Мастер класс на муниципальном семинаре "Портрет осени"
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Олейник Вера Ивановна

Панно "Портрет осени" для оформления группы в детском саду к осенним праздникам,  в качестве подарка. Можно изготовить на выставку, конкурс, посвященный осени, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_portret_oseni.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

( дошкольное отделение)

г. Хвалынска Саратовской области

Мастер-класс на тему:

« Портрет «Чародейка  Осень»

Подготовила :  воспитатель Олейник Вера Ивановна

Назначение:  можно изготовить для оформления группы в детском саду к осенним праздникам,  в качестве подарка. Можно изготовить на выставку, конкурс, посвященный осени, природе.

Цель:  распространение собственного педагогического опыта, повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи:

  • Поделиться с  педагогами  разными видами техники  создания картин из листьев, семян, цветов.
  • Развивать коммуникативность педагогов, вербальные и  невербальные способы общения.
  • Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Ожидаемый результат:  повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию разных техник создания картин из листьев и цветов в работе с детьми.

Оборудование для педагогов: подносы с разнообразными осенними листьями , картины из листьев, деревянная основа, засушенные листья, цветы хризантемы,  клей, салфетки, ягоды рябины, колоски, белые салфетки, деревянные кубики. Вырезанные листочки клена и дуба,  зонт, декоративные иголочки.

Ход мастер- класса

- Прежде чем начать наш мастер – класс я вам предлагаю ответить на вопрос, что вы ожидаете от данного  мастер-класса?  (Ответы предлагаются записать на  листках клена и дуба. А в конце мастер- класса прикрепляют с помощью декоративной иголочки к зонту)

Вот и наступила красавица осень.

 В это время года на темном фоне распаханных полей полыхает яркая листва осеннего леса – все оттенки желтого, красного, коричневого и оранжевого.

Осень пора созревания плодов, ягод, семян. Но ещё цветут запоздалые цветы: хризантемы, астры, ноготки, сентябринки.

Сбор опавших с деревьев листьев разных форм и оттенков – интересное занятие. К сожалению, хранить пышный букет листвы в квартире негде. Но можно найти выход и из этой ситуации, попробовав, например, создать красивые картины из осенних листьев.

Для этого не требуется особого профессионализма, достаточно будет желания сотворить маленький шедевр и немножко фантазии.

Какие техники и варианты существуют

Техник, с помощью которых можно создать настоящие произведения искусства из опавшей листвы, очень много. Перечислю самые популярные варианты:

  • Объёмные картины;
  • Парящие листья на полотне; (По центру прикладываем листики… и прикидываем взглядом, где у этого листика самое центральное место. Помечаем это место карандашиком на дне рамки.

Далее к помеченному месту приклеиваем кусочек пенопласта (или толстеньки обрезок деревянной реечки) – то есть создаем «пенек-возвышенность» на дне рамки.

Вот к этому пеньку (пенопластовому, или деревянному) мы приклеим наш листок. И получится, что он как бы завис в воздухе и не касается стены своей рамки.)

  • Картины из окрашенных засушенных листьев;
  • Пейзажи с отпечатками листьев;
  • Штампованные картины;
  • Плоские картины с сухими травами и листками;
  • Пейзажные;
  • Портретные;
  • Аппликационные;
  • Графические;
  • Картины, созданные по мозаичной технике;
  • Насыпные картины из листьев.
  • Рамка из цветов (показать)

Я хочу поделиться с вами, как мы с детьми  изобразили  портрет Осени из листьев и цветов.

Приглашаю  4 человек поучаствовать в создании портрета Осени.

На полу лежат разноцветные листочки разных размеров.

 Участники их рассматривают, называют знакомые листочки.

-   Как вы думаете, откуда эти листочки?(залетели в окно, задул ветер и т.д.)

- А что такое листопад? Вы хотите его устроить?

Тогда  берите листочки, поднимите их вверх и выпускайте их из рук.

-  Что вы заметили? Как листочки падали?

Ответы участников мастер-класса. (быстро или медленно, летел прямо вниз или кружился)

- Почему листья по -разному падали?

Ответы участников мастер-класса. Крупные листья падают быстрее и почти не кружатся, а маленькие листья падают медленнее и больше кружатся.

- Что происходит дальше с опавшими листьями ?
( Ответы участников мастер-класса)
-У меня две коробочки- в одной лежат сухие листья, а в другой  недавно опавшие. Пошуршите ими. (дети шуршат коробочками)

- Что вы скажете, одинаково они шуршат?

-  Как вы думаете, какие листья шуршат сильнее- сухие или недавно опавшие?Почему?

