Программа художественной направленности «Мастерица»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Авакян Лариса  Васильевна

Основной целью программы является создание условий для формирования у обучающихся активной жизненной позиции и воспитания творческой личности, способной самостоятельно организовывать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_masteritsa.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ                    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

 «Мастерица»

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся 10-14 лет.

Автор-составитель

Авакян Лариса Васильевна, педагог дополнительного образования

г. Каменск-Уральский

2019 г.

Аннотация к дополнительной образовательной программе

«Мастерица»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Мастерица» составлена и разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «б образовании в Российской Федерации»( №273-ФЗ от 29.12.2012),федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержден Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,Концепцией развития дополнительного образования детей (утв.Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014  №1726), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1008 от 29.08.2013 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,в соответствии с требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.28.  21-10»(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 №189,в редакции изменений №1, утв.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85,изменение №2, утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от25.12.2013 №72, далее СанПин 2.4.2.2821-10).

Основной целью программы является создание условий для формирования у обучающихся активной жизненной позиции и воспитания творческой личности, способной самостоятельно организовывать свою деятельность.

Следствием достижения этой цели видится рост творческого потенциала обучающихся и интерес к декоративно-прикладному творчеству, а также повышение общечеловеческой культуры, развитие индивидуальных способностей, повышение самооценки.

Содержание обучения, представленное в программе   курса «Мастерица»,позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания.

Практическая направленность курса на создание изделий предполагает обучению основам рукоделия.

Главным результатом освоения программы является формирование у учащихся начального уровня навыков и интереса к декоративно-прикладному творчеству,развитие творческого потенциала личности ребенка.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Мастерица» составлена и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013. - Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», в соответствии с требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 г. N 189, в редакции изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменение №2 утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, далее СанПиН 2.4.2. 2821-10).

Данная образовательная программа дополнительного образования разработана на основе образовательной программы объединения «Мастерица» МБОУ дополнительного образования детей  «Центр внешкольной работы»  Московского района г.Казани (2013г.) и модифицированной программы «Золотые ручки» ГБОУ средней школы №351 г.Москвы (2012г.)

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа реализуется в художественной направленности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях  у детей не всегда есть возможность  освоить  полезные для жизни  виды рукоделия. Занятия в кружке «Мастерица» позволяют получить необходимый опыт, в чем и состоит его уникальность.

При этом следует учитывать, что программа  направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Отличительной особенностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мастерица»,  ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных  социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Наряду с планированием процесса обучения рукоделию является контроль - это нормативные требования к технике безопасности при работе с ножницами, вязальным крючком и вязальными(см.Приложение).

Весь учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Занятия начинаются  с 1 сентября после укомплектования групп, а заканчивают 31 мая. Режим занятий: 2  занятия в неделю .

Формы и методы обучения

 Работа с детьми проводится в групповой, подгрупповой и  индивидуальной форме.

Применяются такие формы занятий как урок-беседа,  урок-путешествие.

         Формы организации обучения: фронтальная , индивидуальная.

         Способы проверки реализации образовательной программы:

  • систематическое наблюдение;
  • участие в конкурсах, выставках.

         Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются

         современные методы обучения и образовательные технологии, взаимно      

дополняющие друг друга.

Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы.

К общепедагогическим методам, применяемым на занятиях кружка, относятся следующие:

  1. Словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментарии, команды, указания);
  2. Методы наглядного воздействия (непосредственная наглядность; опосредованная наглядность; направленного прочувствования двигательного действия);
  3. Методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности(создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью с помощью изготовленных детьми изделий);
  4. Методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества).

Специальные методы:

  1. Игровой метод (проведение занятия  в игровой форме);
  2. Соревновательный метод (изготовление изделия в соревновательной форме).

         С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением  

технике выполнения различных изделий декоративно-прикладного творчества.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Уровень подготовки детей при приеме в группу:

а) неподготовленные дети (никогда не занимались рукоделием);

б) более подготовленные дети (есть небольшие знания и некоторый опыт).

           Основной целью программы является художественно-эстетическое воспитание

учащихся  через изучение традиций народных промыслов России.

Основными задачами программы являются:

Обучающие

Формировать общетрудовые и начальные профессиональные умения;

Развивающие

  1. Развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной творческой деятельности;
  2.  Мотивировать к социальному выбору одной из профессий, связанных с народными промыслами; научить детей основным техникам изготовления поделок;
  3. Организовать участие детей в выставках, конкурсах  детского творчества.

