Мастер-класс на тему: «Кукла-закрутка «Нянюшка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Мастер-класс на тему: «Кукла-закрутка «Нянюшка»
Всегда изготовление игрушек для детей было делом семейным. Папы и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей - так с ранних лет приучали их к рукоделию, усердию и терпению.
Таких куколок у девочек было очень много, более семидесяти. Все они были разные, по-разному сделаны и по-разному одеты, в зависимости от того, кого изображала куколка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Кукла-закрутка «Нянюшка» | 449.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Кукла-закрутка «Нянюшка»
Цель: Учить изготавливать традиционную куклу - закрутку (куклу- берегиню). Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Задачи:
- Знакомить детей с русскими народными куклами, через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси. Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду с взрослыми.
- Формировать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями: «Кукла-закрутка», «оберег», «оторочка», «лоскут», «безликая кукла».
- Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям
Материал и оборудование:
1. Белая ткань размером 30x30 по количеству детей (2 шт.);
2. Шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскут белый и цветной ткани для одежды;
3. Отделочный материал: декоративная тесьма, узкие ленты, кружева.
Из истории изготовления русских обрядовых кукол:
Всегда изготовление игрушек для детей было делом семейным. Папы и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей - так с ранних лет приучали их к рукоделию, усердию и терпению.
Таких куколок у девочек было очень много, более семидесяти. Все они были разные, по-разному сделаны и по-разному одеты, в зависимости от того, кого изображала куколка.
Каждая девочка берегла своих кукол и когда вырастала, передавала их своим детям. Эта игрушка готовила ребенка к самостоятельной жизни и работе, через игру дети учились всему.
Кукла - это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной. По- разным поводам, для разных случаев делали разных кукол. Так при рождении ребенка в семье - нянюшку, на свадьбу - жениха и невесту, отдельную куклу изготавливали для сохранения домашнего очага.
Почти все куклы - обереги, т.е. они оберегали человека от беды и несчастья. В одежде и облике куклы отражались ее образ жизни, семейно-бытовая роль и возраст. Так, коса - у молодой незамужней девушки, женщины убирали волосы под головной убор; длинная рубаха была у взрослого мужчины, короткая - у парня; кукла без фартука означала старуху.
Края одежды обязательно украшались, ведь оторочка - тоже оберег. Тщательно подбирались ткани и нитки для будущей куклы. Учитывали символический смысл каждого цвета:
красный - это символ солнца, огонь, символ плодородия;
желтый - божественный цвет, тепло, младенчество;
зеленый - здоровье, молодость;
синий - высокие помыслы и духовное общение;
черный - сила, власть, богатство, крепкая семья.
Первую куколку ласково называли «Нянюшка».
«Нянюшку» нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). В работе совершенно не используются иголка - только закрутка тряпочки и завязывали ее хлопчатобумажной ниткой. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Таких кукол называли "безликими", т.е. без лица. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла служила одновременно и оберегом.
Технология изготовления:
1. Сворачиваем льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, можно закрепить ее ниткой.
2. Делаем лицо и руки. Кладем трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани. Перегибаем по диагонали и закрепляем голову, перевязываем ниткой. Ручки и талию также перевязываем. Получилась белая кофточка.
3. Наряжаем куклу: закручиваем вокруг талии декоративную тряпочку и завязываем ее ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из декоративной тесьмы.
4. На голову повязываем шелковую ленточку или платок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов Тема: "Релаксация как способ снятия психического напряжения"
Цель: применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ снятия напряжения.Задачи: Дать определение понятию релаксация;Познакомить педагогов со способами ...
Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.
Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка» г. Прокопьевска Кемеровской области Серге...
Мастер класс для родителей тема "Тряпичная кукла или счастье своими руками"
Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/Цель: познакомить родителей и детей с народной обрядовой куклой и научить их ее изготовлению, тем самым создать условия создать условия для...
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Тема «Работа с природным и растительным материалом ».
материал для работы с родителями в активной форме...
КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Кукла-закрутка»
Методическая разработка занятия по ручному труду....
Мастер класс с педагогами "Народная кукла - закрутка"
Задачи: формировать интерес к народному творчеству, научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, стимулировать проявление фантазии и творчества....
Мастер класс по изготовлению тряпичной куклы - закрутки
Куклы- закрутки можно делать с детьми старшей и подготовительной группы....