ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ.
статья по конструированию, ручному труду

Фазлыева Чулпан Билусовна

ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ.

В статье рассматриваются различные стороны развития одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования.

В настоящее время пересматриваются основные принципы дошкольного образования. Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности, испытывает интерес ко всему неизвестному, к прошлому и будущему, устройству мира. Он задаёт много вопросов, строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций. А.М. Матюшин считает познавательный интерес доминирующим показателем развития одарённости детей дошкольного возраста.

XXI в. внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно_коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить.

Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Интеграция образовательных областей, по словам Л.В. Трубайчук [4], гармонично объединяет эти направления в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом способствуют выявлению и развитию одарённости детей. В то же время педагог, на наш взгляд, должен искать способы наиболее интересного и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств.

Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если они не понимают цели его изучения. В своей профессиональной деятельности мы стремимся использовать разнообразные приёмы и методы развития одарённости. Педагог и сам должен обучаться новым, современным технологиям, ведь нынешние дошкольники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики и хотят всё это изучать и использовать в процессе образования.

Одним из путей достижения наших целей является совместная интеграционная деятельность дошкольника, педагогов и родителей по легоконструированию.

LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.

Компания LEGO Group разработала много серий конструктора для досуга детей. Однако нас больше всего интересует обучающая серия LEGO Education, созданная не только для развлечения, но и для развития умственных способностей детей. В серию входят разнообразные конструкторы: это и модели для детей от 3 лет для составления и обыгрывания бытовых сюжетов, и элементарные механизмы, приводящие модель в действие от натянутой пружины или солнечной батареи, и робототехника.

Сконструировать действующие модели роботов можно на базе конструкторов серии LEGO Mindsrtoms. Её выпуск начался в 1998 г. Конструктор состоял из устройств с моторами, датчиками и микрокомпьютером, а так_же обычных деталей LEGO для сборки действующих роботов.

Идея создания неживой материи, которая выполняет самостоятельные движения, в то время была просто поразительна! Для конструирования и программирования современных роботов, технологически очень сложных, необходимы обширные знания и специальные навыки. Однако серия конструкторов LEGO Mindsrtoms делает робототехнику лёгкой и увлекательной как для взрослых, так и для детей [5]. Конструкторы этой серии предоставляют дошкольникам возможность в процессе создания и программирования роботов приобретать разные знания, умения и навыки. Дети знакомятся со способами конструирования и программирования, узнают, как делить общую задачу на более мелкие составляющие, выдвигать гипотезы и проверять их и как обходиться с неожиданным результатом.

У ребят появляется возможность получить представления о различных механизмах, а также о планировании и создании конструкции.

Перечислим самые популярные конструкторы серии LEGO Mindsrtoms:

_ WeDo (с 4 лет), знакомящий детей с простейшими креплениями деталей, которые приводят друг друга и всю конструкцию в движение при помощи программы, составленной на персональном компьютере;

_ RCX (с 7 лет), где можно не просто собирать движущиеся модели, которые действуют автономно на батареях питания типа АА, но и производить элементарные измерения окружающих факторов (степени освещённости, температуры и т.д.);

_ NXT (с 10 лет) – последнее на сегодня детище компании LEGO Group в области робототехники.

Актуальной проблемой в настоящее время является недостаток литературы на русском языке, в том числе пособий для педагогов по робототехнике. В России и русскоязычных странах по этой теме издано всего несколько пособий для обучения дошкольного возраста. Однако с несложными заданиями по сборке конструкций из серии LEGO Mindsrtoms дети дошкольного возраста могут справиться сами.

В дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) требования к детям при работе с LEGO не очень серьёзные: мы учим ребят правильно создавать конструкции по схемам. Тем не менее это позволяет нам не только развивать в детях навыки конструирования, но и решать проблемы в других образовательных областях, предусмотренных программой ДОУ. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.

В ДОУ г. Челябинска проходил эксперимент на базе детских групп, работающих по программе «Одарённый ребёнок» для детей 5–7 лет. Её задача состояла в максимальном развитии умственных способностей детей с помощью построения и использования ими наглядных моделей. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов и явлений, в которых выделены и представлены в обобщённом и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенные условно. Наглядные модели создаются детьми в разных видах деятельности, в том числе в рисовании, конструировании, сюжетно_ролевых играх. Программа эксперимента включала занятия, обеспечивающие развитие способностей детей к конструированию: «Ознакомление с пространственными отношениями», «Конструирование», «Логика», «Математика».

Творческая, не рутинная деятельность всегда привлекательна для ребёнка и заставляет его думать, поскольку связана с созданием чего_либо нового, открытием нового знания или своих новых возможностей [1].

