Консультация «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
консультация по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая группа)
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_mochalkina_n.v._1.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Мочалкина Н.В., воспитатель д/сада, п.Филипповский
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели из строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
1. конструктивно-технические умения:
- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.
- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.
2. обобщенные умения:
- целенаправленно рассматривать предметы
- сравнивать их между собой и расчленять на части
- видеть в них общее и различное
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
- делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
- дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький).
- в точном словесном указании направления. (Над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
- трудолюбие,
- самостоятельность,
- инициатива,
- упорство при достижении цели,
- организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
- умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
- работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.Разнообразие образовательных конструкто...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как ...
«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Автор: Семидетнова А. В., воспитатель первой квалификационной категории, руковод...