Конспект по ручному труду. "Тряпичные куклы. Изготовление куклы "Пеленашка"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 14»
Конспект по ручному труду
в подготовительной группе
Тема: «Тряпичные куклы. Изготовление куклы «Пеленашка»
Воспитатель: Струцкая Ольга Васильевна
2019г .
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. ( «Социализация», «Коммуникация».)
2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»);
3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости, («Физическая культура»);
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. («Художественное творчество», «Музыка»).
Методы и приемы:
- практические: изготовление куклы, Хоровод «Ай, Заинька»;
- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, игра-песня.
Раздаточный материал:
Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»,
Чтение сказки «Василиса Премудрая».
1. Организационный момент.
Раз, два. Три, четыре.
Три, четыре. Раз, два.
Кто шагает дружно в ряд.
Русских красавиц отряд!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Здравствуйте, люди добрые! (поклон)
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы как у нас.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое, для этого у меня есть волшебный клубочек, который поможет нам оказаться в Древней Руси. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)
Ты клубочек нас веди,
Старину нам покажи
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: Где мы с вами оказались?
Дети: В избе.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! В русской избе.
-А что это за «Волшебный сундучок»? Нам нужно отгадать загадку, и мы поймем, что в нем спрятано.
Загадка: Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно… (кукла).
Воспитатель: Вы совершенно правильно отгадали загадку. Давайте посмотрим, что за кукла в сундучке. ( находят тряпичную игровую куколку)
Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана, она отличается от современных кукол? (ответы детей)
Да, правильно. Основным отличием народных тряпичных кукол от наших современных – является безликость. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет одушевленной и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей и различных бед.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Какая кукла». Дети садятся на лавочку полукругом, воспитатель дает клубок куклу из сундучка и говорит: кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
- из резины.
- из дерева.
- из ткани.
- из соломы.
- из бересты.
- из пластмассы.
- из бумаги.
- из фарфора.
- из тряпок.
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.
Далеко мы с вами шли,
Куклу древнюю нашли.
Вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас.
Воспитатель:
Слушайте внимательно загадку.
Рта нет, языка нет,
А говорит о каждом. (Зеркало)
Воспитатель: Молодцы, отгадали.
Вот оно волшебное зеркало (указывает на ноутбук)
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.)
3. Показ презентации о тряпичных куклах.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! (рассмотреть куклу «Пеленашку»)
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей). А хотите, я вас научу делать такую куклу – Пеленашку своими руками.
Воспитатель: Но давайте сначала с вами поиграем.
- Выходи честной народ, заводите хоровод.
Хоровод «Ай, Заинька» (Иван Купала)
4. Практическая часть
Воспитатель: Теперь я приглашаю вас в свою мастерскую. Проходите и садитесь за стол. Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.
1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.
2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.
А, давайте девочки с вами исполним частушки, и отдохнем! (исполняем под ложки)
Частушки:
1.А про куклу, про игрушку
сочинили мы частушки
Прежде чем их записать
Стали петь их и играть
2.Наша кукла хороша
Ты, закруточка краса
В доме русском ты живёшь
Детям счастье принесёшь.
3. Наша кукла принесёт
Много людям радости
И удачу и богатство
Это нужно каждому
4.Мы традиции все помним
И не станем забывать
А тряпичную мы куклу
Будем дальше прославлять
5.Изготовим куклу нашу
Ручками волшебными
Будем ниточки вязать
А из ткани наряжать
Воспитатель: Молодцы! Атеперь продолжим работу над куклой!
3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».
-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.
Итог: -Какую куклу мы с вами сегодня делали?
-Почему народная кукла была безликой?
-И что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться в детский сад.
Ребенок 1: Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами, гости, нам
Пришла пора прощаться
Ребенок 2: Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
Воспитатель: Клубочек нас вернет обратно,
В пути не будем мы скучать,
Преодолеем все преграды,
Нам куклы будут помогать! (Дети с воспитателем у
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud_moy_konspekt.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 14»
Конспект по ручному труду
в подготовительной группе
Тема: «Тряпичные куклы. Изготовление куклы «Пеленашка»
Воспитатель: Струцкая Ольга Васильевна
2019г .