Это является сильным и действенным стимулом к занятиям легоконструированием, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей при создании изделия. Если деятельность ребёнка находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя зону потенциального развития (Л.С. Выготский) [2]. Деятельность, не находящаяся в пределах зоны оптимальной трудности, в гораздо меньшей степени благоприятствует развитию способностей. Если конструкторская работа для ребёнка слишком проста, то она обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же задание чрезмерно сложное или вовсе невыполнимое, то это также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поэтому важно поддерживать интерес ребёнка к конструкторской деятельности через мотивацию, что превращает цель деятельности в актуальную потребность [3].

Главным фактором развития одарённости с помощью LEGO является, конечно же, само по себе конструирование, с помощью которого дети учатся подбирать детали, варьировать их, выстраивать модели и узнают много нового.

Работа с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких_либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали. Кроме того, дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность. В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки_крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину. Легоконструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это даёт также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в легоконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках.

Каждый раз перед началом занятий мы обсуждаем, что именно будем моделировать, какое назначение имеет та или иная конструкция, является ли она помощником человека. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.

целостного образа в ход может идти не только конструктор, но и бумага, карандаши, другие материалы.

Немаловажна роль родителей в развитии одарённости дошкольников. Легоконструирование оказывает большое влияние на развитие способностей детей и помогает выявлять их таланты. В детских садах проводятся тематические конкурсы по легоконструированию: дети совместно с родителями демонстрируют свои постройки на заданную тему (например, День города) и рассказывают, что они создали, откуда взяли образец. Помимо этого для родителей полезно проводить открытые мероприятия, на которых они могли бы видеть, как организуются занятия по легоконструированию, как помочь детям в создании и программировании моделей, а также получить консультации педагога или самим предложить рекомендации по улучшению моделей.

Итак, легоконструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости.

Литература

1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.

2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.,1956. – 257 с.

3. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов : учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск : ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

4. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении : коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск : ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.

5. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – СПб. : Наука, 2010. – 195 с.

6. http://recitpresco.qc.ca/node/521

АВТОР СТАТЬИ      Юлия Александровна Максаева – аспирант кафедры педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.

 


Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста

 

В статье рассмотрены все возможные пути развития одаренности воспитанников детского сада методом легоконструирования.

Все принципы дошкольного образования, существующие последние несколько десятков лет, сегодня пересматриваются. Современный ребенок стремится познавать окружающую среду, он интересуется всем неизвестным, устройством мира, прошлым и будущем. Он много спрашивает, рассуждает, высказывает свои догадки, думает и предлагает свои способы решения сложившихся проблемных ситуаций. Многие современные педагоги и ученые прошлых лет считают, что познавательный интерес - это преобладающий показатель развития одаренности детей в дошкольном возрасте.

Актуальность легоконструирования в ДОУ

В современной системе образования дошкольников содержится много новых игр и развлечений. Дети успешно осваивают информационные и коммуникативные методы, их уже не удивишь обычными иллюстрациями из книг.

Образовательный процесс развивается во многих направлениях, главным образом он затрагивает формирование личности дошкольника. Интеграция существующих образовательных областей все эти направления гармонично объединяет в один неразрывный образовательный процесс. Этим гарантируются высокие результаты воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Сегодня результат образовательной деятельности в ДОУ измеряется не суммой умений, знаний и навыков, а качествами, приобретаемыми ребенком: ответственность, любознательность, воспитанность, активность, которые лучшим образом способствуют выявлению и успешному развитию одаренности детей. Педагог сегодня должен искать методы самого интересного, но в то же время, несложного развития всех указанных качеств.

Абстрактными понятиями заинтересовать детей сложно, а заставить их выучить материал без понимания ими цели его изучения практически невозможно. В своей профессиональной деятельности мы используем разные методы и приемы для развития одаренности детей. Стремимся сами обучаться новым современным технологиям, ведь современные дошкольники живут в мире компьютеров, электроники, Интернета, они хотят это все изучать дальше и применять в образовательном процессе.

Один из нескольких путей достижения целей - это совместная интеграционная деятельность ребенка, педагогов и родителей в легоконструировании.

О компании LEGO и их продукции

LEGO - это уникальный современный конструктор, из деталей которого можно построить башню, высота которой будет зафиксирована в книге рекордов Гиннеса, робота, который может замерять освещенность и температуру окружающей среды, сортировать предметы по корзинам.

