«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

КОВАЛЕНКО ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели». Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Составил: ст. воспитатель Коваленко Г.Н.

г. о. Красногорск,  декабрь 2020 г.


Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели». Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер.

Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях. Техническое конструирование Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном. К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей. Используем строительные материалы Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы. Вместо игрушек - картонные коробки. Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики), а со временем более сложные (мебель, башни, мосты).

Конструирование из деталей конструктора Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Дети учатся создавать реально существующие объекты по схемам, которые присутствуют в любом конструкторском наборе. Они уже понимают, что все предметы состоят из более мелких деталей. А чтобы постройка была прочнее, ее необходимо скрепить.

Конструирование из крупногабаритных модулей Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций. Этот вид близок к строительному, но здесь используются большие площади помещений. По сути, дети сами себе делают постройки для спортивных соревнований, игр. Художественное конструирование

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида. Скрытая опасность: бассейны с шариками не обрабатывают от микробов Кофейную гущу теперь не выбрасывают - из неё делают толстовки Фанаты разглядели подсказку в постере: кто же выиграет "Игру престолов" 9 страшных теорий о том, как люди будут эволюционировать Занятие по конструированию из природного материала проводится с детьми младшего возраста. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения. Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.

Для конструирования из бросового материала используются катушки, пластиковые бутылки, крышки, коробки, пенопласт, проволока и т. п. Такой подход способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению штампов и стереотипности мышления.

Формы организации обучения

Конструирование по образцу. Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать. В полном смысле слова такой вид деятельности трудно назвать творческим процессом, но это важный этап в освоении техники.

Конструирование по модели. Это более сложная разновидность творчества. В качестве образца детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее детали. Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.

Конструирование по условиям. В этом случае детям не дают ни образца, ни способов возведения постройки, а просто ставят требования, которым должна соответствовать поделка. Данный вид в наибольшей степени способствует развитию аналитических способностей. Конструирование по замыслу. Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала. Конструирование по схемам и чертежам. Дети учатся использовать шаблоны, чтобы потом преобразовать их в объемные геометрические тела. Такой вид деятельности развивает логику и образное мышление.

Конструирование по теме. Детям дают тематическое направление («Птицы», «Транспорт»), а что именно они будут делать, из какого материала и каким способом – они решают сами. При любой форме организации обучения детей нужно стимулировать соблюдать законы архитектуры: полезность, прочность, красота. Конструирование, материалы для которого должны быть тщательно подготовлены воспитателем, является неотъемлемой частью процесса обучения. Его практикуют как в детских садах, так и в школах. Детское конструирование в последнее время становится все более популярным. В программах по дошкольному воспитанию этот вид деятельности считается одним из основных. В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память.

приложение 1

Конструктивно – модельная деятельность детей дошкольного возраста.

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.

В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

- приобщение к конструированию;

- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки

в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы

будет выполнять выразительность образа, создавать общие композиции.

- развивать фантазию, воображение.

- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Содержание психолого – педагогической работы.

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

- В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

- Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

- Способствовать пониманию пространственных соотношений.

- Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких

гаражей и т. п.).

- По окончании игры приучать убирать все на место.

- Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

- Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.

- Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

- В летнее время способствовать строительным играм с использованием

природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Природный материал в качестве строительного используется в дошкольных образовательных учреждениях начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего, песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) делают пирожки, различные фигурки. В старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

приложение 2

Конструктивно – модельная деятельность детей дошкольного возраста.

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.

В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

- приобщение к конструированию;

- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки

в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы

будет выполнять выразительность образа, создавать общие композиции.

- развивать фантазию, воображение.

- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Содержание психолого – педагогической работы.

Младшая группа

(от 3 до 4 лет)

- Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

- Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета.

- Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

- Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота).

- Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.).

- Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

- Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

- Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

приложение 3

Конструктивно – модельная деятельность детей дошкольного возраста.

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.

В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

- приобщение к конструированию;

- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки

в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы

будет выполнять выразительность образа, создавать общие композиции.

- развивать фантазию, воображение.

- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Содержание психолого – педагогической работы.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

- Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг

их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

- Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать

их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

- Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

- Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).

- Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и шири-не), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй

такой же домик, но высокий»).

- Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного

материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения

участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали

(к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).

- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала:

коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей,

пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

приложение 4

Конструктивно – модельная деятельность детей дошкольного возраста.

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.

В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

- приобщение к конструированию;

- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки

в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы

будет выполнять выразительность образа, создавать общие композиции.

- развивать фантазию, воображение.

- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Содержание психолого – педагогической работы.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

- Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

- Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.

- Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

- Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

- Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине

пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими.

- Формировать умение создавать различные по величине и конструкции

постройки одного и того же объекта.

- Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый

строительный материал.

- Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои

поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть

работы будет выполнять.

- Совершенствовать умение работать с бумагой, работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек), делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.).

Примерный набор материалов для конструирования для старшего дошкольного возраста.

Тип материала

Наименование

Количество на группу


Строительный материал

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

1 - 2 на группу

Комплект больших мягких модулей (22 - 52 элемента)

Один на группу

Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)

см. "Материалы для игровой деятельности"

Конструкторы

Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам

4 -6 на группу

Детали конструктора

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)

На каждого ребенка

Плоскостные конструкторы

Коврик-трансформер (мягкий пластик) "Животные"

2 - 3 на группу

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

6 - 10 на группу


Бумага, природный и бросовый материал

Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.)

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.

Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка)

Бумага, тонкий картон

Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки

Проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

- Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности

в конструктивной деятельности.

- Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

- Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

- Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Конструирование из строительного материала.

- Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).

- Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

- Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой

(улица, машины, дома).

Конструирование из деталей конструкторов.

- Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

- Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого

крепятся штифтами.

- Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.

- Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская

площадка, стоянка машин и др.).

- Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пласт-

массовых конструкторах).

Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном.

- Закреплять умение складывать бумаг; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.

- Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.

- Формировать умение использовать образец.

Прикладное творчество: работа с тканью.

- Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Прикладное творчество: работа с природным материалом.

- Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

- Развивать фантазию, воображение.

- Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы

В целях успешного овладения игровой строительной техникой и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создание в дошкольных образовательных учреждениях соответствующих условий. В современных условиях возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования предметно-развивающей среды как условия формирования личности ребёнка.

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предлагают примерные варианты подбора материалов и оборудования. В дошкольных образовательных учреждениях целесообразно организовать центрыконструирования во всех возрастных группах, которые должны иметь эстетический вид и удобство пользования. Центр необходимо систематически пополнять материалами, привлекая к этому детей и их родителей.

В центрах конструирования желательно иметь разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц. Детей нужно научить пользоваться этими игрушками при создании построек (соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции).

Желательно также иметь альбомы с рисунками, иллюстрациями, фотографиями наиболее знакомых детям сооружений нашей столицы (Московский Кремль, Большой театр, канал имени Москвы и т.д, мостов, различных видов транспорта), чертежи, схемы. Это чертежи типа "Дострой здание", "Найди ошибку в чертеже"; изображения сложных построек, показывающие ребёнку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно сделать альбомы с фотографиями интересных образцов построек, выполненных воспитателями или детьми из того же строительного материала, с каким работают дети. Предлагаются они в основном как примерные.

Примерный набор материалов для конструирования для старшего дошкольного возраста.

Тип материала

Наименование

Количество на группу


Строительный материал

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

1 - 2 на группу

Комплект больших мягких модулей (22 - 52 элемента)

Один на группу

Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)

см. "Материалы для игровой деятельности"

Конструкторы

Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам

4 -6 на группу

Детали конструктора

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)

На каждого ребенка

Плоскостные конструкторы

Коврик-трансформер (мягкий пластик) "Животные"

2 - 3 на группу

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

6 - 10 на группу


Бумага, природный и бросовый материал

Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.)

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.

Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка)

Бумага, тонкий картон

Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки

Проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт

Природный материал в качестве строительного используется в дошкольных образовательных учреждениях начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего, песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) делают пирожки, различные фигурки. В старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Начиная со среднего возраста, в дошкольных образовательных учреждениях используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, сучки погибшего дерева, солому, жёлуди, семена клёна и т.д. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность игрушки достигаются умением подметить в естественном природном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности, так как в процессе изготовления детьми дошкольного возраста игрушек из природного материала развивается фантазия, художественный вкус.

Для технического конструирования, прежде всего, должно быть достаточное количество строительного материала, чтобы одновременно могли заниматься все дети или половина группы. Материала всегда должно быть больше, чем нужно для данной постройки, и по формам и по количеству, чтобы приучать детей брать лишь необходимое количество. Исключение составляет процесс конструирования в группах раннего возраста и первой младшей группы, когда дети лишь начинают приобретать конструктивные навыки.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей младшего дошкольного возраста. Использование настольного строительного материала в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста даёт возможность действовать одновременно большой группе детей, обеспечивая каждому непосредственную работу с деталями строителя. Однако использование для игровых построек в группах и на участке детского сада крупного строительного материала позволяет объединять большее количество детей. Этот материал вмещает не только игрушки, но и самих детей. Кроме того, необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о конструкторах лего.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет детям  в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка.

Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе.

Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

Список источников:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и. доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.Разнообразие образовательных конструкто...

Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как ...

Консультация «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно...