Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Белые розы» (опыты с тканью)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Никитина Татьяна Валерьевна

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Белые розы» (опыты с тканью)

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование элементов методики исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова и элементов ТРИЗ.

Задачи:

• Познакомить детей с некоторыми свойствами ткани (прочная, мокнет, окрашивается, мнется) в процессе выполнения с ней различных действий (мять, разрывать, рисовать, окрашивать, мочить, с историей ткани. Учить накапливать информацию о предмете опытным путем.

• Учить опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной деятельности и в повседневной жизни.

• Развивать развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение работать в микро группах (пары)

• Ввести новый символ "Узнай у специалиста"

Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

Материалы и инструменты: разные виды ткани в виде птиц, постельное белье, полотенце, одежда, бумажные предметы, мыло, 5 образцов ткани (по 2 каждого, 2 чашки с соком свеклы и моркови, 10 белых платочков с бахромой,модель: волшебный компьютер,символы: воскл. знак, глаз, нос, рука, нитки (распущенная ткань детьми дома с родителями, черная ткань с пекинской капустой, белая акриловая краска, опрыскиватель, зонт.

Предварительная работа: чтение сказки "Как рубашка в поле пришла" К. Ушинского, "Голый король"Г. Х. Андерсена, совместно с родителями опыт: "Из чего состоит ткань", изготовление коллекции тканей в виде птицы, изготовление подарка для мамы "платочек с бахромой".

Ход

Профессор Чудаков: Здравствуйте, ребята. Вы снова в моей лаборатории. Вспомните, что означает это слово? Сегодня в лаборатории мы будем исследовать новый объект. Послушайте стихотворение и узнаете,что это:

Я умею шить немножко.

Сшила сарафан для кошки.

Только Дашка одеваться

Не желает! То кусаться,

То царапать начинает.

Сарафан не надевает!

Я тогда собаке Жучке

Сшила тёпленькие брючки.

Хороши и цвет, и рост.

Только, жаль, мешает хвост!

Жучка волком завывает,

А штаны не надевает!

Я расстроилась, друзья,

И тогда решила: я

Буду шить для куклы Нинки

Платья, трусики, косынки.

Кукла - модница! Она

Оценить мой труд должна!

- Кому девочка шила одежду? (кошке и собаке). Кому ещё будет шить? (кукле) Какую одежду она сошьет? (платья, трусики, косынки). Из какого материала шьют одежду? (из ткани)

- Да. Сегодня в лаборатории мы будем исследовать ткань.

Проходите в выставочный зал лаборатории.

- Что означает этот символ "!"? ("Подумайте самостоятельно")

На выставке представлены разные вещи. Подумайте самостоятельно, что нам подходит для исследования, а что лишнее. Почему?

- У нас новый символ "Телефон".Он означает: спроси у специалиста. Разделитесь на пары. Каждой паре я даю образец ткани. У нас в лаборатории есть ученые. Найдите ученого с таким же образцом ткани, как у вас. Спросите, как называется эта ткань и что из неё шьют.

Оставайтесь рядом с учеными. А я буду спрашивать, что вы узнали.

Вывод: Из ткани шьют вещи.Она может быть разной по составу: из шерсти, меха, льна, хлопка, шелка, капрона.

- Проходите в 1 кабинет. (работа за столом). Откуда к нам пришла ткань поможет узнать наш "Волшебный компьютер".Показ иллюстраций:

В глубоко древности одежду мастерили из шкур животных. Самые первые иглы были из костей. Потом люди научились изготовлять ткани из растений. Они заворачивались в куски разной ткани и закрепляли их.

Затем появились мастера - портные, они умели рисовать на ткани, кроить и сшивать куски. Портные ходили по городам и шили одежду на заказ. Сейчас портные шьют удобную, модную и красивую одежду. Самых лучших называют кутюрье. Модную одежду можно увидеть на показах мод.

- Вспомните, что означает этот символ. Глаз. (можем увидеть, посмотреть).

Поднимает накидку. Там птички из разных видов ткани, сделанные ранее дома.

- Возьмите в руки птичек. Что вы увидели? Какой формы крылышки из ткани? Какой формы клюв? Хвостик? Какого цвета грудка у птички?

- Что означает этот символ? Нос. (можно понюхать). Понюхайте ткани, из которых сделана ваша птичка. Как они пахнут?

Вывод: ткани можно придать разную форму, цвет, размер. У ткани есть свой запах.

- Дома вы с родителями делали опыт "Из чего состоит ткань?" Расскажите, что вы узнали? Давайте, поиграем нитками, которые вы принесли из дома. Берут нитки из пакета. Вы - котята, повторяйте за мной.

Физминутка "Шаловливые котята"

Хозяйка видала спросонок,

Как маленький черный котенок

Разматывал возле калитки

Какие-то белые нитки,

Как, длиною ниткой играя,

Забрался на крышу сарая.

