Методическая разработка Пластилинография
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Казаку Луиза Леонидовна

Пластилинография -направлена на развитие ручных умений детей с раннего возраста.Занятия пластилинографией способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память,мышление, а также развитию творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Холова Луиза Леонидовна

 МБДОУ «Детский сад 15» город Канаш.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

 Это весьма полезно, а потому не только не следует

                                            этому мешать, но нужно принимать меры к тому,

                     чтобы всегда у них было что делать».

                                                 Ян Амос Коменский

Методическая разработка в старшей группе «Пластилинография»

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.  

          Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Несомненно, все это требует от педагога поиска все новых и новых подходов к организации детской деятельности.

Пластилин – один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины. Что такое пластилинография?

Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел.

 В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными выразить себя, передать настроение могут как маленькие дети, так и подростки. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков. Достаточно проявить немного воображения и дать волю своей фантазии. Виды картин сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
В ходе работы по пластилинографии реализуется познавательная активность детей в  основе которого сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

         Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

 Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат. В интересной игровой форме обогащается словарный запас детей. Учеными выявлена связь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.                                    

Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Цель:  всестороннее  развитие ребенка дошкольного возраста посредством                                               пластилинографии.

Задачи:

1. Сформировать умение передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2. Способствовать принятию детьми задачи, воспитывать умение слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

3. Познакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаг.

4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.

5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:
• Прямая пластилинография
- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
• Обратная пластилинография
(витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). 
• Контурная пластилинография
- .изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
• Многослойная пластилинография
–объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
• Модульная пластилинография
– изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
• Мозаичная пластилинография
- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
           В ходе работы по данной теме нами были разработаны следующие рекомендации:
           Пластилин необходимо размягчить, некоторые марки пластилина очень твердые, это затруднит работу с ним, а значит дети быстро потеряют интерес к деятельности. Но не следует заливать пластилин кипятком это сделает материал слишком мягким и податливым;
           Картонную основу можно покрыть скотчем. Со временем на изображениях созданных из пластилина появляются неприятные жирные пятна. Скотч предотвратит эту проблему.
           Для создания картин с большим количеством деталей можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусок пластилина и нагревают, а затем аккуратно выдавливают, получаются длинные тонкие «нити». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц;
            Если работа удалась, есть смысл покрыть работу бесцветным лаком. Под ним пластилин затвердеет, изделие не только сохранит свою яркость, но и станет еще ярче со временем.

Хранить такую работу легче поскольку пластилин хорошо собирает пыль и трудно поддается очистке;                                    

          Во время работы необходимо следить чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца,а не царапал пластилин ногтем;                  

         Ну и пожалуй последняя рекомендация: предоставьте ребенку возмож-ность для экспериментирования.                                    

         Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Из опыта проведенных занятий, можно сказать с уверенностью, что главный итог необыкновенное ощущение радости детей и взрослых и большое желание вновь встретится для работы с этим художественным материалом. Результат отличный, все творческие работы получаются прекрасными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Пластилинография в работе с воспитанниками ДОУ"

Методическая разработка. Тема «Пластилинография в работе с воспитанниками ДОУ».Занятия с использованием техники пластилинография имеют огромную ценность для развития и обучения детей. Техника дос...

Методическая разработка. Пластилинография. "Снегири на ветке"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

Методическая разработка "Пластилинография для детей - творчество и развитие"

Методическая разработка "Пластилинография для детей - творчество и развитие"...

Методическая разработка "Пластилинография" Информация для родителей.

Разработана для детей старшего дошкольного возраста, развивает творческие способности воспитанников...

Методическая разработка «Пластилинография»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источни...

Методическая разработка «Пластилинография»

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...