НИТКОГРАФИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Филиппова Эльвира Борисовна

Ниткография – великолепная техника рукоделия. Еще можно встретить название «картина из ниток», «рисование с нитками». Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями поможет вам реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ниткография36.68 КБ

Предварительный просмотр:

НИТКОГРАФИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал,

который поможет вам вспомнить мощный и, где-то, неоправданно забытом инструменте в изобразительных средствах художника – «ниткография».

Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи...

То есть, получается, «пишу ниткой»

 или проще - «рисую нитью».

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити —

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А. Сухомлинский.

Родиной такого направления в ручном творчестве можно считать народ Уичоли (западная и центральная часть Мексики). Там техника исполнения таких рисунков много отличается от той, которую используют у нас. Ниткографические картины традиционно исполняют на нетолстой дощечке круглой или квадратной формы с отверстием в центре. В качестве клеевого вещества используется смесь пчелиного воска и сосновой смолы, на которое крепят шерстяные нити. Работы уичолийских мастеров пронизаны этническими мотивами. В наших работах, чаще это разнообразные изображения флоры и фауны. Этот вид творчества интересен и детям начального звена, и взрослым. Благодаря такому занятию развивается воображение, зрительное восприятие предметов, мелкая моторика рук, моторно-зрительная координация. Все это помогает подготовить руку к письму, успокоить ребенка и наладить психологический контакт со взрослыми, привить любовь к прекрасному.

Ниткография – великолепная техника рукоделия. Еще можно встретить название «картина из нитей», «рисование с нитками». Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями поможет вам реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор.

Эта техника не так известна, как например квиллинг или вышивка, но у нее уже есть свои фанаты. И неудивительно, так как ниткография настолько увлекательное рукоделие, что остановиться на одной работе просто невозможно.

Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы. Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является, пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей возрасте, то к ним можно отнести формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка; развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам; совершенствовать мелкую моторику; воспитывать положительное восприятие процесса творчества.

Ниткография  удивительная техника рисования, другими словами - «рисование нитками». С помощью этой техники можно создавать яркие картины без использования кисточек и красок, лишь с помощью нитей и клея. Ниткография, как вид изобразительного искусства, берет свои истоки в Мексике. Мексиканские мастера создают свои картины с элементами этноса из толстых шерстяных ниток. Основу для картин смазывают специальной смесью, в состав которой входят смола сосны и пчелиный воск, а шерстяные разноцветные нити выкладывают в форме различных узоров.

Рисование нитями позволяет реализовать человеку свой художественный талант в более простой форме. Благодаря своей малозатратности, ниткография стала обретать популярность в наше время. Изображение, выполненное в этой технике, получается объемным, фактурным, завораживающим и кажется «живым», в отличие от обычных контурных изображений.

Такая техника рисования доступна даже маленьким детям, так как она проста в выполнении и вызывает интерес у детей. Яркие и приятные на ощупь нитки действуют успокаивающе на детей. Занятие рукоделием развивает интерес детей к декоративно-прикладному искусству. Ниткография является замечательным способом совершенствования пальчиковой моторики детей. Это способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, зрительно-моторной координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, и при этом подготавливается рука ребенка к письму.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:                                                                                                                                                                         Показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками.                                                                    Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей.

Актуальность:

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Виды ниткографии:

4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток:

Вариант №1 — ниткография. Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе. Что нужно: шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение); краска (гуашь или акварель); 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные). Инструкция: Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные). Прикладываем чистый лист, прижимаем. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо. Снимаем верхний лист, убираем нить. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы. Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным. Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета. Видео: как работать в технике ниткография.

Вариант № 2 — ниткопись. В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы. Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся. Инструкция: На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски). Наносим клей по контуру. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов. Технику можно усложнять способом выкладывания ниток: по спирали; по кругу; ровными линиями; зигзагообразными линиями и т.д. Видео: учимся рисовать нитками по ткани

Вариант №3 — аппликация нитками. Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания. Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).

Вариант №4 — изонить.  Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить — прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе. Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности Что нужно: нитки; кнопки в виде гвоздиков; дощечка; рисунок на бумаге; ножницы. Инструкция: На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски). По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки. Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец. Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки. Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ И СЕКРЕТЫ НИТКОГРАФИИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ:

Начинать работу нужно с простых рисунков. Когда научитесь правильно формировать витки, можете переходить к сюжетным изображениям.

Клей ПВА лучше брать более густой, так как жидкий будет быстро впитываться в основу.

Клей наносится на основу, а нити прикладываются поверху.

Можно воспользоваться клеем для строительных работ, применяемым для поклейки пенопластового плинтуса.

Нитки можно использовать даже те, которые остались от роспуска вязанных вещей, только их следует предварительно выпрямить, не используйте в ниткографии на начальных этапах материал, который имеет негладкую структуру. Нити с мохнатыми либо кудрявыми составляющими хоть и дают интересный эффект по итогу, но они достаточно трудоемки в работе.

Если в одной работе будут использованы нити разной толщины, то работа выйдет рельефной. Чем толще нить, тем объемнее будет картина.

Сложнее работать с фактурной пряжей (мохнатой или кудрявой нитью), поэтому для обучения надо брать гладкие нити толщиной 2 мм.