Хозяйка полгода вязала

- Фуфайки в минуту не стало,

Остались одни только спицы.

Ну как на котят не сердиться?

- Мы весело провели время и не заметили, как оказались во 2 кабинете. Здесь есть символ "Рука". Вспомните, что это значит? (потрогать руками). Сейчас проведем опыты с тканью.

Опыт №1 "Что происходит с тканью в воде?"

1)Возьмите белые платочки. Попробуйте их порвать. Рвется так же как бумага? (Нет. Ткань прочнее, крепче). Попробуйте смять ткань. Мнется?

2) Раньше мы проводили опыт с овощами "Можно ли самим сделать сок?". Какого цвета сок моркови? (оранжевый) Из свеклы? (бордовый, красный).

Узнаем, намокнет ли ткань в воде, в соке. Опустите платочки в чашки с соком. Осталась ли ткань сухой? (Нет. Намокает)

Узнаем, осталась ли прочной мокрая ткань или рвется так же как мокрая бумага? Попробуйте порвать. (не рвется).

Вывод: ткань прочнее, чем бумага. Она мнется, мокнет в воде, ее можно красить самим.

Опустите платочки в чашки с соком. Позже мы придем и узнаем, окрасилась ли ткань.

Опыт №2 "Все ли ткани намокают?"

Игра "Волшебный зонт"

- Отгадайте загадку:

В руки ты его возьмёшь –

И тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт: его ты сложишь

И гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт,

Что оставишь дома? (Зонт)

– Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.

Профессор обрызгивает зонт распылителем.

- Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань. Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) —ткань, сделанная с помощью химических веществ, из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду.

Вывод: не все ткани намокают.

Фокус с тканью "Белые розы"

- Хотите увидеть фокус? У меня есть капуста и белая краска. Я разрежу капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани. Какой цветок получился? (роза) С помощью отпечатков можно самим создавать на ткани красивые рисунки.

- Давайте посмотрим, что стало с белыми платочками, окрасились ли они соком. Отожмите лишнюю воду и расправьте платочки. Остались ли они белыми? Какими стали? Когда они высохнут, мы погладим их. И сделаем на них отпечатки. Подарим их мамам на 8 марта.

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Расскажите, что вы знаете о ткани теперь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opytno.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Белые розы» (опыты с тканью)

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование элементов методики исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова и элементов ТРИЗ.

Задачи:

• Познакомить детей с некоторыми свойствами ткани (прочная, мокнет, окрашивается, мнется) в процессе выполнения с ней различных действий (мять, разрывать, рисовать, окрашивать, мочить, с историей ткани. Учить накапливать информацию о предмете опытным путем.

• Учить опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной деятельности и в повседневной жизни.

• Развивать развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение работать в микро группах (пары)

• Ввести новый символ "Узнай у специалиста"

Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

Материалы и инструменты: разные виды ткани в виде птиц, постельное белье, полотенце, одежда, бумажные предметы, мыло, 5 образцов ткани (по 2 каждого, 2 чашки с соком свеклы и моркови, 10 белых платочков с бахромой,модель: волшебный компьютер,символы: воскл. знак, глаз, нос, рука, нитки (распущенная ткань детьми дома с родителями, черная ткань с пекинской капустой, белая акриловая краска, опрыскиватель, зонт.

Предварительная работа: чтение сказки "Как рубашка в поле пришла" К. Ушинского, "Голый король"Г. Х. Андерсена, совместно с родителями опыт: "Из чего состоит ткань", изготовление коллекции тканей в виде птицы, изготовление подарка для мамы "платочек с бахромой".

Ход

Профессор Чудаков: Здравствуйте, ребята. Вы снова в моей лаборатории. Вспомните, что означает это слово? Сегодня в лаборатории мы будем исследовать новый объект. Послушайте стихотворение и узнаете,что это:

Я умею шить немножко.

Сшила сарафан для кошки.

Только Дашка одеваться

Не желает! То кусаться,

То царапать начинает.

Сарафан не надевает!

Я тогда собаке Жучке

Сшила тёпленькие брючки.

Хороши и цвет, и рост.

Только, жаль, мешает хвост!

Жучка волком завывает,

А штаны не надевает!

Я расстроилась, друзья,

И тогда решила: я

Буду шить для куклы Нинки

Платья, трусики, косынки.

Кукла - модница! Она

Оценить мой труд должна!

- Кому девочка шила одежду? (кошке и собаке). Кому ещё будет шить? (кукле) Какую одежду она сошьет? (платья, трусики, косынки). Из какого материала шьют одежду? (из ткани)

- Да. Сегодня в лаборатории мы будем исследовать ткань.

Проходите в выставочный зал лаборатории.

