«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ»
статья по конструированию, ручному труду

Выродова Елена Анатольевна

 Использование LEGO – технологий в образовательном процессе представляет собой современную образовательную технологию, соответствующую принципам ФГОС ДО и развивающего образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_sotrudnichestva.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

 «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ»

       Использование ЛЕГО – технологий в образовательном процессе представляет собой современную образовательную технологию, соответствующую принципам ФГОС ДО и развивающего образования.

       В основу образовательной деятельности с использованием ЛЕГО – технологии закладывается игра – ведущий вид детской деятельности. Технология позволяет учиться и обучаться в игре. Соответственно, перед педагогами открываются широкие возможности для применения игровых технологий при обучении ЛЕГО – конструированию.

       Игровые технологии являются уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей.

       Методы практического ознакомления воспитанников с ЛЕГО – конструкторами:

· наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, показ образцов деталей и способа действий, рассматривание схем, иллюстраций, таблиц, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок и т.д.);

· словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, проблемные вопросы, минутки размышления, инструкции, беседы, дискуссии, моделирование ситуаций и проч.);

· практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, опыты с постройками, обыгрывание построек, моделирование ситуаций, конкурсы, физминутки и др.)

       В ребенке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит Лего-конструирование, оно предоставляет детям возможность проявлять свою фантазию и творчество, развивает воображение, память, усидчивость, стремление созидать, логическое и ассоциативное мышление, способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации, умения работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

  LEGO- конструирование начинается с 4 лет: детям средней группы предлагается конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, закрепляют первые навыки работы с конструктором. В этом возрасте ребята учатся работать в коллективе, выполняя задание педагога, учатся договариваться с товарищами, обсуждая совместные постройки. Добавляется новая форма работы — это конструирование по замыслу. Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.

  В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО- конструктором является сказка. Проводится предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. Созданные постройки из ЛЕГО также можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д.  Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта.

       Данное использование ЛЕГО-конструирования способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям обыграть любимую сказку или придумать свое окончание знакомой сказки.  Дети свободно экспериментируют со строительным материалом, проявляя фантазию, показывают высокую работоспособность, с удовольствием работают как коллективно, в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий. Кубики ЛЕГО с легкостью захватывают внимание детей, побуждая их к совместному конструированию, обсуждению идей и распределению ролей. С помощью кубиков дети размышляют, общаются, развивают способность понимать и ценить идеи и вклад товарищей.

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы: задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; либо выполняют родители с ребенком.

В старшей группе детского сада дети очень любят играть с наборами «Большая ферма», «Дикие животные», «Город».

«Большая ферма»

С этим набором дети узнают о том, как правильно заботиться о животных в различное время года, когда и как собирать урожай. В процессе игры можно обсудить множество вопросов: какие звуки издают животные, как заботиться о животных, когда собирать урожай, как времена года влияют на урожайность, как выращивать различные культуры и для чего и т.д.  

   С помощью большого количества фигурок животных дети с легкостью смогут научиться разбивать их на категории. А благодаря большому количеству деталей набор идеально подходит для больших групповых занятий, ролевых игр или свободного творчества.

«Дикие животные»

Симпатичные фигурки животных и различные элементы для оформления декораций позволят малышам познакомиться с жизнью диких животных и устроить для каждого из них подходящее жилище. В набор входят пять тем: тайга, саванна, джунгли, Антарктика и речной водоем.

 Дети любят играть в свободной деятельности, становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки и навыки сотрудничества с товарищами по играм и педагогами. В процессе совместных игр и занятий происходит обмен идеями, знаниями, способами действия. Именно взаимопонимание ведет к взаимодействию, а значит, к совместному решению общей задачи, одинаково значимой для всех участников процесса.

Работать в коллективе детей, даже небольшом, совсем не просто, особенно когда в нем несколько лидеров. Но именно диалоговое общение практически исключает доминирование одного мнения над другим. Старшие дошкольники учатся мыслить критически, анализировать ситуации, возникающие в ходе работы над постройкой, и таким образом переходят на более высокую ступень сотрудничества – умение уступать, или, наоборот, отстаивать свою точку зрения. Такое взаимодействие не всем детям дается легко, но когда они приходят к общему решению, чувство радости переполняет их. Они получают удовлетворение от совместной работы и вместе радуются ее результатам. В этом – огромный развивающий потенциал ЛЕГО-конструирования для формирования у детей навыков сотрудничества.

Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли осваивают Вселенную», «Путешествие в сказку» и другие.

       Игра с конструктором стимулирует художественное и интеллектуальное развитие ребенка. У детей, которые часто играют с конструкторами, лучше развита речь, потому что мелкая моторика рук тесно связана с развитием этого навыка. Наборы «LEGO» отлично подходят для реализации детских потребностей в строительстве, они полностью соответствуют способностям малышей.

        Уникальность таких конструкторов в том, что из них можно соорудить все что угодно: замки, фермы, роботов, мифических чудовищ, машинки. Возможность смешивать различные наборы позволяет детям создавать свои уникальные постройки и не ограничивает полет фантазии.

        С помощью Лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.

