Рабочая программа "Лего конструирование"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Давыдова Наталья Валерьевна

Рабочая программа по "Лего конструмрованию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_konstruirovanie.docx442.35 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «КАПЕЛЬКА» Г.ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

LEGO-конструирование

        Автор программы:

Воспитатель Давыдова Наталья Валерьевна

Срок реализации: 1- 2 года.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Информационная карта

Полное название программы

Ф.И.О. автора

 Сведения о программе

II. Пояснительная записка

2.1.Направленность программы и новизна

2.2.Актуальность

2.3.Принципы программы

2.4.Цели и задачи реализации программы

2.6.Возрастная категория

2.7.Планируемые результаты освоения Программы

2.8.Педагогические технологии

2.9.Виды и формы контроля освоения Программы

2.10.Материально - техническое обеспечение

2.11. Кадровое обеспечение

2.12. Организация условий реализации Программы

III. Учебный план

3.1.Содержание Программы

3.2.Методическое и информационное обеспечение Программы

3.3.Методическая литература

IV. Тематическое планирование

Приложение

-Игры

-Стихи про LEGO

-Загадки про LEGO

- LEGO раскраски

Информационная карта.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Капелька»       г. Вольска Саратовской области».

Полное название программы: Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности LEGO-конструирование

Ф.И.О., должность автора Давыдова Наталья Валерьевна воспитатель

Сведения о программе.

           При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г.№1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Устав МДОУ «Детский сад №3 «Капелька» г. Вольска Саратовской области».

Область применения: дополнительное образование детей.

Направленность: художественно - эстетическая

Тип программы: авторская.

Вид программы: образовательная.

Возраст обучающихся: 3-4 года,4-5 лет.

Продолжительность обучения: 1- 2  года.

Заключение педагогического совета №5от 18.05.2015г.

  1. Пояснительная записка.

Направленность программы Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Представленная программа «ЛЕГО» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 3-4,4-5 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

  1. Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной образовательной программы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

2.3. Основные принципы программы:

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  • Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
  • Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
  • Принцип доступности обучения.

2.4. Цель данной программы – создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды LEGO- конструирования.

       Задачи:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

2.5.        Возрастная категория детей: 3-4 года, 4-5 лет.                                                        

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.                                                                                      Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.  К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.  Начинает развиваться образное мышление.                                                                                                                                 Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.                                                                                                                   Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 - 25 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.                                                                                     Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.                                                    Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации.

Предполагаемый состав группы: одновозрастная.

2.6.        Сроки реализации и режим.

Программа предполагает проведение 1 занятий в неделю и используется при организации НОД в форме кружковой работы.

Общее количество учебных занятий в год –28

Время проведения: 16.00.

Форма проведения занятий: подгрупповая.

2.7.        Планируемые результаты реализации программы:

  • формирование практических навыков в области LEGO- конструирования, развитие фантазии, образного мышления, воображения;
  • формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);
  • улучшить коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • проведение выставки детских работ.
  • участие в различных конкурсах.

2.8.   Педагогические технологии:

  • Технология проектного обучения
  • Игровые технологии
  • Имитационное моделирование
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  • Технологии обучения здоровому образу жизни
  • Технология раскрепощённого развития детей
  • Социально-педагогические и психолого-педагогические технологии

(технологии деятельности направленные на ребёнка)

  • Технология индивидуального образовательного маршрута.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • 2.9.        Виды и формы контроля освоения программы.
  • Педагогическая диагностика педагогом может осуществляться с целью оценка индивидуального развития детей.
  • Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме.
  • Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, т.е. непрерывно, а конкретные временные промежутки могут определяться для аналитики полученных результатов.
  • Критерии определения уровня освоения программы.
  • А — умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану;
  • В — способность действовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  • С — результаты выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.
  • Карта определения уровня освоения программы.

Ф. Имя ребенка

                         Уровни освоения программы

А

В

С

1. Вова И.

2. Миша П.

…………………

…………………

12. Полина С.

