Конспект по ручному труду. "Тряпичные куклы. Изготовление куклы "Пеленашка"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Струцкая Ольга Васильевна

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 14»

 

 

 

 

 

Конспект по  ручному труду

в подготовительной группе

Тема: «Тряпичные куклы. Изготовление куклы «Пеленашка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Струцкая Ольга Васильевна

2019г .

 

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1.     Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. ( «Социализация»,  «Коммуникация».)

2.     Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»);

3.     Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»);

4.     Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости, («Физическая культура»);

5.     Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. («Художественное творчество», «Музыка»).

Методы и приемы:

- практические: изготовление куклы, Хоровод  «Ай, Заинька»;

- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;

- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, игра-песня.

Раздаточный материал:

Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?»,

Чтение сказки «Василиса Премудрая».

 

1. Организационный момент.

Раз, два. Три, четыре.

Три, четыре. Раз, два.

Кто шагает дружно в ряд.

Русских красавиц отряд!

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Здравствуйте, люди добрые! (поклон)

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы как у нас.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое, для этого у меня есть волшебный клубочек, который поможет нам оказаться в Древней Руси. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)

Ты клубочек нас веди,

Старину нам покажи

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель: Где мы с вами оказались?

Дети: В избе.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! В русской избе.

-А что это за «Волшебный сундучок»? Нам нужно отгадать загадку, и мы поймем, что в нем спрятано.

Загадка:  Платья носит, 

Есть не просит, 

Всегда послушна, 

Но с ней не скучно… (кукла).

Воспитатель: Вы совершенно правильно отгадали загадку. Давайте посмотрим, что за кукла в сундучке. ( находят тряпичную игровую куколку)

Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана, она отличается от современных кукол? (ответы детей)

Да, правильно. Основным отличием народных тряпичных кукол от наших современных – является безликость. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет одушевленной и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей и различных бед.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Какая кукла». Дети садятся на лавочку полукругом, воспитатель дает клубок куклу из сундучка и говорит: кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

- из резины.

- из дерева.

- из ткани.

- из соломы.

- из бересты.

- из пластмассы.

- из бумаги.

- из фарфора.

- из тряпок.

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.

Далеко мы с вами шли,

Куклу древнюю нашли.

Вы садитесь поудобней,

Вам поведаю рассказ,

С чем играли наши предки

Без утайки, без прикрас.

Воспитатель:

Слушайте внимательно загадку.

Рта нет, языка нет,

А говорит о каждом. (Зеркало)

Воспитатель: Молодцы, отгадали.

Вот оно волшебное зеркало (указывает на ноутбук)

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.)

3. Показ презентации о тряпичных куклах.

Воспитатель: Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! (рассмотреть куклу «Пеленашку»)

Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей). А хотите, я вас научу делать такую куклу – Пеленашку своими руками.

Воспитатель: Но давайте сначала с вами поиграем.

- Выходи честной народ, заводите хоровод.

Хоровод «Ай, Заинька» (Иван Купала)

4. Практическая часть

Воспитатель:  Теперь я приглашаю вас в свою мастерскую. Проходите и садитесь за стол. Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.

1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.

2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.

А, давайте девочки с вами исполним частушки, и отдохнем! (исполняем под ложки)

Частушки:

1.А про куклу, про игрушку

сочинили мы частушки

Прежде чем их записать

Стали петь их и играть

2.Наша кукла хороша

Ты, закруточка краса

В доме русском ты живёшь

Детям счастье принесёшь.

3. Наша кукла принесёт

Много людям радости

И удачу и богатство

Это нужно каждому

4.Мы традиции все помним

И не станем забывать

А тряпичную мы куклу

Будем дальше прославлять

5.Изготовим куклу нашу

Ручками волшебными

Будем ниточки вязать

А из ткани наряжать

Воспитатель: Молодцы! Атеперь продолжим работу над куклой!

3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».

-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.

Итог: -Какую куклу мы с вами сегодня делали?

-Почему народная кукла была безликой?

-И что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться в детский сад.

Ребенок 1: Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами,  гости, нам

Пришла пора прощаться

Ребенок 2: Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

Воспитатель:  Клубочек нас вернет обратно,

В пути не будем мы скучать,

Преодолеем все преграды,

Нам куклы будут помогать! (Дети с воспитателем у

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_moy_konspekt.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 14»

Конспект по  ручному труду

в подготовительной группе

Тема: «Тряпичные куклы. Изготовление куклы «Пеленашка»

Воспитатель: Струцкая Ольга Васильевна

2019г .

