Лего технологии
консультация по конструированию, ручному труду
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста.
Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, включающая две культурные формы игры: сюжетная игра и игра с правилами, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Среди множества культурных практик они занимают особое место, им присущи следующие специфические характеристики:
– свободный выбор и необязательность;
– внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности;
– обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем.
Центральной характеристикой сюжетной игры, является наличие воображаемой ситуации (сюжета, которая и определяет смысл и содержание деятельности. В процессе игры дети учатся выстраивать связный сюжет, а взрослые передают им способы его построения. В результате, к концу дошкольного возраста ребенок овладевает данной культурной практикой во всей полноте и разнообразии.
В сюжетной игре происходит развитие воображения ребенка, его способности понимать другого, улавливать смыслы человеческой деятельности. В этом заключается развивающее значение сюжетной игры. Включение сюжетно-ролевых игр с использованием LEGO-конструктора помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
В процессе сюжетно-ролевых игр с применением LEGO-конструктора, успешно идет развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста,т. к. LEGO- конструирование гармонично сочетает конструирование и сюжетную игру.
Рассмотрим сюжетно-ролевые игры как средство формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста с использованием лего-конструктора. Как же организованная работа по математическому развитию детей в сюжетно – ролевых играх будет способствовать повышению уровня математического развития детей? В этом нам поможет насыщенная, разнообразная предметная среда, которую можно создать для каждой сюжетно-ролевой игры. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры, они получают удовольствие от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.
Такая игра, как
Семья.
Кукольная мебель. Эти атрибуты помогут формированию представлений о цвете, размере и форме. Можно посчитать, сколько кукол посадили за стол и сколько нужно для них стульчиков, сколько не хватает и т. д. Вариантов таких алгоритмов этой игры можно составить великое множество, что очень разнообразит игру и поможет ребенку закрепить представления о цвете, форме, размере, способствует развитию логического мышления.
Поездка на транспорте.
Дети с удовольствием трансформируют окружающую среду для своих игр. И вот уже построили автобус (поезд, троллейбус и т. д.) Формированию математических понятий в таких играх помогут «билеты» с изображением геометрических фигур разных цветов, «деньги» для покупки билетов (счёт).
Строитель.
Различные виды конструкторов, макеты домов, чертежи домов, схемы построек способствуют формированию знаний об объемных геометрических фигурах, ориентировке в пространстве, понятий «справа — слева-вверху-внизу». Совершенствуется счёт: дети при рассматривании схем считают, сколько нужно деталей конструктора. Также важно, чтобы у детей была возможность зарисовывать свои собственные постройки.
Магазин.
Развивающая среда для этой игры очень богата и разнообразна. С помощью «денег» для покупок ребенок закрепляет состав числа, счёт. Лего детали могут стать любым атрибутом при этом закрепляются форма, размер, умение сравнивать, группировать. С помощью весов дети усваивают понятие веса, учатся сравнивать предметы (тяжёлый — лёгкий, использовать меры веса.
Центральной характеристикой игры с правилами является сопоставление действий играющих, а в результате, выигрыш, превосходство в борьбе. Такая игра всегда носит совместный характер, содержит общие для всех правила и ряд последовательных циклов.
Развивающее значение игры с правилами заключается в становлении у ребенка нормативной регуляции поведения, в развитии мотивации достижения и стремления к волевому усилию.
Игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребенка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства.
В возрасте 2–4 года ребенок начинает осваивать действия по правилу, затем, в возрасте 4–5 лет у него появляется представление о выигрыше, и в возрасте 6–7 лет ребенок приобретает способность видоизменять правила по предварительной договоренности с другими играющими.
Рассмотрим игры с правилами как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников с использованием лего-конструктора.
ЛЕГО-ШАШКИ
С мегатоннами деталей лего можно организовать шашки. Занятие на весь день - ведь надо сначала собрать шахматное поле. Вместо обычных круглых шашек, используются кубики Лего, при установке второго кубика на первый – будет обозначением дамки.
ЛАБИРИНТ ИЗ ЛЕГО
Один из самых простых способов построить лабиринт – выложить его из деталей конструктора лего (крупных). Чтобы стенки были прочнее, нужно выкладывать их в два уровня. Вторым рядом скрепляйте первый. Можно положить на просторах лабиринта маленькие сюрпризы для странников, а на финише приз побольше. Зачем нужен такой лабиринт? Да просто для развлечения, развития координации, ведь можно по лабиринту не только ходить, но и мячик по нему катить.
Крестики – нолики из Лего
Все знают, как играть в крестики-нолики. В них можно играть везде и с чем угодно. Вариант с лего наверняка понравится детям. Нужно на лего-коврике сделать разметку игрового поля с помощью тонких лего-плашек, подобрать фишки двух цветов и начать игру!
Лего-лото
Вначале эта игра выступает как дидактическая игра, а затем переходит
Математическое Лего-лото. Все знают игру Лото, но в таком виде его ещё никто не видел. Яркие карточки с цифрами, а бочонки заменили Лего-кубиками. Чтобы победить — надо быстрее всех собрать свою цифру!
С помощью набора «Математическое Лего-лото» ребёнок узнает:
• формы и цвета;
• сравнение и счёт;
• порядок действий;
• командную игру;
• расширит свой словарный запас.
Собирать цифры из LEGO теперь ещё интереснее! Достаём кубик и смотрим, где же его место.
Игра поможет ребенку:
• закрепить устный счёт;
• развить наблюдательность;
• запомнить цвета;
• быстро узнавать нужную деталь на рисунке.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Игры с лего конструктором помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...
Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.
Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей"...
Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...
Использование ЛЕГО-технологий в логопедии
В этой статье я попыталась поделиться опытом работы использования ЛЕГО конструктора на занятиях....
"ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО"
Возможности конструктора "LEGO" в развитии речи детей....
Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)
В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...
Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»
Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...