Lego-центр для детей 3-4 лет. Дополнительное образование. Программа.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:
- Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15.05.2015г.).
Рабочая программа составлена на основе методических разработок: В. Фешина «Лего- конструирование в детском саду», Лиштван З.В. «Конструирование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego-tsentr_3-4_dlya_publikatsiy.docx | 52.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:
- Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15.05.2015г.).
Рабочая программа составлена на основе методических разработок: В. Фешина «Лего- конструирование в детском саду», Лиштван З.В. «Конструирование».
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.
Занятия по ЛЕГО-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО-центр» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель программы: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское творчество.
Задачи программы:
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, использовать научные и практические достижения. Стимулировать детское научно-техническое творчество. Повышать качество работы с детьми.
- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
- Развивать операции логического мышления.
- Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.
- Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
- Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате изучения, в течение года содержания программы, у детей будут развиты творческие способности, конструкторские умения и навыки, речь. Они будут уметь ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения. Уметь работать по предложенным инструкциям, довести решения задачи до работающей модели, излагать мысли, находить ответы на вопросы, анализировать рабочий процесс. Работать над проектом в команде, разумно распределяя обязанности.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
- наглядные (демонстрация),
- репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
- практические (конструирование),
- поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Форма занятий:
Программа «Lego-центр» рассчитана для детей 3- 4 лет, занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность занятий 15 минут (понедельник, среда) с 15.15 по 15.30. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика умений детей.
Учебный план
Название курса | Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год | Длительность НОД | Количество воспитанников |
«Lego-центр» | 2 | 8 | 62 | 15 минут | 20 |
Учебно-методическое обеспечение
Название курса | Автор | Издательство | Учебно-методические пособия | Кем рекомендовано или утверждено |
«Lego-центр» | Фешина Е.В. | Москва, «Сфера», 2012 г. | «Лего – конструирование в детском саду» | Ученым Советом Федерального государственного образовательного учреждения при АПК ППРО |
Лиштван З.В. | Москва, «Владос», 2011г. | «Конструирование» | Рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во занятий | |
Октябрь | 1 | «Давайте познакомимся» | Знакомство с конструктором LEGO. Спонтанная индивидуальная игра с конструктором LEGO. | 2 |
2 | «Давай посмотрим» | Знакомство с названиями деталей LEGO-конструктора, различие, их названия. Способы крепления деталей. | 2 | |
3 | «Найти деталь, как у меня» | Закрепить цвет, форму деталей, название деталей. Развивать внимание, речь, мышление. | 2 | |
4 | «Что нас окружает» | Конструирование по собственному замыслу | 2 | |
Всего 8 занятий | ||||
Ноябрь | 1 | «Мебель» | Учить составлять схемы построек, развивать желание собирать конструкции по собственному замыслу, развивать речевое общение в совместных играх | 2 |
2 | «Транспорт» | Развивать речевую активность и желание конструировать по собственному замыслу; побуждать к совместным играм; закреплять элементарные умения конструирования: приставлять детали и накладывать их друг на друга, учить составлять схемы построек. | 2 | |
3 | «Замок» | Закреплять умение накладывать детали, наращивать постройку в высоту, подбирать цветовую гамму; развивать речевую активность, навыки создания конструкции по словесной инструкции; учить обыгрывать постройки. | 2 | |
4 | «Дорога для машин» | Развивать умения: строить дорожку, приставляя кирпичики друг к другу короткими гранями, различать части построек по величине, строить по собственному замыслу, взаимодействовать в играх. | 2 | |
Всего 8 занятий | ||||
Декабрь | 1 | «Исследователи» | Продолжать знакомство детей с конструктором ЛЕГО, вариантами скрепления деталей. Закрепить способ соединения «стопкой». | 2 |
2 | "Забор для цветника» | Закрепить умение использовать кирпичики разного цвета, комбинировать их положение; развивать навыки пространственной ориентации, самообслуживания и аккуратного обращения с игрушками; активизировать словарь детей. | 2 | |
3 | «Загон для животных» | Развивать умение детей отгадывать детали конструктора на ощупь. Формировать познавательный интерес к конструктивной деятельности и бережное отношение к ЛЕГО. | 2 | |
4 | «Соедини правильно» | Закрепить способы соединения ЛЕГО деталей. Формировать умение различать и называть элементы конструктора. Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу. | 2 | |
Всего 8 занятий | ||||
Январь | 1 | «Дом в котором я живу» | Упражнять в симметричном составлении постройки. Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу. Прививать уважение к профессии строителя; | 2 |
2 | «Кукольный домик» | Закрепить умения строить дома, анализировать свою постройку; развивать фантазию и творчество, способность работать по схеме. Развивать внимание, память, желание играть в ЛЕГО. | 2 | |
3 | «Архитектор» | Развивать умения различать разные виды домов по иллюстрациям (жилые, сказочные, старые, современные); знакомить с профессией архитектора; закреплять умение строить дома по замыслу. | 2 | |
Всего 6 занятий | ||||
Февраль | 1 | «Будка для собаки» | Формировать реальные представления об окружающем мире. Обучать целенаправленной постройке. | 2 |
2 | «Горка в детском саду» | Формировать реальные представления об окружающем мире. Закреплять навыки скрепления конструктора Лего. | 2 | |
3 | «Военная техника» | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение конструированию гусениц танка. | 2 | |
4 | «Построй по картинке» | Развитие объема внимания. Учить действовать по образцу. | 2 | |
Всего 8 занятий | ||||