  ( Ответы участников мастер-класса)

-  А вы знаете почему же листья изменяют окраску осенью? (Ответы участников мастер-класса)
 Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Возьмите листочек и вложите его внутрь сложенного пополам кусочка белой ткани. Теперь кубиком постучите по листочку сквозь ткань. Что мы увидели?
Ответы участников мастер-класса .Ткань окрасилась в зелёный цвет.
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Взять сочные листья комнатных растений).
- Когда наступает осень и становится холоднее,  меньше солнечного цвета -это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем.

- Какого цвета листья у деревьев осенью? (Ответы участников мастер-класса)
        Осень поэты часто сравнивают с художником, который украшает деревья разными цветами – красным, багровым, золотым.

С кем можно сравнить осень, если придать ей человеческий облик? (ответы детей)

Я бы сравнила осень с чародейкой, за её разноцветные, неповторимые, дорогие наряды. Кого можно назвать Чародеем?

Осень рисует листьями прекрасные картины природы.

 А может-быть у нас тоже получится? Хотите быть художниками?

-  Давайте сделаем из листьев и цветов  портрет самой осени, Чародейки –Осени.

-А вы помните, что такое портрет? (Это изображение человека или группы людей)

-Какая онаосень?

 -Как вы думаете, на кого она может быть похожа?

 -Есть ли у нее лицо? Какое оно доброе или злое? 

-Может быть, немного грустная и строгая, или, наоборот, рыжеволосая задорная ?

       -Волосы у нее какие будут- длинные или короткие?

-Рассмотрите на подносах листочки, они вам знакомы? Назовите их.

- Вот одни листочки я тоже незнаю с какого дерева, но они такие яркие, необычные   и нарядные, что я не удержалась и набрала их для вас. На какие листья они немного похожи? Потом я все таки выясню их название и вам сообщу.

        -Зачем нам колоски? А что мы сделаем с цветами? Как они называются, помните?

Ребята, кто хорошо вырезает, пусть вырежет лицо осени. Потом мы его приклеим …..

А пока Катя вырезает лицо осени, давайте решим, куда мы его приклеим и кто будет его клеить. Губки у Осени раскрасим фломастером или  приклеим листик?

 Кто будет приклеивать листочки, а кто цветы.

Вы почувствовали что то от прикосновения с листиками? Это парафин. Чтобы листья не потеряли свой красивый вид, я их опускала в парафин. Теперь они надолго сохраняться.

Не забудьте, подобрав листья выложить их на изображение в том порядке, как вы будете наклеивать. Не забывайте, что листья хрупкий материал.

 Начинаем создавать портрет - давайте начнём с причёски.

Пальчиковая гимнастика

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

- У нас получился замечательный портрет.

 Как вы назовете осень здесь?

А чтобы было еще очарованнее, давайте сделаем вокруг портрета рамку из цветов .

- Вы довольны своим творением?

Вам понравилось работать с природным материалом?

 Почему?(пахнет свежестью, приятный на ощупь, приятные воспоминания о теплых днях и т.д.)

Хотите сделать из листьев натюрморт? Хорошо, я подготовлю листья и мы с вами создадим натюрморт. А если у вас дома тоже есть засушенные листья, можете поделиться с нами.

Дорогие, коллеги, оправдались ли ваши ожидания?

Список литературы

  • О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Мозаика Синтез 2014 г.
  • Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж 2002 г.
  • Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» Москва 2011 г.
  • В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» Москва Просвещение 1981 г.
  • А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2009г.
  • Ю. И. Буланый,Е. В. Акифьева «Познавательная и занимательная экология» Саратов 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс нетрадиционное рисование: Тема: «Осенний лес».

Занятие по рисованию в нетрадиционной форме....

Конспект мастер - класса для старшей группы "Осенняя пора для глаз очарование"

Мастер - класс для воспитанников и родителей по итогам раздела "Осень"...

Мастер класс по изготовлению короны Осени

Этот материал поможет изготовить корону Осени для сюрпризных моментов быстро и без осоых затрат ....

Мастер-класс Дети для воспитателей " Осеннее дерево "

В конце ноября мы провели районный открытый мастер-класс на базе нашего детского сада . Новшество было в том , что обычно мастер классы показывают взрослые, данный же мастер-класс провели дети для вос...

Небольшой мастер-класс по созданию быстрой осенней икебаны

Легкая и быстрая поделка из небольшого количества материалов. Идея для совместного творчества с детьми....

Мастер класс: Рисование гуашью на осенних листьях клена «Моя сказка на осеннем листочке»

Описание работы: данный мастер-класс предназначен для детей среднего дошкольного возраста, воспитателей, родителей.Назначение: работу можно использовать на занятиях по рисованию, можно украс...

Проект мастер-класса на муниципальный конкурс «Педагог – наставник»

Тема проекта "Использование приема «Действенного запоминания» при заучивании стихотворений".Цель - создание условий для применения авторского приема «действенного запоминан...