Lego-центр для детей 3-4 лет. Дополнительное образование. Программа.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Артемьева Вероника Максимовна

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:

  • Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15.05.2015г.).

Рабочая  программа составлена на основе методических разработок: В. Фешина «Лего- конструирование в детском саду», Лиштван З.В. «Конструирование».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-tsentr_3-4_dlya_publikatsiy.docx52.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:

  • Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15.05.2015г.).

Рабочая  программа составлена на основе методических разработок: В. Фешина «Лего- конструирование в детском саду», Лиштван З.В. «Конструирование».

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.  Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.  В процессе занятий идет работа над развитием  интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями,   формируются  умения сотрудничать с партнером,   работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

В  основе занятий  лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование  является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.

Занятия по ЛЕГО-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.  

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО-центр» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Цель программы: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское творчество.

Задачи программы:

  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, использовать научные и практические достижения. Стимулировать детское научно-техническое творчество. Повышать качество работы с детьми.
  • Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  • Развивать операции логического мышления.
  • Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.
  • Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
  • Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.  

Планируемые результаты освоения программы:

В результате изучения, в течение года содержания программы, у детей будут развиты творческие способности, конструкторские умения и навыки, речь. Они будут уметь ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения. Уметь работать по предложенным инструкциям, довести решения задачи до работающей модели, излагать мысли, находить ответы на вопросы, анализировать рабочий процесс. Работать над проектом в команде, разумно распределяя обязанности.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • словесные  (рассказ, беседа, инструктаж),
  • наглядные (демонстрация),
  • репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
  • практические (конструирование),
  • поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

Форма занятий:

Программа «Lego-центр» рассчитана для детей 3- 4 лет, занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность занятий 15 минут (понедельник, среда) с 15.15 по 15.30. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика умений детей.

Учебный план

Название курса

Количество НОД в неделю

Количество НОД в месяц

Количество НОД в год

Длительность НОД

Количество воспитанников

«Lego-центр»

2

8

62

15 минут

20

Учебно-методическое обеспечение

Название

курса

Автор

Издательство

Учебно-методические пособия

Кем рекомендовано или утверждено

«Lego-центр»

Фешина Е.В.

Москва, «Сфера», 2012 г.

«Лего – конструирование в детском саду»

Ученым Советом Федерального государственного

образовательного учреждения при АПК ППРО

Лиштван З.В.

Москва, «Владос», 2011г.

«Конструирование»

Рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во занятий

Октябрь

1

«Давайте познакомимся»

Знакомство с конструктором LEGO.

Спонтанная индивидуальная игра с конструктором LEGO.

2

2

«Давай посмотрим»

Знакомство с названиями  деталей LEGO-конструктора, различие, их названия. Способы крепления деталей.

2

3

«Найти деталь, как у меня»

Закрепить цвет, форму деталей, название деталей. Развивать внимание, речь, мышление.

2

4

«Что нас окружает»

Конструирование по собственному замыслу

2

Всего 8 занятий

Ноябрь

1

«Мебель»

Учить составлять схемы построек, развивать желание собирать конструкции по собственному замыслу, развивать речевое общение в совместных играх

2

2

«Транспорт»

Развивать речевую активность и желание конструировать по собственному замыслу; побуждать к совместным играм; закреплять элементарные умения конструирования: приставлять детали и накладывать их друг на друга,  учить составлять схемы построек.

2

3

«Замок»

Закреплять умение накладывать детали, наращивать постройку в высоту, подбирать цветовую гамму; развивать речевую активность, навыки создания конструкции по словесной инструкции; учить обыгрывать постройки.

2

4

«Дорога для машин»

Развивать умения: строить дорожку, приставляя кирпичики друг к другу короткими гранями, различать части построек по величине, строить по собственному замыслу, взаимодействовать в играх.

2

Всего 8 занятий

Декабрь

1

«Исследователи»

Продолжать знакомство детей с конструктором ЛЕГО, вариантами скрепления деталей. Закрепить способ соединения «стопкой».

2

2

"Забор для цветника»

Закрепить умение использовать кирпичики разного цвета, комбинировать их положение; развивать навыки пространственной ориентации, самообслуживания и аккуратного обращения с игрушками; активизировать словарь детей.

2

3

«Загон для животных»

Развивать умение детей отгадывать детали конструктора на ощупь. Формировать познавательный интерес к конструктивной деятельности и бережное отношение к ЛЕГО.

2

4

«Соедини правильно»

Закрепить способы соединения ЛЕГО деталей. Формировать умение различать и называть элементы конструктора. Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу.

2

Всего 8 занятий

Январь

1

«Дом в котором я живу»

Упражнять в симметричном составлении постройки. Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу. Прививать уважение к профессии строителя;

2

2

«Кукольный домик»

Закрепить умения строить дома, анализировать свою постройку; развивать фантазию и творчество, способность работать по схеме.  Развивать внимание, память, желание играть в ЛЕГО.

2

3

«Архитектор»

Развивать умения различать разные виды домов по иллюстрациям (жилые, сказочные, старые, современные); знакомить с профессией архитектора; закреплять умение строить дома по замыслу.

2

Всего 6 занятий

Февраль

1

«Будка для собаки»

Формировать реальные представления об окружающем мире. Обучать целенаправленной постройке.

2

2

«Горка в детском саду»

Формировать реальные представления об окружающем мире. Закреплять навыки скрепления конструктора Лего.

