Дополнительная образовательная программа " Робототехника"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»,научно-технической направленности для детей 5-6 лет определяет содержание и организацию работы по обучению детей выполнению технических композиций в технике LEGO, вне требований основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robotehnika_programma_12_gr.docx | 54.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка)
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка Протокол № 1 от 31.08.2018 | УТВЕРЖДЕНА Приказом № 21 «О» от 01.09.2017 г Заведующий МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка _________________И.В.Пиунова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Робототехника»
для детей от 5 до 6лет
Срок реализации 1 год
г.Кузнецк,2019
Оглавление
1.Пояснительная записка…………………………………………………… 3
1.1. Направленность …………………………………………………….…… 3
1.2.Актуальность…………………………………………………………………4
1.3.Новизна……………………………………………………………………….4 1.4. Педагогическая целесообразность……………………………………….. 5
1.5.Цель, задачи дополнительной общеразвивающей программы………….4
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы……………… 5
1.7. Объем и сроки реализации программы…………………………………...5
1.8.Принципы программы………………………………………………………5
1.9. Формы и режим проведения занятий…………………………………….6
1.10.Ожидаемые результаты и способы определения результативности…….6
1.11.Форма подведения итогов реализации программы……………………….7 2. Учебно-тематический план………………………………………………….8
3.Тематическое планирование…………………………………………………9
4. Методическое обеспечение программы………………………………….13
5. Список используемой литературы………………………………………16
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»,научно-технической направленности для детей 5-6 лет определяет содержание и организацию работы по обучению детей выполнению технических композиций в технике LEGO, вне требований основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Игра – важнейший спутник детства. Конструирование из конструктора ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Основной идеей создания кружка «Инфознайка», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры ( учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, Лего - конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать Лего - конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
1.2Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
1.3 Новизна программы заключается в том, что исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
1.4Педагогическая целесообразность: занятие квиллингом не включено в образовательную программу дошкольного образования МБДОУ ДС №37 г.Кузнецка, поэтому реализация данного направления послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания образования и будет способствовать всестороннему развитию дошкольников.
1.5Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству средствами робототехники.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Обучающие:
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами робототехники.
- Обучать различным приемам конструирования .
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Обучать создавать постройки, выполнять их программирование.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к конструированию робототехники.
- Воспитывать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
1.6Возрастная категория детей –6- 7лет.
1.7Срок реализации программы – 1 год.
1.8Принципы программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
дифференцированного и индивидуального подхода Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Форма и режим проведения занятий:
Форма проведения занятий – групповая. Занятия робототехники требует от детей большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-12 человек.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 25 мин. – 32 часа в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Технология реализации программы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Ожидаемые результаты и способу определения результативности:
- В результате обучения у детей: умение работать по предложенным инструкциям;
- умение творчески подходить к решению задачи;
- умение довести решение задачи до работающей модели;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий и упражнений: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность у воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий.
Форма подведения итогов реализации программы:
- участие воспитанников во всероссийских, региональных , городских и проводимых в учреждении мероприятиях и конкурсах;
- отчет педагога на Педагогическом совете.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов | Часы | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Знакомство с робототехникой Введение в робототехнику | 3 | 3 | 0 |
2 | Работа с комплектом заданий «Забавные механизмы» | 8 | 0 | 8 |
3 | Работа с комплектом заданий «Звери» | 6 | 0 | 6 |
4 | Работа с комплектом заданий «Футбол» | 6 | 0 | 6 |
5 | Работа с комплектом заданий «Приключения» | 8 | 0 | 8 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
Всего | 32 | 3 | 29 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п занятий | Тема | Цель | Оборудование |
Вводное занятие. Знакомство с робототехникой. Введение в робототехнику. | Познакомить с техникой безопасности работы с конструктором, построение модели показанной на картинке. | Иллюстрации, ноутбук , конструктор | |
2. | Вводное занятие. Знакомство с деталями конструктора и их названиями. | Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора; | Ноутбук, конструктор |
«Забавные механизмы» | |||
3. | «Автомобиль» | Упражнять детей в конструирование по схеме. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
4. | «Автомобиль» | Упражнять детей в программирование постройки с разными рычагами движения. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук. |
5. | «Танцующие птицы» | Знакомство с основными рычагами движения.Упражнять детей в конструирование по схеме. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
6. | «Танцующие птицы» | Упражнять детей в программирование постройки с разными рычагами движения. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук. |
7. | «Умная вертушка» | Упражнять детей конструировать по схеме,называя названия деталей. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
8. | «Умная вертушка» | Упражнять детей в программирование игрушки, называя блоки и их последовательность. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук. |
9. | «Обезьянка-барабанщица» | Упражнять детей конструировать по схеме,называя названия деталей, изменяя кулачки и рачаги движения. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
10. | «Обезьянка-барабанщица» | Упражнять детей в программирование игрушки, называя блоки и их последовательность. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук. |