- Что означает этот символ "!"? ("Подумайте самостоятельно")

На выставке представлены разные вещи. Подумайте самостоятельно, что нам подходит для исследования, а что лишнее. Почему?

- У нас новый символ "Телефон".Он означает: спроси у специалиста. Разделитесь на пары. Каждой паре я даю образец ткани. У нас в лаборатории есть ученые. Найдите ученого с таким же образцом ткани, как у вас. Спросите, как называется эта ткань и что из неё шьют.

Оставайтесь рядом с учеными. А я буду спрашивать, что вы узнали.

Вывод: Из ткани шьют вещи.Она может быть разной по составу: из шерсти, меха, льна, хлопка, шелка, капрона.

- Проходите в 1 кабинет. (работа за столом). Откуда к нам пришла ткань поможет узнать наш "Волшебный компьютер".Показ иллюстраций:

В глубоко древности одежду мастерили из шкур животных. Самые первые иглы были из костей. Потом люди научились изготовлять ткани из растений. Они заворачивались в куски разной ткани и закрепляли их.

Затем появились мастера - портные, они умели рисовать на ткани, кроить и сшивать куски. Портные ходили по городам и шили одежду на заказ. Сейчас портные шьют удобную, модную и красивую одежду. Самых лучших называют кутюрье. Модную одежду можно увидеть на показах мод.

- Вспомните, что означает этот символ. Глаз. (можем увидеть, посмотреть).

Поднимает накидку. Там птички из разных видов ткани, сделанные ранее дома.

- Возьмите в руки птичек. Что вы увидели? Какой формы крылышки из ткани? Какой формы клюв? Хвостик? Какого цвета грудка у птички?

- Что означает этот символ? Нос. (можно понюхать). Понюхайте ткани, из которых сделана ваша птичка. Как они пахнут?

Вывод: ткани можно придать разную форму, цвет, размер. У ткани есть свой запах.

- Дома вы с родителями делали опыт "Из чего состоит ткань?" Расскажите, что вы узнали? Давайте, поиграем нитками, которые вы принесли из дома. Берут нитки из пакета. Вы - котята, повторяйте за мной.

Физминутка "Шаловливые котята"

Хозяйка видала спросонок,

Как маленький черный котенок

Разматывал возле калитки

Какие-то белые нитки,

Как, длиною ниткой играя,

Забрался на крышу сарая.

Хозяйка полгода вязала

- Фуфайки в минуту не стало,

Остались одни только спицы.

Ну как на котят не сердиться?

- Мы весело провели время и не заметили, как оказались во 2 кабинете. Здесь есть символ "Рука". Вспомните, что это значит? (потрогать руками). Сейчас проведем опыты с тканью.

Опыт №1 "Что происходит с тканью в воде?"

1)Возьмите белые платочки. Попробуйте их порвать. Рвется так же как бумага? (Нет. Ткань прочнее, крепче). Попробуйте смять ткань. Мнется?

2) Раньше мы проводили опыт с овощами "Можно ли самим сделать сок?". Какого цвета сок моркови? (оранжевый) Из свеклы? (бордовый, красный).

Узнаем, намокнет ли ткань в воде, в соке. Опустите платочки в чашки с соком. Осталась ли ткань сухой? (Нет. Намокает)

Узнаем, осталась ли прочной мокрая ткань или рвется так же как мокрая бумага? Попробуйте порвать. (не рвется).

Вывод: ткань прочнее, чем бумага. Она мнется, мокнет в воде, ее можно красить самим.

Опустите платочки в чашки с соком. Позже мы придем и узнаем, окрасилась ли ткань.

Опыт №2 "Все ли ткани намокают?"

Игра "Волшебный зонт"

- Отгадайте загадку:

В руки ты его возьмёшь –

И тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт: его ты сложишь

И гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт,

Что оставишь дома? (Зонт)

– Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.

Профессор обрызгивает зонт распылителем.

- Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань. Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) —ткань, сделанная с помощью химических веществ, из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду.

Вывод: не все ткани намокают.

Фокус с тканью "Белые розы"

- Хотите увидеть фокус? У меня есть капуста и белая краска. Я разрежу капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани. Какой цветок получился? (роза) С помощью отпечатков можно самим создавать на ткани красивые рисунки.

- Давайте посмотрим, что стало с белыми платочками, окрасились ли они соком. Отожмите лишнюю воду и расправьте платочки. Остались ли они белыми? Какими стали? Когда они высохнут, мы погладим их. И сделаем на них отпечатки. Подарим их мамам на 8 марта.

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Расскажите, что вы знаете о ткани теперь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

Конспект опытно-экспериментальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: Развлечение. Прогулка со снеговичком.

На основании интрегации образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.Используемы технологии: игровая....

"Чудеса или наука. Снег и лёд". Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детей. Картотека опытов и экспериментов.

Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения исследований и опытов со снегом и льдом. Благодаря и...