ЛЕГО-конструирование
статья по конструированию, ручному труду

Пронина Екатерина Александровна

Использование конструктора ЛЕГО вобучении и воспитании детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Легко учиться с ЛЕГО!19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Легко учиться с ЛЕГО!

(использование конструктора в процессе обучения детей с ТНР)

Курмакаева Е. Н, учитель – логопед

Пронина Е.А., воспитатель

МАОУ детский сад №80 «Песенка» г.о.Тольятти

             Применение конструктора ЛЕГО является незаменимым в коррекционно-развивающей работе педагогов групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, так как:

  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей ;
  • позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

     При использовании конструктора ЛЕГО отмечаются некоторые преимущества перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для коррекции речевого развития дошкольников:

  • С поделками из ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить; конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например, клей; у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
  • У ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков; он испытывает психическое состояние успеха.
  • Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
  • Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу
  • При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?).
  • При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
  • Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО - конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ТНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы; лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
  • Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста); составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
  • Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным; при этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
  • Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать гендерные особенности детей; благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола.
  • Поскольку коррекционная работа проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).

Использование элементов ЛЕГО конструирования в процессе подготовки к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи позволили нам сделать вывод об улучшении результатов в этой области и не только.

   Приведём пример: абстрактный термин «звук» очень трудно усваивается нормально развивающимся ребёнком – дошкольником, а детям с ТНР тем более. Для решения этой задачи можно использовать ЛЕГО. Человечки в красных костюмчиках могут обозначать гласные звуки, в синих - твёрдые согласные, в зелёных – мягкие. Можно внутрь их насыпать по-разному звучащий сыпучий материал и через игру определить звонкость или глухость согласного звука.

   Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу звуков. Например, звук «У» пришёл в гости к звуку «К». Они встали рядом, и получился слог «УК». Педагог может задать ребёнку вопросы: сколько всего звуков? Назови первый звук, гласный, согласный. Ребёнок отвечает, играя с ЛЕГО – человечками. Позднее человечков можно заменить кирпичиками для расстановки звуков в слове, для обозначения длинных и коротких слов, при составлении схемы предложений, букв.

    Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед помогает преодолевать порой неприятные ощущения ребёнка, вызванные трудностью постановки звуков. Нужно только придумать, как это сделать веселее и увлекательнее. Можно предложить ребёнку сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и сочинить сказку: «У Королевы Красивой Речи сломалась её любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в своё королевство. Помоги ей!» Ребёнок с удовольствием поможет Королеве и выполнит просьбу логопеда завести моторчик волшебной машины. Но так как машина собрана из ЛЕГО, нужно «завести» каждый кирпичик. Дети собирают самые разнообразные постройки и придумывают свои истории.

    Подобные приёмы направлены на формирование интереса к обучению, снятие негативного отношения, вызванного у детей прошлым опытом.

ЛЕГО можно использовать и в познавательно – исследовательской деятельности. Темы, изучаемые наглядно при помощи конструктивно – игровой деятельности, лучше усваиваются детьми. Например, при изучении темы «Животные», дети строят животных с их детёнышами, конструируют для них жилища, среду обитания (лес, льдины, пальмы) и т.д., можно добавить стихи.  Выполняя постройку, дети создают объёмное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта и всё с ним связанное. О лошадке, которую собрал сам ребёнок, он с удовольствием рассказывает, играет, придумывает разные истории.

    Ещё одно важное направление использования ЛЕГО - конструирования в работе с детьми ТНР – в диагностике. Свободная конструктивно – игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом (дефектологом, воспитателем), детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка с ТНР с точки зрения сформированности  эмоционально - волевой и двигательных сфер, выявить речевые возможности ребёнка, выявить уровень его коммуникации и т.д.

     В процессе конструктивно – игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательно – исследовательскую деятельность, совершенствует сенсорно – тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Это позволяет с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием.  Манипулирование с ЛЕГО – элементами также сглаживает, частично преодолевает имеющиеся отклонения в речевом развитии у детей с ТНР.

    Таким образом, работа с применением конструктора ЛЕГО делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лего-конструированию "Путешествие в Лего-град"

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.Задачи: Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ри...

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Творческий проект по лего-конструированию "Лего и космос"

Проект рассчитан на детей 7-го года жизни....

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир.  Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...

«Развитие интеллектуальных и математических способностей дошкольников посредством лего-конструирования» «Изучаем ЛЕГО математику»

     Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных инте...

Конспект ОД по Лего-конструированию «Путешествие по ЛЕГО стране»

Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор....

Мастер-класс по Лего-конструированию «Внедрение Лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ»

в материале представлена презентация к мастер-классу по лего-конструированию для педагогов...