Дополнительная образовательная программа " Робототехника"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Екатерина Владимировна Молодых

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»,научно-технической  направленности для детей 5-6 лет  определяет содержание и организацию работы по обучению детей выполнению технических композиций в технике LEGO, вне требований основной образовательной  программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robotehnika_programma_12_gr.docx54.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

(МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка)

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка

Протокол № 1 от 31.08.2018

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 21 «О» от 01.09.2017 г

Заведующий МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка

       _________________И.В.Пиунова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Робототехника»

для детей от 5 до 6лет

                                             Срок реализации 1 год

                                                             

 

                                                     

г.Кузнецк,2019

Оглавление

1.Пояснительная записка……………………………………………………  3

1.1. Направленность …………………………………………………….……   3

1.2.Актуальность…………………………………………………………………4

1.3.Новизна……………………………………………………………………….4     1.4. Педагогическая целесообразность……………………………………….. 5                    

1.5.Цель, задачи дополнительной общеразвивающей программы………….4                                                                  

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы………………   5                    

1.7. Объем и сроки реализации программы…………………………………...5

1.8.Принципы программы………………………………………………………5

1.9. Формы и режим проведения занятий…………………………………….6                            

1.10.Ожидаемые  результаты и способы определения результативности…….6

1.11.Форма подведения итогов  реализации программы……………………….7        2. Учебно-тематический план………………………………………………….8

3.Тематическое планирование…………………………………………………9

4. Методическое  обеспечение программы………………………………….13

5. Список используемой литературы………………………………………16

                             

                               

                             

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»,научно-технической  направленности для детей 5-6 лет  определяет содержание и организацию работы по обучению детей выполнению технических композиций в технике LEGO, вне требований основной образовательной  программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

        Игра – важнейший спутник детства. Конструирование из конструктора ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

 ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Основной идеей создания кружка «Инфознайка», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры ( учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

     На сегодняшний день,  Лего - конструкторы   активно  используются  воспитанниками   в игровой деятельности.  Идея сделать Лего - конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу нашего инновационного проекта.

1.2Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

1.3 Новизна программы заключается в том, что исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

1.4Педагогическая целесообразность: занятие квиллингом не включено в образовательную программу дошкольного образования МБДОУ ДС №37 г.Кузнецка, поэтому реализация данного направления послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания образования и будет способствовать всестороннему развитию дошкольников.

1.5Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству средствами робототехники.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами робототехники.
  • Обучать различным приемам конструирования .
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Обучать создавать постройки, выполнять их программирование. 

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к конструированию робототехники.
  • Воспитывать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

1.6Возрастная категория детей –6- 7лет.

1.7Срок реализации программы – 1 год.

1.8Принципы программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и  ребенка  в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов  детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.                            

    дифференцированного и индивидуального подхода Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Форма и режим проведения занятий:

Форма проведения занятий – групповая. Занятия робототехники требует от детей большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-12 человек.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 25 мин.  – 32 часа в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.

Технология реализации программы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  •  коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Ожидаемые результаты и способу определения результативности:

  1. В результате обучения у детей: умение работать по предложенным инструкциям; 
  2. умение творчески подходить к решению задачи; 
  3. умение довести решение задачи до работающей модели; 
  4. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  5. умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает воспитатель детям  при выполнении  заданий и упражнений: чем помощь воспитателя  меньше, тем выше самостоятельность у воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение детей  на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий.

Форма подведения итогов реализации программы:

  • участие воспитанников во всероссийских, региональных , городских и  проводимых в учреждении мероприятиях и конкурсах;
  •  отчет педагога на Педагогическом совете.

                 

                 2.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Количество часов

Часы

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

Знакомство с робототехникой

Введение в робототехнику

3

3

0

2

Работа с комплектом заданий «Забавные механизмы»

8

0

8

3

Работа с комплектом заданий «Звери»

6

0

6

4

Работа с комплектом заданий «Футбол»

6

0

6

5

 Работа с комплектом заданий «Приключения»

8

0

8

6

Итоговое занятие

1

0

1

Всего

32

3

29

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п занятий

Тема

Цель

Оборудование

Вводное занятие.

Знакомство с робототехникой.

Введение в робототехнику.

Познакомить с техникой безопасности работы с конструктором, построение модели показанной на картинке.

Иллюстрации, ноутбук , конструктор

    2.

Вводное занятие.

Знакомство с деталями конструктора и их названиями.

Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора;

Ноутбук, конструктор

«Забавные механизмы»

3.

«Автомобиль»

Упражнять детей в конструирование по схеме.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

4.

«Автомобиль»

Упражнять детей в программирование постройки с разными рычагами движения.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук.

5.

«Танцующие птицы»

Знакомство с основными рычагами движения.Упражнять детей в конструирование по схеме.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

6.

«Танцующие птицы»

 Упражнять детей в программирование постройки с разными рычагами движения.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук.

7.

«Умная вертушка»

Упражнять детей конструировать по схеме,называя названия деталей.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

8.

«Умная

вертушка»

 Упражнять детей в программирование игрушки, называя блоки и их последовательность.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук.

9.

«Обезьянка-барабанщица»

Упражнять детей конструировать по схеме,называя названия деталей, изменяя кулачки и рачаги движения.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

10.

«Обезьянка-барабанщица»

Упражнять детей в программирование игрушки, называя блоки и их последовательность.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук.

11.

«Железная дорога»

Учить детей выстраивать по схеме конструкцию.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

12.

«Железная дорога»

Упражнять детей в программирование игрушки, называя блоки и их последовательность.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук.

«Звери»

13.

«Голодный аллигатор»

Учить детей собирать животное по схеме,называя последовательность деталей.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

14.

«Голодный аллигатор»

Познакомить детей с датчиком  наклона и расстояния,запрограмировать его по схеме.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук.

    15.

«Рычащий лев»

Учить детей собирать животное по схеме,называя последовательность деталей.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

     16.

«Рычащий лев»

Познакомить детей с датчиком  наклона и расстояния,запрограмировать его по схеме.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук.

17.

«Порхающая птица»

Упражнять детей в сборе по схеме по названиям деталей

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

18.

«Порхающая птица»

Познакомить детей с датчиком  наклона и расстояния,запрограмировать его по схеме,выбирать нужный звук для конструкции.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук.

«Футбол»

19.

«Нападающий»

Упражнять  детей собирать конструкцию по схеме, называю детали

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

20.

«Нападающий»

Познакомить детей с датчиком расстояния.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук

21.

«Вратарь»

Продолжать  учить детей выстраивание конструкции по схеме

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

22.

«Вратарь»

Упражнять детей в создание программы автоматического подсчета голов.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук

23.

«Ликующие болельщики»

Продолжать  учить детей выстраивание конструкции по схеме

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук

24.

«Ликующие болельщики»

Упражнять в определение наилучшего результата в трёх различных категориях.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук

«Приключения»

25.

«Спасение самолёта»

Закреплять умение строить по схеме,четко назвая детали.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

26.

«Спасение самолёта»

Упражнять детей программировать программу на вопросы:Что?Где?

Когда?Как?

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук

27.

«Спасение от великана»

Продолжать закреплять знания строить по схеме.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

28.

«Спасение от великана»

Закреплять программировать программу и обыгрывать ее диалогом.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук

29.

«Непотопляемый парусник»

Закрепить знания выстраивание по схеме, название деталей.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки.

30.

«Непотопляемый парусник»

Закреплять программировать программу и обыгрывать ее диалогом,выходя из нескольких ситуаций.

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук

31.

«Построй что захочешь»

Закрепить все элементы робототехники. Развивать воображение

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук

32.

«Построй что захочешь»

Упражнять детей программировать постройку, отвечая на вопросы:Что?Где?

Когда?Как?

Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук

Итого:

32 занятия

    4.   МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации Программы используются следующие материалы:

  • Учебно-тематический  план;
  • Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
  •  Картотека заданий;
  • Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности.
  • Набор образцов по технике «квиллинг».

1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
  2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
  3. Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между детьми, созданию дружественной обстановки.
  4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
  5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
  6. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • конструктор «MY ROBOT TIME» MRT2
  •  ноутбук
  • схемы построений

        ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Работать начинай только с разрешения педагога.
  2. Применяй инструменты только по их назначению.
  3. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
  4. Пользуясь инструментом, держи его так, как показал педагог.
  5. Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.
  6. Рабочее место держи в чистоте.
  7. Бережно относиться к имуществу .

               

 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.

2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.

4. Программа курса «Образовательная робототехника» . Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.

5. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания;авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.

6.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс,как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.

7.Журнал «Самоделки».г. Москва. Издательская компания  «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего»

8. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

9.Интернет – ресурсы:

http://int-edu.ru

http://7robots.com/

http://www.spfam.ru/contacts.html

http://robocraft.ru/

http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15

/ http://insiderobot.blogspot.ru/

https://sites.google.com/site/nxtwallet/

     

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-

Дону: 2011

2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –

«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:

Эксмо,2009.

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО

Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –

ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –

М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo»ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ...

Дополнительная образовательная программа "Легокоструирование и робототехника"

Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Программа поможет поддержать д...

Дополнительная образовательная программа для детей 7-го года жизни познавательной направленности «Робототехника LEGO WeDo»

Настоящая программа предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию и носит практико - ориентированный характер. ...

ОД по робототехнике «Помощь планете Роботав» в рамках дополнительной образовательной программы

Развивать технические навыки у  детей старшего дошкольного возраста с использованием Lego Education WeDo 2.0 при конструировании и программировании модели робота Майло....

ОД по робототехнике «Локомотив» в рамках дополнительной образовательной программы

Научить детей планировать ход решения при помощи схемы, конструировать модель, испытывать в работе.Упражнять в отборе и названии деталей, из которых будет построен локомотив.Развивать фантазию и...

Дополнительная образовательная программа технической направленности «ТЕХНОТРОНИК» (Робототехника из конструктора Ocie) Возраст воспитанников: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструктивных способностей воспитанников, предусматривающая их дефференцировацию по степени одаренности. Основные дидак...

Программа дополнительного образовательного кружка «Робототехника» для детей старших и подготовительных групп

         Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конст...