Итого:

6

4

2

  •       Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу три раза в год разными цветами.
  •       1-й раз — на  начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений (сентябрь).
  •       В случае если ни один из уровней. А,  В, С не выявлен, кружочек соответственного цвета не ставится.
  •       2-й раз — во время промежуточной аттестации учащихся (декабрь).
  •       3-й раз — на конец учебного года (май).
  •     Как  итог  реализации программы ежегодно проводятся выставки детских работ к праздникам и  в конце учебного года — итоговая выставка; кроме этого, работы воспитанников  принимают участие  в различных конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год.

  • 2.10.        Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.

Вид помещения

Оснащение

Кабинет для дополнительных образовательных услуг.

  1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
  4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

2.11. Кадровое обеспечение программы: воспитатель

2.12. Организационные условия реализации программы

Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю и используется при организации НОД в форме кружковой работы во 2 половине дня.

Общее количество учебных занятий в год – 28.

Общая длительность занятий художественно - эстетической направленности составляет не более 20 - 25 минут. 

Время проведения: 16.00, 16.40.

Форма проведения занятий: подгрупповая.

Формы работы с родителями.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Систематически в МДОУ «Детский сад №3 «Капелька» проводятся различные формы работы с родителями:

1.Консультации, круглые столы, конференции, родительские собрания. Практические семинары.

2. Наглядная информация.

3. Сайт.

4. Совместные мероприятия: концерты, соревнования, походы, дни открытых дверей, мастер - классы, семинар-практикум.

5. Анкетирования.

6.  Выставки.

Санитарно-гигиенические требования согласно нормам и требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.

                                                          УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по реализации дополнительной общеразвивающей программы

художественно - эстетической направленности «»

возраст воспитанников  3-4 года ,4-5 лет

срок реализации - 2 год

Возраст детей

Длительность одного НОД

Количество НОД в неделю

Количество НОД в месяц

Общее количество НОД в год

3-4 года

15 мин

1*15=15

4*15=60мин=1час

28*15=420мин=7часов

4-5 лет

20мин

1*20=20

4*20=80мин=

1,2 часа

28*20=560мин=9,3часа

Пояснительная записка к учебному плану

 Дополнительная образовательная деятельность ведется с 1октября 2015 года по 14 мая 2016 года включительно. В первом полугодии - 12 недель, во втором -16. В январе месяце, в связи с каникулами с 11.01 по 18.01 занятия проводятся в течение 2х недель. В каждой группе на каждой неделе проводится по 2 занятия. Итого –56 занятий в год (в каждой возрастной группе).

                                                  Тематический план

Задачи для каждого номера любого блока:

ЭТАП

Задача перед ребёнком.

1.

Подготовительный

– Освоить основные приемы и методы.

2.

Основной

– Научиться восстанавливать последовательность выполняемых действий,

– Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию воспитателя.

3.

Итоговый

– Самостоятельно доводить дело до конца, решать творческие задачи.

3.1 Содержание программы.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

3.2 Методическое и информационное обеспечение программы.

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

Материал LEGO-конструктор.

3.3 Методическая литература:

  1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
  4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  6. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.
  8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  9. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  11. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
  12. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
  13. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
  14. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
  15. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  16. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
  17. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  18. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  19. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  20. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
  21. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
  22. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
  23. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
  24. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.

5. Список сайтов

  1. http://www.int-edu.ru/
  2. http://www.lego.com/ru-ru/
  3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

IV. Календарно-тематическое планирование

Месяц

№ п/п

Тема

Содержание. Цель

Кол-во занятий

Октябрь

1

Построим дорожку красного цвета

- развивать воображение, память, образное мышление;
- учить детей называть свойства предмета (красная дорожка);
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться.

1

2

Красный длинный поезд

- учить детей называть свойства предметов;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (красный длинный поезд и красный короткий поезд);
- помогать детям обследовать предметы, постройки, выделяя их цвет, величину, форму;

1

3

Строим башни. Красная и зеленая

 

- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться;
- формировать восприятие цвета;
- закреплять знания о цветах красный, зеленый;

1

4

Мостик

 

 - развивать воображение, память, образное мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться.