Воспитывающие

  1. Прививать интерес к вязанию, текстильному моделированию, фелтингу, побудить желание совершенствоваться в данных направлениях народных промыслов;
  2.  Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность.

Содержание программы

Первый раздел Вязание крючком

Знакомство с историей вязания крючком. Подбор крючков и ниток. Техника безопасности. Изучение обозначения  в схемах. Обучение простым приемам вязания

(воздушная петля, столбики без накида, столбики с одним накидом, узор «Ракушка»). Вязание квадрата и круга из столбиков без накида. Изготовление картотеки образцов. Вязание небольших сувениров (игольницы, закладка для книг), шарфика, шапочки и пинеток для куклы. Работа с журналами.

Второй раздел Вязание спицами

Историческая справка появления данного вида рукоделия. Подбор пряжи и иголок. Техника безопасности. Изучение обозначения в схемах.  Обучение вязанию лицевых и изнаночных петель. Вязание образцов «Чулочная вязка», «Изнаночная гладь», «Резинка 1х1». Изготовление картотеки образцов. Вязание шарфика, шапочки, рукавичек для куклы, сумочки для телефона. Работа  с журналами. Выставка готовых работ.

Третий раздел Текстильное моделирование

Знакомство с историей русской тряпичной куколки, ее ролью в жизни крестьянина. Подбор ткани для конкретной куколки. Работа с шаблонами. Изучение приемов кручения куколки, приемов соединения деталей. Плетение простого пояса для закрепления элементов одежды. Выставка готовых работ.

Четвертый раздел Фелтинг

Картины из шерсти – еще одно направление фелтинга, помимо  сухого и мокрого валяния. Работа с источниками. Изучение приемов работы с шерстью для разных видов панно (портрет, пейзаж, цветы). Изучение техники наложения шерсти в зависимости от изделия. Использование пинцета и ножниц. Техника безопасности. Подбор основы картины и цветовой гаммы шерсти. Составление композиции  из шерсти по картинке. Мокрое валяние. Изучение приемов работы .Выставка  готовых  работ.

Учебный план

№   разделов

Название

разделов и тем

Кол-во часов по программе

Всего

Теория

Практика

1

Вязание крючком

1.Вводное занятие. Правила ТБ (крючок),инструменты и материалы. Историческая справка, знакомство с изделиями, журналами по вязанию. Знакомство с узорами: «Квадрат из столбиков без накида»

2. Знакомство с узорами:  «Круг из СБН», «Ракушка». Столбики с одним накидом.

3. Сувенир «Осьминожек».

4. Сувенир «Закладка для книг».

5.«Прихватка «Клубничка»

6.«Сумочка для телефона»

18

1

17

2

Вязание спицами

1.Знакомство с узорами вязания спицами.

2.«Шапочка для куклы с помпоном».

3.«Шарфик для куклы».

4.«Носочки для куклы»(спицы)

5.«Варежки для куклы»(на 2х спицах).

6.«Пинетки для куклы»(спицы).

16

0,5

15,5

3

Текстильное моделирование

1.Знакомство с историей русской тряпичной куколки.  Куколка «Кувадки».

2.«Вепсская куколка».

3. Куколка «Рождественский ангел».

4. Куколка «На счастье».

5. Куколка «Закрутка».

6. Куколка

«Масленица».

7. Куколка «Барыня».

8. Куколка  «Крупеничка».

9. Кукла «Кубышка -травница».

10.Кукла «Солнечный конь».

11.Кукла «Веснянка».

12.Куколка «Благость»

13.Куколка «Хороводница»

24

0, 5

23,5

4

Фелтинг (рисование шерстью)

1. Знакомство с понятием «Фелтинг» (виды валяния из шерсти), инструменты и приспособления. Правила ТБ. Изготовление панно «Красные маки».

2. Панно «Снеговик».

3. Мокрое валяние из шерсти «Новогодняя елочка».

4. Мокрое валяние из шерсти «Бусы для мамы».

5. Мокрое валяние из шерсти  «Гусеница в коконе».

6. Панно «Кот и кошка».  

7. Панно   «Лилия».

8.Мокрое валяние. Сувенир «Валенки-шептуны».

16

1

15

Итого:

74

3

71

Занятие  1 Вводное занятие. Правила ТБ (крючок),инструменты и материалы. Историческая справка, знакомство с изделиями, журналами по вязанию. Образцы: «Квадрат из столбиков без накида » .

Занятие 2 Вводное занятие. Правила ТБ (крючок),инструменты и материалы. Историческая справка, знакомство с изделиями, журналами по вязанию. Образцы: «Квадрат из столбиков без накида » .

