Конспект НОД "Русская изба. Изготовление куклы - кувадки"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Дудина Валентина Валерьевна

НОД способствует обогащению знаний по теме "Русская изба", изготовлению кукол - оберегов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dudina.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дудина Валентина Валерьевна

воспитатель МБДОУ д/с № 13

г.Зеленогорск

Конспект занятия

Тема: «Русская изба. Изготовление куклы – кувадки»

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: приобщение детей подготовительной к школе группе к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность. Создание оберега для своего дома.
Задачи:

Обучающие:

  • Расширять знания детей о русской избе, знакомить с предметами русского быта.
  • Познакомить детей с лексическим значением слов: изба, полати, люлька, прялка, красный угол, самовар, кукла-кувадка, оберег, потчевать.  
  • Познакомить с техникой изготовления куклы – кувадки.

Развивающие: 

  • Развивать речь, мышление, память, самостоятельность, усидчивость.

Воспитательная:

  • Воспитывать любовь к народному творчеству, культуре труда.

Планируемый результат: дети проявляют интерес к культуре и традициям своего народа, задают вопросы взрослому и сверстникам, имеют представление о русской избе, знают названия и назначение предметов русского быта, осваивают технику создания народной «куклы – кувадки».

Проектирование образовательной среды:

Пространственная среда: группа оборудована в стиле русской избы: деревянный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, свеча, лапти, прялка, деревянная посуда, образцы оберегов.

Предметно – практическая среда: алгоритмы изготовления куклы, материалы для работы (лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки-мулине, ножницы).

Среда взаимодействия: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная работа.

ХОД   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Мотивационный этап:

Дети заходят в группу, у печи воспитатель в народном костюме печет пироги. Ребята подходят, с интересом наблюдают, задают вопросы.

Увидев ребят, педагог здоровается с ними, приглашает в гости.

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. 

- На Руси кланялись друг другу при встрече (Воспитатель здоровается с детьми, кланяясь)

- Поздоровайтесь со мной, как в старину здоровались (Дети здороваются с воспитателем поклоном).

- Проходите в мой дом, погостите немного.

2. Основной этап.

Знакомство с русской избой и предметами быта.

- В моем доме тепло и уютно, потому что он деревянный, срубленный из бревен.

- Знаете, как в старину называли такой дом?  Ответы детей (Изба)

- Что же в избе было самым главным? Дети высказывают свои предположения

- Послушайте загадку и отгадаете:

Стоит труба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печь)

- Действительно это печь. А почему она главная? Ответы детей: Она не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, грибы, ягоды.

- Я сейчас грибочки посушу, а зимой сварю вкусную похлебку. (Раскладывает грибочки сушиться)

- А еще на печи можно спать. Для этого на ней делалась специальная лежанка –полати. (Педагог просит детей повторить новое слово)

- Забирайся, Ванюша, на полати, отдохни, погрейся. (Предлагает ребенку прилечь, отдохнуть)

- Посмотрите, сколько у меня старинных предметов. Какие их них вам знакомы?

Дети рассматривают самовар, прялку, лапти, колыбельку и рассказывают о них.

Воспитатель вместе с детьми качают люльку с младенцем и напевает: «Ай люли, ай люли, прилетели журавли»

- Колыбелька или люлька–это кроватка-качалка для самого маленького ребенка в семье. (Рассматривают, находят тряпичную куколку)

- Это куколка – кувадка, она и оберег и игрушка для младенца. (Просит повторить новое слово КУВАДКА)

- Как вы думаете, а что такое оберег?  Выслушивает предположения детей и обобщает: «Оберег - это предмет, который оберегать его владельца от бед».  

- Мой малыш играл с куколкой, да растрепал ее. А ведь такую в магазине не купишь. Придется мне новую делать.

- Если нужен оберег и вашему дому, я покажу, как делать куколку – кувадку.

(Дети проходят и садятся за столы)

 

Изготовление куклы – кувадки.

Объяснение и показ педагога.

- Рассмотрите куколку. Из чего она сделана? (Кукла сделана из кусочков яркой ткани и ниток).

- Сколько лоскутков ткани нам потребуется для изготовления куклы? (Нам нужно два лоскутка.)

- Рассмотрите лоскутки. Какую форму они имеют? (Это прямоугольники.)

- Как вы думаете, для чего нам нужен большой прямоугольник? (Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье)

Показывает способ изготовления.

- А для чего нам нужен маленький прямоугольник? (Из маленького прямоугольника сделаем руки) Показывает способ изготовления.

- Для чего нам нужны нитки? (С помощью ниток соединим руки с туловищем) Показывает способ изготовления.

- Лоскуты ткани и нитки мы найдем в сундучке.

- А сундучок-то закрыт на замок!

- Что делать?

- Но не беда, сейчас мы его откроем, я волшебные слова знаю.

Пальчиковая гимнастика

Сундучок, сундучок - он закрыт на замок!

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Потянули (руки тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движения пальцев от себя),

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

Открыли сундучок, в нем разного размера и цвета лоскуты ткани, нитки

- Теперь возьмемся за работу!

- Выбирайте себе материал, нитки.

- Подумайте, с кем вы будете делать куколку, один или с другом.

(Дети выбирают, как будут работать индивидуально или в паре)

- Кто понял, как делать кувадку, приступайте к работе. (Некоторые дети самостоятельно приступают к работе.)

- У меня есть схемы – подсказки, можете их использовать. (Дети по желанию берут схему).

- Расскажи, как ты будешь действовать по схеме?

- Сможешь объяснить последовательность работы своему другу и помочь ему при необходимости? (Некоторые дети объединяются в пары)

- Кто будет делать куколку в первый раз, предлагаю делать вместе со мной.

(Определяются дети для индивидуальной работы, они делают куколку поэтапно под руководством воспитателя)

1этап. Положите перед собой большой лоскуток ткани. Скручиваем лоскуток к середине подлинным сторонам.

2этап. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягиваем лоскут несколькими витками нитки. Отрезаем нитку, оставив небольшие кончики. Концы нити завязываем тугим узлом. Обратите внимание на цвет ниток. Эти два цвета выбраны неслучайно. Так красный цвет символизирует изобилие, плодородие, а белый – чистоту, порядок.

3 этап. Берем маленький лоскуток ткани. Также скручиваем его. Нитью стягиваем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Это будут руки нашей куклы.

4 этап. Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке. Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Крест - знак жизни и плодородия. Завяжите двойной узелок. Кувадка готова.

Покажите друг другу, какие красивые куколки у вас получились. Для чего нужны такие куколки? (Они оберегают дом и детей от неприятностей и болезней.)

3. Рефлексивный этап

- Пойдемте в красный угол, я вас пирожками угощу.

- Почему он называется красным?  

-  Красный угол   означает «красивый», «светлый».

 Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали.

- Садитесь за стол, угощайтесь пирожками.

Дети пьют чай с пирожками, делятся друг с другом впечатлениями

 - Понравилось вам у меня в гостях? Запомнили, как мой дом называется?

- Из чего он сделан?

- Какие предметы вы здесь увидели? Для чего они нужны?

- Как называется куколка, которую вы сделали? Для чего она вам нужна?

- Приходите еще ко мне в гости. Буду вас ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление куклы кувадки.

Цель: продолжать знакомить детей с предметами старины; формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с русской избой, куклой - оберегом....

Мастер - класс "Изготовление куклы Кувадки"

Масстер - класс для родителей по изготовлению куклы Кувадки - поэтапно....

Мастер-класс по изготовлению куклы Кувадки среднерусской

Сегодня я познакомлю вас с куклой Кувадкой и её историей. Каждое важное событие своей жизни славяне сопровождали разными традициями. Огромное значение имели обереги. Кукла Кувадка была одним из них. О...

Мастер-класс с родителями "Народное творчество. Изготовление куклы кувадки"

Мероприятие художественно-прикладной направлености в ходе которого родители знакомятся русским народным творчеством...

Конспект занятия в подготовительной группе "Изготовление куклы - Кувадки"

формировать творческие способности дошкольников, через приобщение к народным традициям, прикладному искусству....

Конспект занятия по изготовлению куклы Кувадки в средней группе

Тема: Изготовление куклы «Кувадки»Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.Задачи:Образовательные: формировать знания о нар...