Компания LEGO Group создала и выпустила много разных серий конструктора для познавательного досуга детей. Мы работаем с обучающей серией LEGO Education, которая предназначена не только для развлечения, но и для развития познавательных способностей детей. В этой серии содержатся разные конструкторы: это модели для детей от 3-лет для создания и обыгрывания сюжетов из бытовых ситуаций, элементарные механизмы, которые приводят модель в действие, например, с помощью натянутой пружины, либо от солнечной батареи, а также робототехника.

Собрать действующего робота можно на базе конструкторов серии LEGO Mindsrtoms. Она начала выпускаться в 1998 году. В конструктор входили устройства с датчиками, моторами, даже микрокомпьютером, а также обычные детали LEGO для сборки самого корпуса робота.

В те годы идея создания неживой материи, которая может сама выполнять движения, была поразительна! Для конструирования и программирования современных роботов, которые очень сложны с технологической точки зрения, необходимы значительные знания и специальные навыки.

Но серия конструкторов LEGO Mindsrtoms позволила сделать робототехнику легкой и увлекательной для детей и взрослых.

Эта серия конструкторов дала возможность дошкольникам в ходе создания и программирования роботов получать разные знания, умения и навыки. Дошкольники знакомятся с существующими методами конструирования, программирования, они узнают, как общую задачу разделить на мелкие компоненты, выдвигать гипотезы, как их проверять и как быть с неожиданным результатом.

Конструктор дает возможность детям получить представления о механизмах, о планировании и создании конструкции.

Самые популярные конструкции LEGO Mindsrtoms:

WeDo (с 4 лет) - дети знакомятся с элементарными креплениями деталей, которые приводят друг друга и цельную конструкцию в движение с помощью программы, составленной на ПК;

RCX (с 7 лет) - можно не просто собрать движущуюся модель, действующую автономно от батарей АА, но и осуществлять простейшие измерения окружающих факторов (температура, освещенность и т.п.);

NXT (с 10 лет) - это пока последнее детище LEGO Group в сфере робототехники.

Сегодня актуальной проблемой является дефицит русскоязычной литературы, пособий для педагогов по робототехнике. В России по этой теме существует всего лишь несколько пособий для обучения детей дошкольного возраста.

С несложными заданиями по созданию конструкций дети могут справиться и сами. В ДОУ требования к детям при работе с конструкторами пока не очень серьезные: ребят учат правильно собирать конструкцию по схеме. Благодаря этому у детей развиваются навыки конструирования, а эти навыки помогают им решать проблемы и преодолевать задачи в других познавательных областях, которые предусмотрены в программе дошкольных учреждений.

Как правильно использовать легоконструирование в ДОУ

Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются.

В процессе развития способностей к конструированию у ребенка активизируются мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач, самостоятельности и изобретательности, стремление к поиску нового, оригинального, проявляется инициативность, а значит, конструктор способствует развитию одаренности.

При внедрении легоконструирования в программу развития детей в ДОУ ее задача должна состоять в максимальном развитии умственных задатков детей при помощи построения, применения ими наглядных моделей. Наглядные модели - это изображения разных предметов и явлений, где выделены и представлены в общем виде и в схемах главные отношения их компонентов, которые обозначены условно. Дети сами создают модели в разных видах деятельности, в том числе в конструировании, рисовании, сюжетно-ролевых играх. Программа должна включать занятия, развивающие способность детей к конструированию: знакомство детей с пространственными взаимосвязями, логика, конструирование, математика.

Творческая, не рутинная деятельность привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как она связана с созданием нового, открытием нового знания и своих собственных неизведанных способностей.

Это очень сильный и действенный стимул к занятиям легоконструированием, к приложению усилий, нацеленных на преодоление возникающих сложностей при создании изделия.

Если деятельность дошкольника находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей, то она развивает его способности, максимально используя зону потенциального развития.

Деятельность, которая находится в рамках, не достигающих оптимальной зоны трудностей, гораздо меньше развивает способности ребенка. Если конструирование очень простое для ребенка, то оно всего лишь реализует, использует те способности ребенка, которые у него уже есть; если задание слишком сложное, практически невыполнимое для ребенка, то это тоже не формирует новые умения и навыки.

Поэтому необходимо поддерживать интерес ребенка к конструированию с помощью мотивации, что превращает цель деятельности в актуальную потребность.

Развитие одаренности детей с помощью LEGO

Основной фактор развития одаренности путем использования LEGO - это, конечно, само по себе конструирование, при помощи которого дети учатся выбирать подходящие детали, создавать модели, они узнают много нового.

Воспитательная и развивающая деятельность с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, поскольку объемное конструирование гораздо сложнее выкладывания моделей на плоскости. Ребенок при этом уделяет внимание не только общему виду создаваемой конструкции, но и каждой ее детали.

Наряду с этим, дети знакомятся с пространственными показателями: симметричность и асимметричность.