Занятие 3 Образцы:  «Круг из СБН», «Ракушка». Столбики с одним накидом.

Занятие 4 Образцы:  «Круг из СБН», «Ракушка». Столбики с одним накидом.

Занятие 5 Образцы:  «Круг из СБН», «Ракушка». Столбики с одним накидом

Занятие 6 Образцы:  «Круг из СБН», «Ракушка». Столбики с одним накидом

Занятие 7 Сувенир «Осьминожек».

Занятие 8 Сувенир «Осьминожек».

Занятие 9 «Закладка для книг».

Занятие 10«Закладка для книг».

Занятие 11 Знакомство с историей русской тряпичной куколки.  Куколка «Кувадка».

Занятие 12 Знакомство с историей русской тряпичной куколки.  Куколка «Кувадка».

Занятие 13 «Вепсская куколка».

Занятие 14 «Вепсская куколка».

Занятие 15 Знакомство с понятием «Фелтинг» (виды валяния из шерсти), инструменты и приспособления. Правила ТБ. Изготовление панно «Красные маки».

Итоговая выставка работ.

Занятие 16 Знакомство с понятием «Фелтинг» (виды валяния из шерсти), инструменты и приспособления. Правила ТБ. Изготовление панно «Красные маки».

Итоговая выставка работ.

Занятие 17 Знакомство с узорами вязания спицами.  ТБ со спицами.

Занятие 18 Знакомство с узорами вязания спицами.  ТБ со спицами.

Занятие 19«Шапочка для куклы с помпоном».(спицы)

Занятие 20«Шапочка для куклы с помпоном».(спицы)

Занятие 21«Шарфик для куклы».(спицы)

Занятие 22«Шарфик для куклы».(спицы)

Занятие 23 Куколка «Рождественский ангел»

Занятие 24 Куколка «Рождественский ангел»

Занятие 25 Куколка «На счастье».

Занятие 26 Куколка «На счастье».

Занятие 27 Панно «Снеговик».

Занятие 28 Панно «Снеговик».

Занятие 29 Мокрое валяние из шерсти «Новогодняя елочка». Итоговая выставка работ.

Занятие 30 Мокрое валяние из шерсти «Новогодняя елочка». Итоговая выставка работ.

Занятие 31«Носочки для куклы»(спицы)

Занятие 32«Носочки для куклы»(спицы)

Занятие 33«Варежки для куклы».(на 2х спицах)

Занятие 34«Варежки для куклы».(на 2х спицах)

Занятие 35«Варежки для куклы».(на 2х спицах)

Занятие 36«Варежки для куклы».(на 2х спицах)

Занятие 37«Пинетки для куклы»(спицы)

Занятие 38«Пинетки для куклы»(спицы)

Занятие 39«Пинетки для куклы»(спицы)

Занятие 40«Пинетки для куклы»(спицы)

Занятие 41 Куколка «Птица  Радость»

Занятие 42 Куколка «Птица Радость»

Занятие 43 Куколка«Веснянка»

Занятие 44 Куколка«Веснянка»

Занятие 45 Мокрое валяние из шерсти «Бусы для мамы»

Занятие 46 Мокрое валяние из шерсти «Бусы для мамы»

Занятие 47 Мокрое валяние из шерсти  «Гусеница в коконе»

Занятие 48 Мокрое валяние из шерсти  «Гусеница в коконе»

Занятие 49«Прихватка «Клубничка»(крючок)

Занятие 50«Прихватка «Клубничка»(крючок)

Занятие 51«Прихватка «Клубничка»(крючок)

Занятие 52«Прихватка «Клубничка»(крючок)

Занятие 53«Сумочка для телефона»(крючок)

Занятие 54«Сумочка для телефона»(крючок)

Занятие 55«Сумочка для телефона»(крючок)

Занятие 56«Сумочка для телефона»(крючок)

Занятие 57 Куколка «Семья»

Занятие 58 Куколка «Семья»

Занятие 59 Куколка «Крупеничка».

Занятие 60 Куколка «Крупеничка».

Занятие 61 Куколка «Кубышка -травница»

Занятие 62 Куколка «Кубышка -травница»

Занятие 63 Панно «Кот и кошка».  

Занятие 64 Панно «Кот и кошка».  

Занятие 65 Панно   «Лилия».

Занятие 66 Панно   «Лилия».

Занятие  67 Куколка «Благость»

Занятие 68  Куколка «Благость»

Занятие 69 Куколка «Солнечный конь».

Занятие 70 Куколка «Солнечный конь».

Занятие 71 Куколка «Хороводница»

Занятие 72 Куколка «Хороводница»

Занятие 73  Мокрое валяние. Сувенир «Валенки-шептуны».

Виртуальная экскурсия в Этнографический музей - отдел «Народные промыслы  России».

Годовая итоговая выставка. Вручение дипломов.

Занятие 74 Мокрое валяние. Сувенир «Валенки-шептуны».

Виртуальная экскурсия в Этнографический музей - отдел «Народные промыслы  России».

Годовая итоговая выставка. Вручение дипломов.

Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной программы

  1. Формирование   интереса к определенным видам  рукоделия, а именно вязанию, текстильному моделированию, фелтингу;
  2. Обучение  основам вязания спицами и крючком (сюда входит  чтение схемы простого узора в журналах, правильно подбирать инструменты и пряжу для определенного изделия, умение вязать несложные изделия);
  3. Обучение созданию русской тряпичной куколки (сюда входит умение пользоваться книгами, чтение простых схем, рисунков  изготовления  куколки, умение правильно подбирать и комбинировать ткани для работы);
  4. Обучение основам рисования картин  из шерсти (сюда входит умение подбирать цветовую гамму в соответствии с рисунком, освоение приемов работы с шерстью, пользование специальными инструментами);
  5. Развитие творческого, креативного мышления;
  6. Формирование чувства своей социальной значимости  и самоуважения.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

-просмотр и анализ готовых работ;

- участие в конкурсах  разного формата;

-выставки изделий учащихся.

Календарный учебный график

Разработан в соответствии с ФЗ РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным

программам начального общего, основного общего, среднего общего образования

(утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2013г. № 1015);                          - СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от

29.12.2010г. № 189, с последующими изменениями); Уставом Средней школы № 21.

Учебный период

классы

Учебная четверть

каникулы

даты

продолжительность

даты

продолжительность

1 четверть

1-10

с 02.09.19 по 02.11.2019

9 учебных недель

2 четверть

1-10

с 05.11.2019 по 28.12.19

8 учебных недель

Итого                       1 полугодие

17 учебных недель

с 01.01.20 по 08.01.20

8 дней

3 четверть

1-10

 с   09.01.20 по 29.03.20

11,5 учебных недель

4 четверть

1-10

с 30.03.20 по 30.05.20

8.5 учебных недель

Итого                     2 полугодие

20 учебных недель

Всего

37 учебных недель

.

Условия реализации программы.

Занятия проводятся во второй половине дня, занятия ведутся по расписанию, расписание занятий составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей, утверждается директором школы.

Помещением для занятий является кабинет, площадью _________квадратных метра. Потолок, стены, пол, освещение  кабинета соответствует санитарным нормам. На этаже имеются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, снабжённые необходимыми средствами санитарии и гигиены, в самом кабинете- раковина для мытья рук. Требования к отоплению и воздушно-тепловому режиму соблюдены. Помещение по окончании занятий убираются, соблюдается режим проветривания.

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение:

Кабинет  оборудован в соответствии с санитарными нормами:

  1. Столы и стулья по росту детей
  2. Доска, средства ИКТ.
  3. Шкаф для хранения материалов, инструментов и готовых изделий.
  4. Раковина для мытья рук во время и после занятия

Формы аттестации (контроля) Контроль учащихся проводится в форме:

  1. просмотра и анализа готовых  работ
  2. участия в выставках и конкурсах.

Список литературы.

  1. Горнова Л.В., Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. Издательство: Учитель 2008.Серия Дополнительное образование
  2. Горяева Н.А., Островская О.В., Декоративно – прикладное искусство в жизни человека 5 класс , под ред.Б.М.Неменского,8 издание, Москва,  «Просвещение»,2009
  3. Котова И.Н., Котова А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла .-СПб.:"Паритет",2009
  4. Мишанова О.А., Картины из шерсти, Издательство: Феникс, 2014
  5. Фомичева Э.А., Начинаем вязать спицами и крючком, книга  для учащихся, Москва,  «Просвещение»,1991
  6. Ханашевич Д.Р., Волшебные квадратики, Издательство «Малыш», Москва ,1983
  7.  Ханашевич Д.Р., Подружки – рукодельницы, Издательство «Малыш», Москва 1982

В работе используются материалы с интернет-сайтов: www.rukodelie.by, www.1001uzor.com, www.vyazusama .info.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Модифицированная программа художественно-эстетической направленности по художественному и ручному труду "Ладушки-ладошки".

ldquo;Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и и...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...