коммуникативных качеств и творческих способностей; Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения, вести бесконфликтный диалог | Конспект |
Октябрь | «Школа футбола» в технике «Кинусайга». | Цель: Продолжать формировать представление о профессии «дизайнер» через Японское искусство технику «Кинусайга». Задачи: обучающая –закрепление технологии изготовления на пеноплене с использованием цветных лоскутов тканей; развивающая – развитие творческого воображение и мышление; воспитательная – вызвать интерес к использованию нетрадиционных технологий в прикладном творчестве. | Конспект |
Ожидаемые результаты.
В результате обучения , предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
- умение работать тканью и пенопленом, пенопластом правильно организовать рабочее место и соблюдать порядок; изделие выполнять качественно, аккуратно, экономно, технологически точно; доводить начатое дело до конца;
- строгое выполнение правил безопасной работы.
- умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические формы
- умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций через сопоставление сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
- умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
- составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
- умение подбирать способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
- способствовали развитию логики, пространственного мышления, восприятие; воображение, внимания, памяти
- способствовали развитию глазомера и мелкой моторики;
- сформировали интерес к искусству конструирования.
- способствовали развитию коммуникативные способностей детей и трудовых навыков,
- сформирована культура труда
- Диагностика
Диагностическая работа строится на основных задач и участия детей в конкурсах.
Методы диагностики:
- Регулярное наблюдение в процессе занятий
- Анализ продуктов детской деятельности
- Участие в конкурсах
Психологические особенности детей 6-7 лет
Выражаются в том, что длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка.
Восприятие.
Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.
Память.
Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько других направлений: мышление, внимание, воображение. В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование.
Мышление.
По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту.
Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»)
Воображение.
Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Речь.
Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь) , так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь.
Увеличивается словарный запас – 3000 слов
Методическое обеспечение:
- Журавлёва А.И. Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования. // Программы для внешкольных учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. Подготовительные занятия с младшими школьниками. Спортивно-техническое моделирование. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. – М.: Просвещение. 1995. – с. 28-35.
- Рабочая программа по конструированию из строительного материала для детей 6-7 лет (подготовительная группа) Автор Л.В Куцакова «Конструирование из строительного материала» (Конспекты) (в рамках УМК основной образовательной программы «От рождения до школы
Форма проведения занятий: беседа с применением ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, практические работы с применением технологии проектной деятельности.
Принципы организации работы
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий.
2. Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребёнка.
3. Наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
4. Системности и последовательности подачи материала от «простого к сложному».
5. Прочности овладения знаниями, умениями и навыками – точное определение целей занятий. Каждый ребёнок представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
6. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
7. Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса.
Методы и приёмы:
Для обучения детей конструированию и моделированию используются разнообразные методы и приемы.
Наглядный: Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный : Обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный : Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический : Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный: Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный : Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой: Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый: Решение проблемных задач с помощью педагога.
Средства: художественный материал, демонстрационный материал, раздаточный материал, столы, стулья, рабочие инструменты, технические средства, ИКТ.
Материал: столы, стулья, салфетки, кисточки, , клей, линейка, ножницы, ткань разных цветов, пеноплен, резак, простой карандаш, полусфера из пенопласта, нож для пластелина (стека)
Формы проведения итогов реализации программы кружка
- Макет «Школа футбола п.Песочное».
- Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, акциях детских работ.
- Презентация о проделанной работе
- Диагностическая карта
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.
2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
3. При работе внимательно следи за направлением реза.
4. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
5. Не держи ножницы лезвиями вверх.
6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
7. Не режь ножницами на ходу.
8. Не подходи к товарищу во время работы.
9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
Техника безопасности при работе с клеем:
1. Клей выдавливать маленькими порциями.
2. Пользоваться салфеткой и кисточкой.
3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.
4. Кисти выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.
5. Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить водой. Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.
Особенности работы с бумагой:
- линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);
- прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;
- отрезайте бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;
- при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;
- очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала сделайте небольшой надрез, а затем вырезайте середину; - при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.
После работы все обрезки бумаги собрать и сложить в коробочку – для экономии бумаги.
Канцелярский нож:
- Выдвигать лезвие ножа необходимо на 1-2 деления;
- Работать ножом необходимо только на прикладной доске;
- Левой рукой держим деталь в противоположной стороне от направления реза;
- Окончив работу, лезвие ножа необходимо убрать в ручку;
- Передавать нож необходимо с убранным в ручку лезвием.
- Материально-техническое обеспечение:
- Ноутбук
- Проектор
- Презентации к занятиям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"
Цель программыОзнакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, ...
Программа кружка "Оригами" для детей старшей и подготовительной групп
Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно-эстетической и интеллектуальной направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю...
Программа кружка "Оригами"
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.Оригами – это сложение различных фи...
Рабочая программа кружка "Оригами"
Программа интеллектуально - творческого развития детей рассчитана на старший дошкольный возраст с учетом возрастных особенностей детей этого возраста....
Дополнительная образовательная программа "Город оригами" в детском саду
Оригами - искусство складывания бумаги. Оригами может быть интересно людям любого возраста. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками кр...
Программа по оригами "Волшебный мир оригами"
Предназначена для кружка по дополнительным услугам....