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. ( «Социализация», «Коммуникация».)
- Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»);
- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»);
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости, («Физическая культура»);
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. («Художественное творчество», «Музыка»).
Методы и приемы:
- практические: изготовление куклы, Хоровод «Ай, Заинька»;
- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, игра-песня.
Раздаточный материал:
Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»,
Чтение сказки «Василиса Премудрая».
1. Организационный момент.
Раз, два. Три, четыре.
Три, четыре. Раз, два.
Кто шагает дружно в ряд.
Русских красавиц отряд!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Здравствуйте, люди добрые! (поклон)
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы как у нас.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое, для этого у меня есть волшебный клубочек, который поможет нам оказаться в Древней Руси. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)
Ты клубочек нас веди,
Старину нам покажи
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: Где мы с вами оказались?
Дети: В избе.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! В русской избе.
-А что это за «Волшебный сундучок»? Нам нужно отгадать загадку, и мы поймем, что в нем спрятано.
Загадка: Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно… (кукла).
Воспитатель: Вы совершенно правильно отгадали загадку. Давайте посмотрим, что за кукла в сундучке. ( находят тряпичную игровую куколку)
Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана, она отличается от современных кукол? (ответы детей)
Да, правильно. Основным отличием народных тряпичных кукол от наших современных – является безликость. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет одушевленной и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей и различных бед.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Какая кукла». Дети садятся на лавочку полукругом, воспитатель дает клубок куклу из сундучка и говорит: кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
- из резины.
- из дерева.
- из ткани.
- из соломы.
- из бересты.
- из пластмассы.
- из бумаги.
- из фарфора.
- из тряпок.
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.
Далеко мы с вами шли,
Куклу древнюю нашли.
Вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас.
Воспитатель:
Слушайте внимательно загадку.
Рта нет, языка нет,
А говорит о каждом. (Зеркало)
Воспитатель: Молодцы, отгадали.
Вот оно волшебное зеркало (указывает на ноутбук)
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.)
3. Показ презентации о тряпичных куклах.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! (рассмотреть куклу «Пеленашку»)
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей). А хотите, я вас научу делать такую куклу – Пеленашку своими руками.
Воспитатель: Но давайте сначала с вами поиграем.
- Выходи честной народ, заводите хоровод.
Хоровод «Ай, Заинька» (Иван Купала)
4. Практическая часть
Воспитатель: Теперь я приглашаю вас в свою мастерскую. Проходите и садитесь за стол. Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками.
1 этап: Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.
2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.
А, давайте девочки с вами исполним частушки, и отдохнем! (исполняем под ложки)
Частушки:
1.А про куклу, про игрушку
сочинили мы частушки
Прежде чем их записать
Стали петь их и играть
2.Наша кукла хороша
Ты, закруточка краса
В доме русском ты живёшь
Детям счастье принесёшь.
3. Наша кукла принесёт
Много людям радости
И удачу и богатство
Это нужно каждому
4.Мы традиции все помним
И не станем забывать
А тряпичную мы куклу
Будем дальше прославлять
5.Изготовим куклу нашу
Ручками волшебными
Будем ниточки вязать
А из ткани наряжать
Воспитатель: Молодцы! Атеперь продолжим работу над куклой!
3 этап: Теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».
-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.
Итог: -Какую куклу мы с вами сегодня делали?
-Почему народная кукла была безликой?
-И что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться в детский сад.
Ребенок 1: Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами, гости, нам
Пришла пора прощаться
Ребенок 2: Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
Воспитатель: Клубочек нас вернет обратно,
В пути не будем мы скучать,
Преодолеем все преграды,
Нам куклы будут помогать! (Дети с воспитателем уходят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ручного труда "Изготовление хантыйской куклы Акань"
Изготовление хантыйской тряпичной куклы Акань с детьми подготовительной к школе группы....
Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. ОО «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:- совершенствовать ...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе.
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе....
ООД по ручному труду в старшей группе Тема: «Тряпичные куклы. Изготовление куклы «Пеленашка»»
Конспект открытого занятия по ручному труду...
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группе
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группеНаталья Поддерегина Конспект НОД по ручному труду «Знакомство...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...