1

Всего 4 занятия

Ноябрь

5

 Построим дорожки: узкую синюю и широкую зеленую

 - учить детей называть свойство предметов (синий цвет);
- различать размер и форму предметов (узкий – широкий);

1

6

 Построим ля машин узкие гаражи

 - развивать воображение, память, образное мышление;
- воспитывать желание трудиться;
- развивать мелкую моторику рук;

1

7

 Построим ля машин широкие гаражи

 - развивать наглядно-образное мышление, умение использовать имеющийся опыт;
- развивать воображение, память;
- закреплять знания о цветах.

1

8

 Поезд длинный и короткий. Закрепление

 - закрепить понятия «длинный – короткий»;
- закрепить с детьми четыре основных цвета.

1

Всего 4 занятия

Декабрь

9

Кроватка для куклы Кати

 - воспитывать желание трудиться;
- развивать мелкую моторику рук;
- упражнять детей в названии цветов;
- развивать воображение, память, образное мышление;

1

10

Обеденный стол

 

 - упражнять детей в названии цветов;
- развивать воображение, память, образное мышление;
- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;
- различать размер и форму предметов.

1

11

 Стульчики для гостей

 - развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться;
- развивать память, воображение, образное мышление;
- учить детей  самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме
.

1

12

Заборчик для домика из синих кубиков

- учить детей самостоятельно  подбирать необходимые детали по цвету, форме;
- развивать умение использовать имеющийся опыт;
- продолжать учить называть свойства предметов (цвет, размер, форму);

1

Всего 4 занятия

Январь

13

Машина для зайчат

- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться;
- способствовать развитию творческого воображения;
- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

1

14

Грузовик

- развивать память, образное мышление;
- учить детей называть свойства предметов.

1

15

Гараж для грузовика

- воспитывать желание трудиться;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать память, воображение, мелкую моторику рук;

1

Всего 3 занятия

Февраль

16

Скамеечка для гостей

- развивать мелкую моторику рук;
- упражнять детей в названии цветов;
- развивать воображение, память, образное мышление

1

17

Скамеечка низкая и скамеечка высокая

- учить называть размер (высокая – низкая);
- учить детей самостоятельно подбирать  детали по размеру;
- развивать умение использовать имеющийся опыт.

1

18

Ворота для машин

- продолжать учить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытиями, используя усвоенные ранее навыки.

1

19

Конструирование по замыслу

- воспитывать желание трудиться;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать умение использовать уже имеющийся опыт;

 

 

      1

 

Всего 4 занятия

Март

20

Заборчик с воротами

воспитывать желание трудиться;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать память, воображение, образное мышление;
- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

1

21

Лесенка из кубиков одного цвета

- учить строить лесенку из шести кубиков одного цвета;
- развивать память, воображение;
- развивать умение использовать имеющийся опыт;

1

22

Широкая лесенка из кирпичиков одного цвета

- развивать память, воображение, образное мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться;
- учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру (величине);
- учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик);

1

23

Закрепление Построим лесенку для башенки такого же цвета как башенка 

- закрепить с детьми основные цвета;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать умение использовать имеющийся опыт;
- воспитывать желание трудиться;
- учить детей называть свойства предметов.

1

Всего 4 занятия

Апрель

24

Постройка широкой зеленой дороги для красных машин

 - развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться;
- развивать умение использовать имеющийся опыт;
- побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек;
- способствовать развитию творческого воображения;
- закреплять цвета: зеленый, красный.

1

25

Грузовая машина с прицепом

- побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек;
- способствовать развитию творческого воображения;
- закреплять цвета: зеленый, красный
.

1

26

Домик

- учить детей строить домик из четырех кубиков, поставленных вертикально, и перекрытия из двух кирпичиков;
- закреплять основные цвета;
- развивать образное мышление, воображение, память;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться.