Март | 1 | «Выложите разные цветы» | Закрепить полученные навыки выкладывать на пластине цветы. | 2 |
2 | «Домик для птички» | Продолжать развивать умения моделировать по образцу. Продолжать учить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее. | 2 | |
3 | «Весенние цветы» | Формировать реальные представления об окружающем мире. Учить конструировать цветы на плоскостной основе. | 2 | |
4 | «Пруд для рыбок» | Формировать реальные представления об окружающем мире. Закрепить умение строить, используя детали лего- конструктора | 2 | |
Всего 8 занятий | ||||
Апрель | 1 | «Волшебные деревья» | Формировать реальные представления об окружающем мире. Продолжать развивать умения моделировать деревья по образцу. | 2 |
2 | «Гусеница» | Формировать реальные представления об окружающем мире. Продолжать развивать умения моделировать по схеме. | 2 | |
3 | «Высокие низкие дома» | Закреплять названия строительных материалов, понятия «высокий - низкий», «больше - меньше», умение строить замки разного размера и цвета, соблюдая пропорции, используя призмы для украшения конструкции. Формировать реальные представления об окружающем мире. Продолжать развивать умения моделировать дома по образцу. | 2 | |
4 | «Город» | Развивать умения изменять конструкцию в высоту, соотносить высоту многоэтажных домов с высотой сельских домиков, различать части построек по величине (высокая -низкая, широкая-узкая).Формировать реальные представления об окружающем мире. Продолжать развивать умения моделировать деревья по образцу. | 2 | |
Всего 8 занятий | ||||
Май | 1 | «Предметы быта» | Формировать реальные представления об окружающем мире. Учить сюжетному конструированию разных построек по размеру и цвету. | 2 |
2 | «Клумба» | Формировать реальные представления об окружающем мире. Закреплять умение конструирование цветов разных по размеру и цвету. | 2 | |
3 | «Детская площадка летом» | Формировать реальные представления об окружающем мире. Учить сюжетному конструированию разных построек по размеру и цвету. | 2 | |
4 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 2 | |
Всего 8 занятий | ||||
Всего 62 занятия |
Материально-техническое обеспечение:
- Конструкторы Duplo и Dacta
- Плакаты, схемы, муляжи, книги, иллюстративный материал, картинки с изображением объектов реального мира, фотографии, игрушки, мячи и т.д.
- Компьютер, экран, аудио колонки
- Магнитная доска
- Цветные карандаши, раскраски, цветная бумага, цветной картон, пластилин, гуашь и т.д.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей.
- Выставки по LEGO-конструированию.
- Конкурсы, соревнования, фестивали.
Диагностическая карта кружка «Lego-центр»
2019-2020 учебный год
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Критерии | Итоги года | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
Итоги года | |||||||||||||||||||||||
В | |||||||||||||||||||||||
СВ | |||||||||||||||||||||||
ОКН |
Критерии
- Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
- Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
- Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
- Сравнивает 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте, толщине) путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
- Различает и называет квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Знает цвета.
- Составляет целое из частей.
- Сравнивает предметы по внешним признакам (цвет, размер, материал и т.п.)
- Умеет применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
- Умеет анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Используемая литература
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
- Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
- Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2010
- Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2001
- Злаказов А. С. / Горшков Г. А. / Шевалдина С. Г. «Уроки Лего-конструирования в школе : методическое пособие» // БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2011
- Институт новых технологий «Игровые пособия LOGO-Verlag» // Москва, Институт новых технологий, 2006
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А.,. Лагода Т.С, Зуйкова М.Б.. – 2-е изд., испр. и доп.- обр. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» // Издательство Аркти, Москва, 2010
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
- Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего» //Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2009
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // из-во «Академия, 2002
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
Интернет-ресурсы:
- Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390
- Максаева Ю.А. «Лего-конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf
- Планирование и развивающие игры 2-4 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-2-do-4-let.html
- Планирование и развивающие игры 4-7 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-4-do-6-7-let.html
- Строим из Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_lego.html
- Блог о Лего http://ta-vi-ka.blogspot.ru/
- Идеи Лего http://ideas4parents.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская комплексная дополнительного образования программа «Капельки» по предметам: хор, сольфеджио, ритмика в группах дошкольного возраста
Срок реализации данной авторской программы составляет два года. Группы формируются по 6-8 человек. Занятие проводится:- хор (2 раза в неделю)- сольфеджио (1 раз в неделю)- ритмика(1 раз в неделю...
Дополнительное образование :программа"Одаренные дети"
движение спорт - это жизнь...
Дополнительное образование. Программа "Школа мяча"
Программа составлена на основе Л.В. Яковлевой и Р.А. Юдиной «Физическое развитие и здоровье детей» и программы «Детство» РГПУ им. А.И. Герцена, а так же на основе программы «Школа мяча» Н.И. Николаево...
Дополнительная образованая программа по обучению татарского языка.
Основная задача обучения татарскому языку в детском саду -формирование и развитие первоначальных умений и навыков....
Дополнительное образование программа "Мир души"
Содержание программы «Мир души» ориентировано на:- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционны...
Дополнительная образованая программа "Юный шахматист"
Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управлени...
Дополнительное образование (программы)
Дополнительное образование дошкольников - это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа д...