Изображение лучше наносить простым карандашом. Но некоторые рукодельницы предпочитают делать цветное изображение акриловыми красками, чтобы в конечном результате не было видно основы через витки рисунка.

Сразу нужно приклеить нить на контур рисунка, а потом приступать к заполнению изображения.

Чтобы витки пряжи ложились ровнее, необходимо использовать спицу или тонкую палочку (зубочистку).

После приклеивания нитей их нужно слегка прижать руками к основе, чтобы они равномернее приклеились.

Если у вас не получилось что-то или витки лежат неровно, можно оторвать нити от гладкой поверхности и все переделать.

Чтобы картина получилась качественной, надо следить, чтобы витки ложились плотнее друг к другу.

Если вы заметили, что такой-то виток плохо приклеился к основе, то нанесите немного клея на зубочистку и подклейте нить.

Круглые элементы заполняются по спирали, а длинные – справа налево.

Чтобы готовая работа выглядела более идеальной и ровной, можно прогладить ее теплым утюгом, подложив мокрую светлую ткань или марлю.

Готовые картины в технике ниткография лучше размещать в рамке без стекла, чтобы все желающие смогли на ощупь почувствовать рельефность изображения.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ НИТКОГРАФИИ:

Для создания картин из нитей нужно приготовить совсем немного материалов и инструментов. Рукодельницы используют клей ПВА, хорошо заточенные ножницы, простой карандаш или акриловые краски, тонкую деревянную шпажку или спицу.

Нити необходимо использовать одинаковой толщины. Лучше сразу купить всевозможные цвета одной фирмы производителя. Если брать нитки разной структуры, то работа не будет выглядеть идеально и гладко, зато получится необычно рельефной. Подойдет для ниткографии шерстяная пряжа, акриловые нитки или даже мулине.

В качестве основы лучше брать оргалит, так как он не только прочный, но и имеет гладкую основу, поэтому нити легко ложатся на поверхность и быстро приклеиваются. Можно работать и со стеклом, пластиком, деревом, толстым картоном, бархатной бумагой, ковролином и ДВП.

Схема составления НОД  для старшей группы.

Удачный план НОД — это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок; воспитание терпимого отношения к процессу творчества. Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так: развивать память, мышление, креативность; расширять представления об окружающем мире; работать над развитием фантазии. После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой. Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа. Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия. Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика. Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр. Пример конспекта Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент) <…Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”. (Показывается прием рисования) — Берём нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали , как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство! Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка. — Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть.

Перспективный план по ниткографии и ниткописи.

Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается месяц работы; темы занятий и техники выполнения рисунка; цели использования методики; источники, где подробно описан ход работы над данной техникой. Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой. Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий.

 В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр. В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы. Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты — создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно. Фотогалерея рисунков в технике ниткографии Очень интересно, когда дети сами придумывают названия своим картинкам С помощью ниткографии дети получают представления о различных сочетаниях цветов.

Сообщение «Формы нетрадиционного рисования»

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование.

Картины в технике ниткография, сделанные руками деток, уникальны и несут в себе неповторимую положительную энергетику.

Список литературы:

1. Гультяева  Н. В.  Ниткография «Солнечная система»,

«Дошкольное воспитание» №2 – 2004.

2. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2

3. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». М, 2001.

4. Никитина А. В. «Рисование веревочкой». Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.

5. Новиковская О. А. «Ниткография». Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

6.С.Бернхем. «100 оригинальных поделок» . М.: Мир книги,2006.

7.Т.Ткаченко, Н.Стародуб. «Сказочный мир поделок» . М.:Феникс, 2005

8. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д.с.»/Пособие для

воспитателей и заинтересованных родителей/,-Спб-КАРО.2008.

9. Рузакова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной

деятельности.»-СПб-КАРО,2007,

10. Светлова И. «Развитие мелкой моторики.»ЭКСМО-Пресс.2011.

11. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Часть 1,.

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

12. Доронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДетствоПРЕСС», 2005

/ под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.

14.Ленгина Юлия Константиновна

Редактор: Бахметова Ю.

Издательство: Феникс, 2015 г.

Серия: Город мастеров

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/463461/

15.Никитина А.В. «Рисование верёвочкой». – СПб.: КАРО, 2013.

16.Новиковская О.А. «Ниткография». Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб: Паритет, 2014.

http://www.supercoloring.com/sites/default/files/styles/coloring_medium/public/cif/2013/04/swan-outline-coloring-page.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Назови предметы начинающиеся на звук [С]

Учить детей определять предметы начинающиеся на заданный звук [С]....

Игрушка бибабо в помощь начинающему логопеду.

Материал содержит описание работы с куклой-бибабо. Данная "кукла" представляет собой, так называемую, игрушку с подвижным языком, которая помогает учителю-логопеду  в работе над артикуляционной м...

Документация для начинающих старших воспитателей

Размещены образцы документации для начинающих старших воспитателей, которые были представлены на ассоциации старших воспитателей 17.02.2012 г....

Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

ДИПЛОМЧИК НАЧИНАЮЩЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

В  День работников дошкольного образования обычно приветствуют вновь прибывших на работу молодых педагогов.В дополнение к напутствующему слову заведующего можно вручить вот такие веселые  ди...

"Маленькие хитрости и секреты ниткографии для начинающих"

Какими материалами лучше работать в технике ниткографии?...