кружок"Умелые ручки"
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
представлено планирование на год по поделкам из бумаги способом оригами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_origami.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Умелые ручки»
Подготовительная группа
Пояснительная записка
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных листов бумаги.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети могут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А.Васильевой, в ней нет занятий по оригами. Исходя из понимания важности и огромного значения этой техники для развития детей я провожу кружок «Умелые ручки». Занятия с детьми проводятся по средам в утреннее или вечернее время (в 10 ч. или в 15 ч.30 минут). В месяц 4 занятия, в год-32. Работа проводится с сентября по май. Количество детей-16. Отбор детей по желанию. Время занятий по СанПиНу 20-25 минут.
Цель программы
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Продолжать знакомить детей с пооперационными схемами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1 . БОГАТЕЕВА З. А. «ЧУДЕСНЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ БУМАГИ» КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА И РОДИТЕЛЕЙ. М. ПРОСВЕЩЕНИЕ.1992.
2.ПАНФИЛОВ А. М. «ОРИГАМИ. БУМАЖНЫЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ ДЕТЕЙ» М. «СТУДИЯ ДИЗАЙН ИНФОЛИО», 1994.
3. «ИГРУШКИ ИЗ БУМАГИ» ИЧП КРИСТАЛЛ С-ПЕТЕРБУРГ 1997.
ОКТЯБРЬ
№ п/п | Тема: сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | Программное содержание |
1 | Курочка | Продолжать учить складывать квадрат базовой формой «косынка» дважды, вытягивать из складки бумагу наружу. Закреплять умение создавать выразительный образ, оформляя туловище, выстригая клюв и гребешок. Складывать поделку с опорой на карту. |
2 | Петушок | Продолжать учить делать поделку из 3 деталей (туловище, борода, гребешок). Продолжать учить «читать» пооперационную схему. |
3 | Оформление страницы из сказки (дом, деревья, трава, фон) | Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам. Базовая форма «книжка». Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. |
4 | Мышка | Продолжать учить делать поделку, опираясь на схему. Закреплять умение создавать выразительный образ мордочки. |
НОЯБРЬ
№ п/п | Тема: Сказка «Репка» | Программное содержание |
1 | Дедушка | Продолжать учить делать поделку из 3 деталей (штаны, рубашка, голова). Продолжать учить выполнять поделку, опираясь на пооперационную схему. Закреплять умение создавать выразительный образ, оформляя лицо, украшая одежду. |
2 | Бабушка | Продолжать учить делать поделку из 3 деталей (кофта, юбка, голова). Продолжать учить выполнять поделку, опираясь на пооперационную схему. |
3 | Внучка | Продолжать учить делать поделку из 3 деталей (туловище, голова, бантик). Продолжать учить выполнять поделку, опираясь на пооперационную схему. Закреплять умение создавать выразительный образ, оформляя лицо, украшая одежду. |
4 | Жучка и кошка | Отработка складывания базовой формы «книжка», опираясь на схему. Продолжать учить делать поделку из 2 деталей (туловище, голова). |
ДЕКАБРЬ
№ п/п | Тема: оформление новогодней открытки. | Программное содержание |
1 | Дед Мороз | Продолжать учить делать поделку из 3 деталей (туловище, голова, бантик). Закреплять умение создавать выразительный образ, оформляя лицо, украшая одежду. |
2 | Снегурочка | Продолжать учить делать поделку из 3 деталей (туловище, голова, бантик), опираясь на схему. Закреплять умение создавать выразительный образ, оформляя лицо, украшая одежду. |
3 | Ёлка | Закреплять умение складывать квадрат базовой формой «косынка» и соединять их между собой. Закреплять умение складывать с опорой на схему. Изготовление фона для будущей открытки. |
4 | Звёздочки | Закреплять умение складывать квадрат базовой формой «воздушный змей» и соединять их между собой в определённом порядке. |
ЯНВАРЬ
№ п/п | Тема: «Животные нашего края» | Программное содержание |
1 | Белка | Продолжать учить делать поделку из 2 деталей (туловище, голова), опираясь на схему. Закреплять умение создавать выразительный образ. |
2 | Заяц | Продолжать учить делать поделку самостоятельно, опираясь на пооперационную схему. Закреплять умение создавать выразительный образ. |
3 | Ёж | Продолжать учить делать поделку самостоятельно, опираясь на пооперационную схему. |
4 | Сова и оформление фона. | Учить складывать квадратный лист определённым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.. Развивать творческую фантазию в оформлении. |
ФЕВРАЛЬ
№ п/п | Тема: «» | Программное содержание |
1 | Стакан | Продолжать учить складывать бумагу из знакомой базовой формы «косынка», опираясь на пооперационную схему. Придать выразительность поделке, используя аппликацию |
2 | Тюльпаны | Продолжать учить самостоятельно складывать бумагу из знакомой базовой формы «косынка», опираясь на пооперационную схему. Развивать творческую фантазию в оформлении. |
3 | Кораблик | Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы. |
МАРТ
№ п/п | Тема: «Морское дно» | Программное содержание |
1 | Рыбка тропическая | Базовая форма «косынка». Продолжать учить складывать по схеме. |
2 | Рыбка-вуалехвост | Отработка складывания базовой формы «книжка», с опорой на схему. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. |
3 | Рыбка скалярия | Учить сгибать заготовки по диагонали дважды и отрезать уголки с острых концов для получения хвоста. Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно |
4 | Краб и оформление фона. | Продолжать учить складывать по схеме. Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки». Дополнить композицию, наклеив рыбок, сделанных ранее. |
АПРЕЛЬ
№ п/п | Тема: «Головные уборы» | Программное содержание | |
1 | Высокий шлем | Продолжать учить складывать бумагу из знакомой базовой формы «косынка», опираясь на пооперационную схему. Придать выразительность поделке, используя аппликацию | |
2 | Треуголка | Продолжать учить складывать бумагу из знакомой базовой формы «косынка», опираясь на пооперационную схему. Придать выразительность поделке, используя аппликацию | |
3 | Остроконечная шляпа | Продолжать учить складывать бумагу из знакомой базовой формы «косынка», опираясь на пооперационную схему. Придать выразительность поделке, используя аппликацию | |
4 | Сомбреро | Продолжать учить складывать бумагу из знакомой базовой формы «дверь», опираясь на пооперационную схему. Придать выразительность поделке, используя аппликацию |
МАЙ
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | Журавлик | Продолжать учить складывать бумагу из знакомой базовой формы «косынка», опираясь на пооперационную схему. Придать выразительность поделке. |
2 | Коробочка | Продолжать учить складывать бумагу из знакомой базовой формы «воздушный змей», опираясь на пооперационную схему. Придать выразительность поделке, используя аппликацию |
3 | Загадочные превращения квадратиков | Учить создавать образ на основе сделанных фигур, используя дополнительные детали, объединяя в один сюжет. Развивать творческую фантазию в оформлении и украшении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Умелые ручки"
презентация делимся опытом кружок "Умелые ручки"...
Кружок "Умелые ручки"
Кружковая работа с детьми средней группы в технике "Тестопластика", "Декупаж"....
Кружок "Умелые ручки"
План кружка ( прикладное творчество)...
Кружок "Умелые ручки" конструирование
Конструирование из бумаги, из брусового материала...
Кружок "Умелые ручки"
Презентация детских работ - результат работы кружка "Умелые ручки " во второй младшей группе...
Кружок "Умелые ручки". Изготовление из природного материала "Петушок"
Цель: Бережное отношение к животному миру. Материал: пластилин (желтый, красный, оранжевый), шишки....
Кружок «Умелые ручки»
Дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребенке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того о...