2

3

«Военная техника»

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение конструированию гусениц танка.

2

4

«Построй по картинке»

Развитие объема внимания. Учить действовать по образцу.

2

Всего 8 занятий

Март

1

«Выложите разные цветы»

Закрепить полученные навыки выкладывать на пластине цветы.

2

2

«Домик для птички»

Продолжать развивать умения моделировать по образцу. Продолжать учить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее.

2

3

«Весенние цветы»

Формировать реальные представления об окружающем мире. Учить конструировать цветы на плоскостной основе.

2

4

«Пруд для рыбок»

Формировать реальные представления об окружающем мире. Закрепить умение строить, используя детали лего- конструктора

2

Всего 8 занятий

Апрель

1

«Волшебные деревья»

Формировать реальные представления об окружающем мире. Продолжать развивать умения моделировать деревья по образцу.

2

2

«Гусеница»

Формировать реальные представления об окружающем мире. Продолжать развивать умения моделировать по схеме.

2

3

«Высокие низкие дома»

Закреплять названия строительных материалов, понятия «высокий - низкий», «больше - меньше», умение строить замки разного размера и цвета, соблюдая пропорции, используя призмы для украшения конструкции. Формировать реальные представления об окружающем мире. Продолжать развивать умения моделировать дома по образцу.

2

4

«Город»

Развивать умения изменять конструкцию в высоту, соотносить высоту многоэтажных домов с высотой сельских домиков, различать части построек по величине (высокая -низкая, широкая-узкая).Формировать реальные представления об окружающем мире. Продолжать развивать умения моделировать деревья по образцу.

2

Всего 8 занятий

Май

1

«Предметы быта»

Формировать реальные представления об окружающем мире. Учить сюжетному конструированию разных построек по размеру и цвету.

2

2

«Клумба»

Формировать реальные представления об окружающем мире. Закреплять умение конструирование цветов разных по размеру и цвету.

2

3

«Детская площадка летом»

Формировать реальные представления об окружающем мире. Учить сюжетному конструированию разных построек по размеру и цвету.

2

4

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

2

Всего 8 занятий

Всего 62 занятия

Материально-техническое обеспечение:

  • Конструкторы Duplo и Dacta
  • Плакаты, схемы, муляжи, книги, иллюстративный материал, картинки с изображением объектов реального мира, фотографии, игрушки, мячи и т.д.
  • Компьютер, экран, аудио колонки
  • Магнитная доска
  • Цветные карандаши, раскраски, цветная бумага, цветной картон, пластилин, гуашь и т.д.

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей.
  • Выставки по LEGO-конструированию.
  • Конкурсы, соревнования, фестивали.

Диагностическая карта кружка «Lego-центр»

2019-2020 учебный год    

№ п/п

Фамилия, имя  ребенка

Критерии

Итоги года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

Итоги года

В

СВ

ОКН

Критерии

  1. Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
  2. Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
  3. Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
  4. Сравнивает 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте, толщине) путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
  5. Различает и называет квадрат, треугольник, прямоугольник.
  6. Знает цвета.
  7. Составляет целое из частей.
  8. Сравнивает предметы по внешним признакам (цвет, размер, материал и т.п.)
  9. Умеет применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  10. Умеет анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Используемая литература

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
  3. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2010
  5. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2001
  6. Злаказов А. С. / Горшков Г. А. / Шевалдина С. Г. «Уроки Лего-конструирования в школе : методическое пособие» // БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2011
  7. Институт новых технологий «Игровые пособия LOGO-Verlag» // Москва, Институт новых технологий, 2006
  8. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  9. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Киселёва Л.С., Данилина Т.А.,. Лагода Т.С, Зуйкова М.Б.. – 2-е изд., испр. и доп.- обр. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» // Издательство Аркти, Москва, 2010
  11. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  12. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  13. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего» //Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2009
  14. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  15. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // из-во «Академия, 2002
  16. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  17. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

Интернет-ресурсы:

  1. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390
  2. Максаева Ю.А. «Лего-конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf
  3. Планирование и развивающие игры 2-4 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-2-do-4-let.html
  4. Планирование и развивающие игры 4-7 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-4-do-6-7-let.html
  5. Строим из Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_lego.html
  6. Блог о Лего http://ta-vi-ka.blogspot.ru/
  7. Идеи Лего http://ideas4parents.ru

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская комплексная дополнительного образования программа «Капельки» по предметам: хор, сольфеджио, ритмика в группах дошкольного возраста

Срок реализации данной авторской программы составляет два года. Группы формируются по 6-8 человек.  Занятие проводится:- хор (2 раза в неделю)- сольфеджио (1 раз в неделю)- ритмика(1 раз в неделю...

Дополнительное образование. Программа "Школа мяча"

Программа составлена на основе Л.В. Яковлевой и Р.А. Юдиной «Физическое развитие и здоровье детей» и программы «Детство» РГПУ им. А.И. Герцена, а так же на основе программы «Школа мяча» Н.И. Николаево...

Дополнительная образованая программа по обучению татарского языка.

Основная задача обучения татарскому языку в детском саду -формирование и развитие первоначальных умений и навыков....

Дополнительное образование программа "Мир души"

Содержание программы «Мир души» ориентировано на:- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционны...

Дополнительная образованая программа "Юный шахматист"

Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управлени...

Дополнительное образование (программы)

Дополнительное образование дошкольников - это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа д...