Цель: Формировать умение у детей старшего дошкольного возраста конструировать с помощью схемы-чертежа.
Задачи:
Закрепить с детьми представления о схеме-чертежа, строить по готовому «чертежу»;
Развивать умение сплочённо работать группах;
Воспитывать доброжелательное отношение к чужим просьбам.
Материал для занятия: Наборы мелкого строительного материала. Схемы построек, мелкие игрушки, машинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Дети, я хочу вам рассказать сказку, про кирпичного волшебника (при чтении вывешиваются картинки кирпичей и строителя).
На стройку привезли кирпич и выгрузили рядом с фундаментом. Кирпичи недовольно зашуршали. – Никакого к нам уважения! – с обидой думали они. – Нет бы, сложить нас аккуратно, а то свалили в бесформенную кирпичную гору и даже многим побили бока. А ведь мы – строительный материал, из которого собираются возводить здание!
Вдруг кирпичи увидели, как к ним направляется высокий, крепкий человек в строительном комбинезоне. Он взглянул на небрежно сгруженный стройматериал и покачал головой:
– Да, кирпичики, сложили вас плохо, – сказал мастер, – но не переживайте: недолго вам лежать бесформенной горой, скоро вы будите ровной, крепкой стеной дома.
– Наверно, он – волшебник, – с надеждой подумали кирпичи. – Превратить груду кирпича в новый дом – такое под силу только чародею!
Основная часть.
2) Основная часть.
А) Беседа с детьми.
Дети, скажите, кто же подошел к стройматериалу? (Строитель)
С чего начинается строительство дома? (Строительство дома начинается с чертежа, который создает архитектор.) А чтобы построить дом, какие профессии потребуются?
Кто такой архитектор? (Верно, это человек, который задумывает и разрабатывает проект дома, улицы.)
Б) «Хороводная игра» (Дети стоят на ковре).
Давайте тоже домик построим-поиграем.
Тук да тук — раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
На двери висит замок, (руки в замок) Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили, (соответственно словам выполняем движения руками)
Потянули и открыли.
Отворяем ворота,
Проходите все сюда (разводим ладони рук в стороны).
Воспитатель: Вот какой замечательный домик у нас получился.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в красивом городе, а как называется наш город? (Ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете достопримечательности нашего города? Назовите их. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим картинки с достопримечательностями нашего города.
В). Проводится беседа о строениях города.
Воспитатель: Какие здания вы видите на картине? Вывешиваются по одному (жилые дома, театр, церковь, музей, мосты). Есть высокие, многоэтажные дома с колоннами.
Воспитатель: На какие строительные детали похожи крыши, стены, всех этих зданий? (крыши похожи на треугольник – призма, стены на кирпичики и т. д.)
Воспитатель демонстрирует все строительные детали призму, цилиндр, куб, брус, пластину, конус, кирпич, колонну, арку.
Воспитатель: Как расположены здания и сооружения? (между зданиями есть проходы, чтобы могли пройти люди, проехать машины).
Воспитатель: Какие должны быть здания на улице, чтобы жителям там комфортно жилось? (магазин, аптека, почта, дома, детский сад, красивые, прочные, устойчивые).
Г) Сюрпризный момент. Мотивация.
Воспитатель: Ребята, меня вчера пригласили к главному архитектору. Все архитекторы нашего города спроектировали новую улицу, но они не могут придумать некоторые строения, они попросили нас построить их и посмотреть красиво ли получится. Давайте мы сегодня станем строителями и построим красивыестроения города по чертежу. Поможем архитекторам? Тогда когда всё закончим мы сфотографируем наши постройки, и я отнесу фотографии архитекторам.
Вспомнить правила поведения в группах:
выбрать капитана, того кто будет следить за временем
работать в полголоса
-работать дружно и слаженно.
Деление на команды (разведчики)
(Воспитатель показывает схемы чертежи построек капитану команды)
Воспитатель Внимательно рассмотрите чертежи, что лежит в основании постройки, сколько и каких строительных деталей вам будет необходимо для строительства.
Д) Дети приступают к строительству.
В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей, их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции.
Затем дети анализируют свои постройки, командир защищает постройку своей команды.