Дошкольники в процессе этой деятельности развивают математические способности, когда пересчитывают детали, крепления на пластине или блоке, когда вычисляют нужное количество деталей и их длину.

Также легоконструирование положительно влияет на развитие речи: дети задают вопросы взрослым о разных объектах и явлениях. Это развивает навыки коммуникации.

Одна из главных целей легоконструирования - научить детей работать вместе и эффективно. Ведь сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, а также интерактивное взаимодействие востребовано как никогда раньше.

Во время групповой работы дети не просто общаются, они обмениваются советами, как закрепить детали, обмениваются деталями, а также могут объединить свои модели для создания общей масштабной конструкции.

Важно организовать условия, в которых участники могли бы совместно решать проблемы, общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на ошибках.

Перед началом занятия идет обсуждение того, что именно сейчас будет моделироваться, какое значение имеет та или другая конструкция, может ли она быть помощником человека. У дошкольников при этом происходит развитие социальных навыков: инициативность, самостоятельность, взаимопонимание, которые так необходимы при взаимодействии с другими детьми.

Еще одним важным направлением развития одаренности детей в ДОУ является формирование и развитие художественно-эстетических навыков. Эта цель также легко может быть достигнута в легоконструировании при оформлении и преобразовании готовых моделей, когда для формирования окончательного образа уже используется не только конструктор, но и бумага, карандаши, картон, а также другие материалы.

Роль родителей также важна в развитии одаренности дошкольников.

Легоконструирование существенно влияет на развитие способностей детей и способствует выявлению их талантов. В детских садах проводятся тематические конкурсы по конструированию из LEGO: дети вместе с родителями создают конструкции на определенную тему (День города, например), рассказывают потом, что они сделали, как возникла идея и т.п.

Для родителей полезно проводить открытые мероприятия, где бы они могли увидеть, как именно организуются занятия по конструированию из LEGO, как они могут помочь своему ребенку в создании и программировании моделей. Также они смогут получить консультацию педагога, либо они сами могут порекомендовать, как улучшить модель.

Выводы

Итак, легоконструирование и робототехника - это прекрасная возможность для внедрения информационных технологий в образовательный процесс в ДОУ. Это поможет дошкольнику овладеть элементами компьютерной грамотности, навыками и умениями работы с современными техническими средствами.

Дети развиваются всесторонне в непринужденной обстановке, у них возникает познавательный интерес, наблюдательность, креативность, что способствует развитию задатков одаренности.

 

Литература.

1. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.,1956. – 257 с.

2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.

3. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.

4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – СПб. : Наука, 2010. – 195 с.

5. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

6. http://recitpresco.qc.ca/node/521
Современное поколение является свидетелем стремительного развития науки и техники. За последние триста лет человечество прошло путь от простейших паровых машин до мощных атомных электростанций, овладело сверхзвуковыми скоростями полета, поставило себе на службу энергию рек, создало огромные океанские корабли и гигантские землеройные машины, заменяющие труд десятков тысяч землекопов. Эволюция современного общества и производства обусловила возникновение и развитие нового класса машин-роботов и соответствующего научного направления – робототехники, как прикладной науки, занимающейся разработкой автоматизированных технических систем. До 60-х годов прошлого века к робототехнике относились исключительно как к выдумке писателей-фантастов, чему, несомненно, способствовало и то, что сам термин «робот» был придуман Карелом Чапеком и его братом Йозефом (термин был впервые использован в пьесе К. Чапека «Россумские универсальные роботы», 1921 год).

В настоящее время робототехника [1] является одним из перспективных направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д. Рассмотрение этого направления в рамках образовательного процесса происходит в области информатики, информационных и коммуникационных технологий. Поэтому особое значение сейчас имеет внедрение учебных роботов в образовательный процесс детских садов, школ, средних специальных заведений, высшей школы. Большую значимость среди учебных роботов в настоящее время имеют LEGO-конструкторы.

Компания LEGO основана в 1932 году. Ее основатель – датчанин Оле Кирк Кристиансен. Будучи плотником, он сначала основал фирму по производству изделий для дома, а позже занялся еще и производством деревянных кубиков для детей. Фирма получила название LEGO, соединив датские слова leg – играть и godt – хорошо. В 1947 году компания LEGO начала выпуск пластиковых игрушек и уже в 1949 появились знаменитые защелкивающиеся кирпичики LEGO. На сегодняшний день конструктор LEGO насчитывает более 2000 элементов. Для шести деталей 2 х 4 одного цвета существует 915 миллионов различных комбинаций. Основными идеями LEGO являются модульность и совместимость. С развитием конструктора производитель придерживается политики обратной совместимости, т.е. детали от старых версий могут использоваться совместно с новым конструктором. Современные элементы вполне можно присоединить к элементам 40-летней давности.