         Перед педагогом стоит важнейшая задача – создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников, способствовать коммуникации детей, развитию навыков сотрудничества.

Игры и задания:

  1. «Чья команда быстрее построит»

Цели:

- формирование чувства взаимопомощи, сплочения;

-развитие интереса, внимания, быстроты, координации, общей и мелкой моторики.

Оборудование: набор конструктора «LEGO-DUPLO кирпичики для творческих занятий», образец.

***

Дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

2. «Найди такую же деталь, как на карточке»

Цели:

- закреплять названия деталей конструктора «LEGO-DUPLO  кирпичики для творческих занятий»;

-развитие воображения, внимательности.

 Оборудование: карточки, детали лего-конструктора «LEGO-DUPLO», платформа.

***

Дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на платформу. В конце игры дети придумывают название постройки.

3. «Разложи детали по местам»

Цели:

- закреплять названия деталей «LEGO-DUPLO кирпичики для творческих занятий».

Оборудование: коробочки, детали (клювик, лапка, овал, полукруг), образец.

***

Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

4. «Светофор»

 Цели:

-формирование фонематического слуха: нахождение звука в словах, воспринятых на слух;

- закрепление значения сигналов светофора;

- развитие познавательных процессов, умения работать в группе.

Оборудование: кирпичики Лего Дупло красного, зеленого, желтого цвета.

***

По три кирпичика на каждого ребенка (красный, желтый, зеленый) лежат перед ними.

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять зеленый кирпичик, если нет, поднимают желтый кирпичик. Если звук в слове  повторяется дважды, дети поднимают красный кирпичик.

5. «Назови и построй»

Цели:

- закрепление названия деталей лего-конструктора «LEGO-DUPLO кирпичики для творческих занятий»;

- формирование способности работать в коллективе;

- развитие связной речи.

Оборудование: набор «LEGO-DUPLO кирпичики для творческих занятий».

Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора и задаёт вопрос: На что похожа деталь?  Ребенок называет (на сапожок, на полукруг, на кирпичик) и оставляет у себя.

Когда каждый ребенок соберет несколько деталей, педагог предлагает построить из всех деталей одну совместную постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

6. «Расскажи мне, расскажи»

Цели:

- изучение деталей лего-конструктора «Моя первая история»;

- формирование способности работать в коллективе;

-развитие творческих способностей;

- развитие связной речи.

- развитие мелкой моторики.

Оборудование: наборы лего-конструктора «LEGO-DUPLO кирпичики для творческих занятий», платформа.

***

Перед детьми лежат платформа и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка и рассказ о ней, того поощряют.

7. «Лего-подарки»

Цели:

-развитие словарного запаса, расширение кругозора, развитие логического мышления;

- развитие навыков коммуникации и сотрудничества.

Оборудование: игровое поле, разделенное на секторы, человечки из набора «LEGO Моя первая история» по количеству игроков, игральный кубик,  лего-подарки: карточки с картинками.

***

Дети распределяют человечков между собой. В центр игрового поля кладутся картинки с отрабатываемым звуком, изображением вниз. Кидают по очереди кубик и ставят человечка на выпавший сектор. Например, выпало число 6.  Воспитатель задает вопрос: твой подарок маленький или большой? Ребенок, не видя картинки, отвечает по догадке. Только тогда картинку можно перевернуть. Если словосочетание логически верное, звукопроизношение правильное, ребенок забирает себе подарок (картинку). Игра продолжается, пока все подарки не разберут. Выиграет тот, у кого окажется больше картинок.

 Что делать, если предмет и признак не совпали?  Не стоит расстраиваться. Тогда нужно поразмышлять, бывает ли длинный стул, мягкий топор, твёрдое платье? Конечно, бывает! Платье на статуе, платье на морозе, игрушечный топор из пластмассы и стул в кабинете зубного врача. Не догадались?   Тогда картинка возвращается в стопку.

8. «Рыба, зверь, птица»

Цели:  - воспитание чувства товарищества, коммуникации;

- развитие познавательных процессов и личностных качеств;

-развитие лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем.

Оборудование: кирпичик из набора конструктора «LEGO-DUPLO кирпичики для творческих занятий».

***

Педагог держит в руках кирпичик. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы на определенный звук, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В гости к Маше" с использованием технологий лего-конструирования в средней группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 89 Приморского района Санкт-Петербурга   КОНСПЕКТнепрерывной образовательной деятельности на тему:«В г...

Презентация :Использование технологии ЛЕГО-конструирования в ДОУ

LEGO – одна из самых известных и распространённых систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка....

Проект по развитию речи детей с использованием технологии Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, сочитающий конструирование и развитие речи....

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Использование LEGO – технологий в образовательном процессе представляет собой современную образовательную технологию, соответствующую принципам ФГОС ДО и развивающего образования....

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ»

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ»...

«Вклад дополнительной общеобразовательной работы социально-гуманитарной направленности в формирование у детей навыков письма через использование перьевых ручек, пера и чернил»

Научить ребёнка красивому письму – задача, конечно же, начального школьного обучения. Но как же хочется помочь ребёнку обрести все те качества, которые помогут ему поверить в свои способности и ...