11. | «Железная дорога» | Учить детей выстраивать по схеме конструкцию. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
12. | «Железная дорога» | Упражнять детей в программирование игрушки, называя блоки и их последовательность. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук. |
«Звери» | |||
13. | «Голодный аллигатор» | Учить детей собирать животное по схеме,называя последовательность деталей. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
14. | «Голодный аллигатор» | Познакомить детей с датчиком наклона и расстояния,запрограмировать его по схеме. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук. |
15. | «Рычащий лев» | Учить детей собирать животное по схеме,называя последовательность деталей. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
16. | «Рычащий лев» | Познакомить детей с датчиком наклона и расстояния,запрограмировать его по схеме. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук. |
17. | «Порхающая птица» | Упражнять детей в сборе по схеме по названиям деталей | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
18. | «Порхающая птица» | Познакомить детей с датчиком наклона и расстояния,запрограмировать его по схеме,выбирать нужный звук для конструкции. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук. |
«Футбол» | |||
19. | «Нападающий» | Упражнять детей собирать конструкцию по схеме, называю детали | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
20. | «Нападающий» | Познакомить детей с датчиком расстояния. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук |
21. | «Вратарь» | Продолжать учить детей выстраивание конструкции по схеме | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
22. | «Вратарь» | Упражнять детей в создание программы автоматического подсчета голов. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук |
23. | «Ликующие болельщики» | Продолжать учить детей выстраивание конструкции по схеме | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук |
24. | «Ликующие болельщики» | Упражнять в определение наилучшего результата в трёх различных категориях. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук |
«Приключения» | |||
25. | «Спасение самолёта» | Закреплять умение строить по схеме,четко назвая детали. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
26. | «Спасение самолёта» | Упражнять детей программировать программу на вопросы:Что?Где? Когда?Как? | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук |
27. | «Спасение от великана» | Продолжать закреплять знания строить по схеме. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
28. | «Спасение от великана» | Закреплять программировать программу и обыгрывать ее диалогом. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук |
29. | «Непотопляемый парусник» | Закрепить знания выстраивание по схеме, название деталей. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки. |
30. | «Непотопляемый парусник» | Закреплять программировать программу и обыгрывать ее диалогом,выходя из нескольких ситуаций. | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук |
31. | «Построй что захочешь» | Закрепить все элементы робототехники. Развивать воображение | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук |
32. | «Построй что захочешь» | Упражнять детей программировать постройку, отвечая на вопросы:Что?Где? Когда?Как? | Конструктор «MY ROBOT TIME», схема для постройки,ноутбук |
Итого: | 32 занятия |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации Программы используются следующие материалы:
- Учебно-тематический план;
- Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
- Картотека заданий;
- Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности.
- Набор образцов по технике «квиллинг».
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
- Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
- Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
- Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между детьми, созданию дружественной обстановки.
- Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
- Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
- Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
- конструктор «MY ROBOT TIME» MRT2
- ноутбук
- схемы построений
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Работать начинай только с разрешения педагога.
- Применяй инструменты только по их назначению.
- Не работай неисправными и тупыми инструментами.
- Пользуясь инструментом, держи его так, как показал педагог.
- Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.
- Рабочее место держи в чистоте.
- Бережно относиться к имуществу .
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
4. Программа курса «Образовательная робототехника» . Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.
5. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания;авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
6.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс,как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.
7.Журнал «Самоделки».г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего»
8. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
9.Интернет – ресурсы:
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/ http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:
Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –
М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА LEGO WeDo»ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ...
Дополнительная образовательная программа "Легокоструирование и робототехника"
Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Программа поможет поддержать д...
Дополнительная образовательная программа для детей 7-го года жизни познавательной направленности «Робототехника LEGO WeDo»
Настоящая программа предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию и носит практико - ориентированный характер. ...
ОД по робототехнике «Помощь планете Роботав» в рамках дополнительной образовательной программы
Развивать технические навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием Lego Education WeDo 2.0 при конструировании и программировании модели робота Майло....
ОД по робототехнике «Локомотив» в рамках дополнительной образовательной программы
Научить детей планировать ход решения при помощи схемы, конструировать модель, испытывать в работе.Упражнять в отборе и названии деталей, из которых будет построен локомотив.Развивать фантазию и...
Дополнительная образовательная программа технической направленности «ТЕХНОТРОНИК» (Робототехника из конструктора Ocie) Возраст воспитанников: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструктивных способностей воспитанников, предусматривающая их дефференцировацию по степени одаренности. Основные дидак...
Программа дополнительного образовательного кружка «Робототехника» для детей старших и подготовительных групп
Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конст...