В конце 90-х годов XX века в компании LEGO появилась идея добавить к стандартным деталям электронный программируемый блок, датчики и электродвигатели, сделать программирование простым и понятным детям и разработать специальный конструктор для создания роботов. Сердцем конструктора является микрокомпьютер (микроконтроллер), он же P-brick, или Р-кирпич (от Programmable brick – программируемый кирпич). Стандартные детали LEGO (балки, шестерни, оси, колеса) мало изменяются с развитием конструктора, наибольшие изменения претерпевает именно микрокомпьютер. Сегодня этот набор достаточно активно внедряется в России в образовательную робототехнику для дошкольников и младших школьников. Такой конструктор позволяет собрать и запрограммировать при помощи компьютера множество базовых моделей по инструкции, а также придумывать свои. LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают в разные сферы человеческой жизнедеятельности. Технические объекты окружают нас повсеместно и вызывают интерес детей к основам строения современной техники. Маленький ребенок – инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции. Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере, является практическое изучение, проектирование и самостоятельное изготовление детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. Конструирование и робототехника являются одними из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов; конструкторы спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике, и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы для изучения на практике законов физики, математики, информатики. Необычайная популярность LEGO объясняется просто – эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива. Для любознательных – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства.

Актуальность введения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию развивающей предметно-пространственной среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Внедрение LEGO-технологии в детский сад происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе LEGO-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. LEGO-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в LEGO-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. LEGO-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, LEGO-конструирование – эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. Использование LEGO-конструирования и образовательной робототехники в проектной деятельности дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия. Одной из разновидностей конструктивной деятельности является создание 3D-моделей из конструкторов нового поколения, которые обеспечивают сложность и многомерность воплощаемой идеи. В процессе конструирования ребенок может рассмотреть конструкцию со всех сторон, потрогать ее и при желании модифицировать. Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познания окружающего мира.

Результатом образовательной деятельности дошкольных организаций является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом способствуют выявлению и развитию одарённости детей. В то же время педагог, на наш взгляд, должен искать способы наиболее интересного и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств. Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если они не понимают цели его изучения. Одним из путей достижения этих целей является совместная интеграционная деятельность дошкольника, педагогов и родителей по LEGO-конструированию и робототехнике.

Таким образом, образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая позволяет внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОО, помогает дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами. Робототехника находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование, схемотехника и технический дизайн. Робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.

В рамках I открытого республиканского фестиваля педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество», проведенного в 2014 году на базе ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», педагоги Республики Коми познакомились с Ишмаковой Мариной Сергеевной, заместителем директора учебного центра Российской Ассоциации образовательной робототехники (г. Москва), которая заинтересовала воспитателей дошкольных образовательных организаций LEGO-технологией. По словам Марины Сергеевны, робототехника успешно используется в России порядка 10 лет и помогает детям развивать не только основные мыслительные процессы – память, внимание, речь, но и умение работать в команде, творческое и логическое мышление. Робототехника дает возможность конструировать. Это игра – творческая, созидательная, то есть ребенок создает некий продукт. Дети дошкольного возраста на конструировании собираются в группы – это и командообразование, то есть умение работать в команде, и творческая активность, и проектная деятельность. Педагоги детских садов Республики Коми уже приступили к освоению LEGO-конструирования и образовательной робототехники в образовательном процессе.

Так, коллективом МБДОУ «Детский сад № 33 «Светлячок»» г. Воркуты разработан и представлен на республиканский конкурс «Детский мир: идеи, открытия, находки» долгосрочный проект по робототехнике «LEGO-конструирование и робототехника в развитии детей дошкольного возраста» (авторы Цвирко Ю.В., заведующий; Жук Е.В., старший воспитатель; Горбовая Н.М., воспитатель). Проект отвечает требованиям муниципальной и региональной политики в сфере образования, направленным на развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации дошкольного образования.

Новизна проекта заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию у детей информационной культуры и их взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Цель проекта – построение системы развивающей работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ»...

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в музыкальных видах деятелдьности как фактор развития одарённости

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, как хочешь, что...

Легоконструирование как фактор развития одаренности детей

laquo;Легоконструирование как фактор развития одаренности детей»(Консультация для воспитателей)...

Консультация для родителей «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются....

Доклад на тему:"Конструирование-фактор развития одарённых детей"

Как при использовании конструирования,мы можем развивать одарённость детей....

Консультация для родителей «Легоконструирование - фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Легоконструирование - фактор развития одаренности детейдошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер....