Методическая разработка "Пластилинография" Информация для родителей.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Разработана для детей старшего дошкольного возраста, развивает творческие способности воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastelinografiya_.docx | 21.47 КБ |
Конспект Путешествие в лес | 92.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками»
Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, предлагаю использовать нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинографию». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать. Появления нового вида в изобразительной деятельности, где основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н.Давыдова).
Работу по формированию навыков по пластилинографии проводить надо в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.
1 Подготовительный: освоить приемы надавливания, размазывания пластилина пальцами, выработать правильную постановку пальца, овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика, жгутика, косички; научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной: научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов, вспомогательных предметов для придания выразительности работам.
3. Итоговый: научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому.
Для освоения детьми нетрадиционной техники «пластилинография» надо создать условия для ознакомления, обеспечивая предметную среду для деятельности детей, изменяя и дополняя ее, используя дополнительные природные материалы (ракушки, камешки, перья, семена), различные «сыпучие» вещества (разнообразные крупы, сахар, соль, макаронные изделия) и бросовые (бисер, бусины, пайетки) материалы используемые для создания определенных эффектов, придающих выразительность образу и неповторимость всей работе, а также трафареты и картон разного цвета с нанесенным контурным рисунком и без. Так чтобы, дети могли при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания. При обучении детей пластилинографии, не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать и не отбить желание заниматься подобным творчеством. Поскольку работа с пластилином требует много времени, в середине занятия проводят физкультурную разминку. После того, как дети овладеют основными приемами пластилинографии, можно переходить к более сложным и даже коллективным картинам.
Основные понятия, термины в описании рассмотрим ниже.
Пластилинография - создание лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Обратная пластилинография - разновидность аппликации из пластилина, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.
Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Техника рисования пластилином представляет собой создание лепных картин на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. К тому же пластилинография развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Лепные картины или интересные поделки могут украсить группу или комнату, а также могут превратиться в оригинальные подарки для родителей и друзей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:
- Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.
- Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура); Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло. Нужно перенести рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.
- Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.
- Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки. Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.
- Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков. Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.
- Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.
Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Рисование пластилином способствует интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей воспитанников «Демократический стиль поведения родителей»
Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям .Демократический ст...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методическая разработка.Методическая работа с родителями :Одинокий родитель.
Методическая работа с родителями..Тема"Одинокий родитель".«Я чувствую вину в том, что я родитель-одиночка. Одной из причин является то, что я боюсь, что мой ребенок будет обделен потому, что у него не...
Методическая разработка.Методическая работа с родителями :"...день рождения!"
Методическая разработка.Методическая работа с родителями :"...день рождения!" Естественно для ребенка чувствовать себя обделенным, когда все внимание уделяется другому, но дети...
Методические рекомендации для родителей "Двадцать простых советов логопеда родителям"
Двадцать кратких, понятных и очень важных советов для родителей по раннему развитию речи детей....
«В помощь родителям будущих первоклассников» Методические рекомендации для родителей
Последний год дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением в школу, в первый класс. Иногда эти тревоги, чрезмерно усиливаются, делая воспитательные у...
Методический материал для родителей и методические рекомендации для домашнего выполнения для родителей и их детей по теме "Посуда".
В данной разработке представлены материалы для усвоения и закрепления знаний по лексической теме "Посуда". Задания помогут усвоить детям основные понятия по лексической теме, расширить актив...