Статья "Чудеса с бумагой"
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Синельник Ольга Викторовна

В статье исследуется проблема развития кисти руки у детей. Описан практический опыт работы, который может пригодиться для "молодых"педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_s_bumagoy.docx53.82 КБ

Предварительный просмотр:

Синельник О.В.

Воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ №70 "Солнечный город"

ЧУДЕСА С БУМАГОЙ.

Аннотация

В статье исследуется проблема развития кисти руки у детей. Описан практический опыт работы, который может пригодиться для "молодых"педагогов.

Ключивые слова: развитие мелкой моторике, от простого к сложному, сформированность мелкой моторике рук.

С первых лет жизни элементарные виды деятельности составляют основу формирования личносных способностей, свойств и отношений  к окружающему. Известно, что уровень ее развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Что способствует развитию кисти руки у детей?

Многие воспитатели в практике своей используют пальчиковую гимнастику, массаж, различные игры с мелкими деталями, тестопластику  и также работу с бумагой, что является отличным средством для развития движений пальцев руки.

В практике своей работы я использую бумажные салфетки. Данный материал мы используем с детьми уже непервый год, начиная со второй младшей группы.  Перед собой я поставила следующие цели:

- способствовать развитию образного мышления, речи у дошкольников;

- учить детей способам работы с разными видами бумаги, особенно с салфеткой , для развития мелких мышц пальцев;

- продолжать воспитывать эстетический вкус у детей, используя различные свойства бумаги.

Для достижения этих целей , я выделила задачи развивать у детей:

- умение работать  с бумагой с помощью ножниц и без них;

- художественно - творческие способности.

Работа с бумагой по программе   начинается со второй младшей группы. Однако первые пробные коллективные работы с бумагой были выполнены с детьми третьего года жизни. Почему? Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес  малышей, легкость и доступность - все это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогали сминать комочки. Так появилась картина "Зимняя картина".

Прежде чем начать работу, мы с детьми наблюдали, как тихо падают с неба крупные хлопья снега, как все вокруг окутано сугробами. В этой работе дети делали снежинки. Второй совместной работой с детьми стала картина "Мимоза". Выполненная к празднику мам, она сначала висела в приемной, а затем мы перевесили ее как украшение в групповую комнату. Картины висели и дети часто любовались ими, спорили, у кого лучше получились снежинка, цветок. Это и наткнуло меня на мысль творчески вести работу с бумажной салфеткой. Наметили план работы с детьми второй младшей группы.

Для пробуждения интереса к работе с салфеткой я изготовила альбом с образцами бумажных салфеток: с рисунками и однотонными.

Я столкнулась с тем, что способ сминания бумаги, описанный в литературе , имеет разновидности, без которых работы не представляют собой выразительности и красоты. Так для себя я открыла еще четыре вида сминания: между ладонями - "кулачком", "лодочкой", "продольное сминание", "ладонью на столе". В результате использования этих способов стало легче изображать образные объекты сюжета. Например , крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе, а ствол дерева - не скручиванием, а способом продольного сминания.

Это дало возможность предоставлять детям выбор способов изображения предметов, расширились технические возможности работы с салфеткой.

Имея небольшой опыт работы с салфеткой , я выделила для себя определенные этапы работы:

- начиная обучение лучше с хаотичного наклеивания комочков на листе, давая детям возможность работать вместе и испытывать удовольствие от красивых снежинок, мячиков для клоунов...

- второй этап работы с комочками - наклеивание на линии: бусы, пуговицы..

- выкладывание комочками контур предмета: цветок, солнышко и...

При сминании "кулачком" происходит с большой салфеткой или с двумя сразу. От этого получаются большие комочки, из которых легко можно сделать цветок, цыпленка и т.д. Используя этот способ, мы изготовили одуванчики, гирлянду из бумажных шариков .

Сминание "лодочкой" на мой взгляд - самое "нежное".Я учила на примере образов: делаем пирожки, ладожки лодочкой.

"Продольное сминание" с помощью его можно сделать интересные детали предметов : лучи солнца, ветки елки, хвост птицы и т.д.

Сминание "ладонью на столе" самое сможное.  Ладошка должна лежать на середине салфетки, а пальчики должны поднимать ее под ладошку.

Существуют различные способы скручивание салфеток.

Способ скручивания салфетки напоминает прядение :салфетка  находится на одной ладони, а пальцы другой кисти одновременно ее вытаскивают и скручивают.

Можно использовать четыре вида скручивания:

- целиковое, когда заготовка скручивается полностью, от начала до конца;

- частичное, когда заготовка скручивается с одного конца;

- частичное, когда заготовка скручивается с обоих концов;

- частичное, когда заготовка скручивается посередине.

Важно отметить особенность техники наклеивания в работе с бумажной салфеткой. Она заключается в том, что клей наносится  не на салфетку, а на лист, т.е. на основу, фон. Клеем  проводится линии или наносится капелька, несколько капель. Об этом  важно сказать детям на первом занятии и впоследствии их контролировать, пока они не привыкнут делать это правильно.

При планировании работы я шла от простого к сложному. Предлагала детям то, что доступно для возраста. Младшие школьники использовали простые способы сминания.  Давала  готовые, нарезанные заготовки салфеток; темы предлагала сама, в основном работы были коллективные, выполненные совместно с воспитателем. Индивидуальные работы стали  делать во второй половине второй младшей группы. Дети средней группы использовали в работе ножницы, знакомились с другими способами работы с бумажной салфеткой.

Но я старалась развивать фантазию детей, побуждать их к творчеству. В чем же можно увидеть творчество дошкольников?

Это и изменение величины  предмета, и присутствие дополнительных деталей, и измененение взаиморасположения элементов в композиции, цвета, сочетания цветов, их контрастность.  А самое главное - увидеть эти моменты творчества, отметить и похвалить ребенка.

Работу с бумажной салфеткой я использую не только на аппликации, но и в ознакомлении с окружающем миром: "Сравнение куста с деревом", "Первые цветы". Кроме того, провожу интегрированные занятия, сочетающие математику с аппликацией: "Одуванчики", "Клубочки" и т.д.

Считаю, что использование техники работы с бумажной салфеткой влияет на запас представлений, которые составляют базу для работы воображения, фантазии и выдумки, развивает речь детей, учит их пооперационному действию, что необходимо для обучения в школе. Методика обучения детей такой технике работы интересна и доступна даже для начинающего педагога.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8e02c7655f76e4c8cd1175508c15c3c1-l&n=13 

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=8b23452c2bb5225a6976a45e8bde4214-l&n=13

Литература

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги/ Богатеева З.А. М.: Просвещение, 1992г. – 208с.
  2. Лыкова И. Цветные ладошки/ Лыкова И. – Кострома.: Издательский дом «Цветной мир», 2012г. – 16с.
  3. Лыкова И. Кошки на окошке/  Лыкова И. -  Кострома.: Издательский дом «Цветной мир», 2013г. – 16с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»                                    [[{"type":"med...

Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.

Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...

Бумага. Применение бумаги

Мастер - класс для педагогов и родителей....