Программа доп.образования в средней группе
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Перспективное планирование для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год. ЛЕГО-мастер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr._gr.2019-2020_dop_programma.docx | 54.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18»
Принято на Утверждено: педагогическом совете Заведующий МКДОУ «Д/с №18»
МКДОУ «Д/с №18» Журавлева А. И.
Протокол № 1 ____________
«31» августа 2019г. Приказ № ___ от 02.09.2019г.
Дополнительная общеразвивающая программа
Для детей 4-5 лет
«Мастер Лего»
Срок реализации 1 год
Автор программы:
Воспитатель Дьячкова С.В.
Г. Коркино 2019г.
Оглавление
- Пояснительная записка………………………………………………………… 3
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс……………………………………..3
1.2. Актуальность……………………………………………………………….4
1.3. Практическая значимость программы…………………………………..5
1.4. Педагогическая целесообразность……………………………………….6
1.5. Цель и задачи программы………………………………………………..6
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы……………….7
1.7. Сроки реализации программы…………………………………………..7
1.8. Формы и режим занятий………………………………………………….7
1.9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности...9
1.10. Формы подведения итогов………………………………………………11
1.11.Учебный план…………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………..14
Приложение №1. Перспективный план обучения на 2019-2020 уч. год………15
1.Пояснительная записка
1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа «ЛЕГО – мастер» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 1год обучения с детьми 4-5 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели, 9-10 занятий в год. Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.
1.2.Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
1.3.Практическая значимость программы
Значимость программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
1.4.Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
1.5.Цель и задачи программы.
Цель:
Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- воспитывать у детей интерес к конструктивной деятельности.
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
1.6.Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа составлена для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет). Дети 4-х лет уже имеют первоначальные навыки конструирования, т.к. знакомство с первоначальными навыками и умениями по конструктивной деятельности начинаются уже на занятиях в группах младшего дошкольного возраста.
В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине). В этом возрасте к «конструированию по образцу и замыслу» прибавляется такая форма организации обучения как «конструирование по простейшим чертежам и схемам». Эта форма предполагает из деталей строительного материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов. В результате такого обучения – формируется мышление и познавательные способности ребенка.
1.7.Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Обучение проходит с детьми 4-5 летнего возраста.
1.8.Формы и режим занятий.
Занятия проводятся с группой детей в кружке «Лего-конструирование», один раз в месяц, продолжительностью 20-25 минут. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетающие подачу теоретического материала и практической работы.
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- Совершенствование навыков классификации.
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
1.9.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Ожидаемые результаты освоения курса программы (дети 4-5 лет)
Показатели освоения содержания:
- Уметь анализировать образец постройки (выделять основные части, соотносить их по величине и форме);
- Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
Чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно судить о возможностях каждого ребенка и проводить групповую и индивидуальную работу с детьми.
Диагностическая карта
по методике «Лего-конструирование в детском саду» Е.В. Фершиной
Диагностическая карта в средней группе
№ п/п | Ф. И. ребенка | Показатели освоения содержания | |||
Умеет анализировать образец постройки (выделяет основные части, соотносит их по величине и форме) | Преобразовывает постройки в соответствии с заданием воспитателя | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | ….. |
Н - начало года; К - конец года
Критерии диагностики:
Высокий уровень - Выполняет работу самостоятельно.
Средний уровень - Справляется с помощью взрослого.
Низкий уровень - Ребенок не справляется.
1.10.Формы подведения итогов.
Итогами подведения работы кружка «Лего-конструирование» являются:
- выставки детских работ в течение года для родителей в группе,
- участие в тематических выставках ДОУ.
1.11.Учебный план
Учебный план составлен на 1 год обучения
Возраст детей | Время занятий | ||
5-6 лет | 20 минут | ||
Приложение №1.
Перспективное планирование в средней группе на 2019-2020 уч.год
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь (1 неделя) | Тема: Здравствуй детский сад «Конструирование по замыслу». | Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Познакомить с конструкторами LEGO CLASSIK, LEGO DAKTA. |
Октябрь (4 неделя) | Тема: Всемирный день животных «Скачут зайки по лужайке» | Закрепить умение передавать характерные особенности животного средствами конструктора LEGO CLASSIK. Закреплять умения анализировать готовую постройку. Продолжать развивать активное внимание, моторику рук. Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку. |
Ноябрь (3 неделя) | Тема: Обувь «Построим обувной магазин» | Развивать умения следовать инструкциям педагога. Познакомить с основными частями конструкции магазина – стены, пол, крыша, окна, дверь, стеллажи., а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга, используя конструктор типа «Строитель». Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. |
Декабрь (3 неделя) | Тема: Новый год «Игрушки для ёлки» | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором LEGO DAKTA. Способствовать развитию памяти, вниманию, мышечной силы. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. |
Январь (3 Неделя) | Тема: Зимние забавы «Горка для детей» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять полученные ранее навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. |
Февраль (4 неделя) | Тема: День защитников отечества «Военная техника. Самолет». | Рассказать о профессии летчика. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. Учить строить самолет, используя конструкторы «Строитель», LEGO DUPLO, выделяя функциональные части, правильно располагать детали конструктора. Воспитывать желание трудиться. |
Март (1 неделя) | Женский день «Дом, в котором мы живем…» | Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. Вспомнить основные части дома. Формировать умение строить крышу дома «лесенкой». Воспитывать умение работать в коллективе. |
Апрель (2 неделя) | Тема: День космонавтики «Космический корабль». | Развивать умение анализировать фотографическую схему и конструировать в соответствии с ней. Продолжить формировать умение использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструирования. Воспитывать умение концентрировать внимание на создании модели. |
Май (3 неделя) | Тема: Весна. «Конструирование по замыслу». | Развивать воображение, память, внимание. Закреплять конструктивные навыки. Закреплять умения обыгрывать постройку. Закреплять желание работать в коллективе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования (старшая группа, 5 – 6 лет). Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд
Рабочая программа разработанная Натальей Васильевной для работы с детьми 5-6 лет, расчитанна на 36 недель. Охватывает образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речев...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден
Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...
Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...
Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»
Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...
Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»
Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...