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

  1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. ( «Социализация»,  «Коммуникация».)
  2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»);
  3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»);
  4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости, («Физическая культура»);
  5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. («Художественное творчество», «Музыка»).

Методы и приемы:

- практические: изготовление куклы, Хоровод  «Ай, Заинька»;

- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;

- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, игра-песня.

Раздаточный материал:

Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?»,

Чтение сказки «Василиса Премудрая».

1. Организационный момент.

Раз, два. Три, четыре.

Три, четыре. Раз, два.

Кто шагает дружно в ряд.

Русских красавиц отряд!

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Здравствуйте, люди добрые! (поклон) 

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы как у нас.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое, для этого у меня есть волшебный клубочек, который поможет нам оказаться в Древней Руси. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)

Ты клубочек нас веди,

Старину нам покажи

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель: Где мы с вами оказались?

Дети: В избе.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! В русской избе.

-А что это за «Волшебный сундучок»? Нам нужно отгадать загадку, и мы поймем, что в нем спрятано.

Загадка:  Платья носит, 

Есть не просит, 

Всегда послушна, 

Но с ней не скучно… (кукла).

Воспитатель: Вы совершенно правильно отгадали загадку. Давайте посмотрим, что за кукла в сундучке. ( находят тряпичную игровую куколку)

Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана, она отличается от современных кукол? (ответы детей)

Да, правильно. Основным отличием народных тряпичных кукол от наших современных – является безликость. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет одушевленной и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей и различных бед.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Какая кукла». Дети садятся на лавочку полукругом, воспитатель дает клубок куклу из сундучка и говорит: кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

- из резины.

- из дерева.

- из ткани.

- из соломы.

- из бересты.

- из пластмассы.

- из бумаги.

- из фарфора.

- из тряпок.

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.

Далеко мы с вами шли,

Куклу древнюю нашли.

Вы садитесь поудобней,

Вам поведаю рассказ,

С чем играли наши предки

Без утайки, без прикрас.

Воспитатель: 

Слушайте внимательно загадку.

Рта нет, языка нет,

А говорит о каждом. (Зеркало)

Воспитатель: Молодцы, отгадали.

Вот оно волшебное зеркало (указывает на ноутбук)

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.)

3. Показ презентации о тряпичных куклах. 

Воспитатель: Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! (рассмотреть куклу «Пеленашку»)

Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей). А хотите, я вас научу делать такую куклу – Пеленашку своими руками.

Воспитатель: Но давайте сначала с вами поиграем.

- Выходи честной народ, заводите хоровод.

Хоровод «Ай, Заинька» (Иван Купала)

4. Практическая часть

Воспитатель:  Теперь я приглашаю вас в свою мастерскую. Проходите и садитесь за стол. Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.

1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.

2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.

А, давайте девочки с вами исполним частушки, и отдохнем! (исполняем под ложки)

Частушки: 

1.А про куклу, про игрушку

сочинили мы частушки

Прежде чем их записать

Стали петь их и играть

2.Наша кукла хороша

Ты, закруточка краса

В доме русском ты живёшь

Детям счастье принесёшь.

3. Наша кукла принесёт

Много людям радости

И удачу и богатство

Это нужно каждому

4.Мы традиции все помним

И не станем забывать

А тряпичную мы куклу

Будем дальше прославлять

5.Изготовим куклу нашу

Ручками волшебными

Будем ниточки вязать

А из ткани наряжать

Воспитатель: Молодцы! Атеперь продолжим работу над куклой!

3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».

-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.

Итог: -Какую куклу мы с вами сегодня делали?

-Почему народная кукла была безликой?

-И что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться в детский сад.

Ребенок 1: Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами,  гости, нам

Пришла пора прощаться

Ребенок 2: Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

Воспитатель:  Клубочек нас вернет обратно,

В пути не будем мы скучать,

Преодолеем все преграды,

Нам куклы будут помогать! (Дети с воспитателем уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ручного труда "Изготовление хантыйской куклы Акань"

Изготовление хантыйской тряпичной куклы Акань с детьми подготовительной к школе группы....

Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. ОО «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:- совершенствовать ...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе....

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группе

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группеНаталья Поддерегина Конспект НОД по ручному труду «Знакомство...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов  обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...