1

Май

28

Отгородим  желтый домик синим заборчиком

- воспитывать желание трудиться;
- развивать умение использовать имеющийся опыт;
- развивать мелкую моторику рук;
- побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек;
- закреплять цвета: желтый, синий;
- развивать воображение, образное мышление, память.

1

29

Домик с окошком

- учить строить домик с окошком из четырех кубиков и двух кирпичиков;
- закреплять основные цвета;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться;
- развивать образное мышление, воображение, память;
- побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек.

1

30

  Разные домики высокие и низкие

- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться;
- развивать умение использовать имеющийся опыт;
- побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек;
- способствовать развитию творческого воображения;

1

 

31

Конструирование по замыслу, итог.

  - учить строить домик с окошком из четырех кубиков и двух кирпичиков;
- закреплять основные цвета;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать желание трудиться;
- развивать образное мышление, воображение, память;
- побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек.

1

Всего 4 занятия

Итого: 31 занятие


Перспективное планирование занятий с детьми 4 - 5 лет

Месяц

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во занятий

Октябрь

1

Конструирование по замыслу

Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

1

2

Башня

Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору

1

3

Строим лес

 

Закреплять умение строить лесные деревья. Учить отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет

 

1

4

Мостик

 

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга

 

1

Всего 4 занятия

Ноябрь

5

Веселые утята

 

Разучивать стихотворения про утят.

Учить строить утят, используя различные детали

 

1

6

Красивые рыбки

 

Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Учить строить морских обитателей

 

1

7

Гусенок

 

Учить строить из конструктора гусенка

 

1

8

Конструирование по замыслу

 

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

 

1

Всего 4 занятия

Декабрь

9

Лесной домик

 

Учить строить дом.

Распределять детали лего-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования

 

1

10

Мебель

 

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец

 

1

11

Русская печь

 

Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора

 

1

12

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

1

Всего 4 занятия

Январь

13

Загон для коров н лошадей

Учить строить загоны по условиям.

Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую

моторику рук

1

14

Грузовик

Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора

1

15

Дом фермера

Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца

1

Всего 3 занятия

Февраль

16

Знакомство со светофором

Учить слушать сказку.

Рассказать о светофоре.

Закреплять навыки конструирования

1

17

Продолжение знакомства со светофором

Продолжать знакомить со светофором. Учить Правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход

1

18

Робот

Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора

1

19

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание

 

 

      1

 

Всего 4 занятия

Март

20

Мы едем в зоопарк

Учить отличать хищников от травоядных животных

1

21

Слон

Учить строить слона.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка

1

22

Обезьяна

Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обита телями зоопарка

1

23

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

1

Всего 4 занятия

Апрель

24

Ракета, космонавты

Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов

 

1

25

Грузовая машина с прицепом

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета

 

1

26

Корабли

Дать обобщенное представление о кораблях.

Учить способам конструирования.

Закреплять имеющиеся навыки конструирования.

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету,

устанавливать пространственное расположение построек

 

1

27

Поезд

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение

 

1

Всего 4 занятия

Май

28

Разные профессии

Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель)

1

29

Пожарная машина

Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление.
Учить понимать нужность профессии.

1

30

Самолёт

 

Рассказать о профессии летчика.

Учить строить самолет, выделяя функциональные части.
Развивать интерес и творчество

1

 

31

Конструирование по замыслу, итог.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

 

1

Всего 4 занятия

Итого: 31 занятие


Приложение

Игры

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игра в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В связи с этим воспитателям рекомендуется тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно ими руководить, учитывать в них взаимоотношения детей, всемирно использовать игры как эффективную форму организации детской жизни.

        В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна. Игры могут быть использованы на разных занятиях и на прогулках.

        От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую игру или игру – драматизацию.

        Опыт показывает, что игра может проводится как самостоятельное, закрепляющее занятие, а также как отдых.

Рассмотрим несколько примеров.

Игры для младшей группы:

 «Что такого же цвета?»

Задачи: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: картинки с окружающими предметами, цветные квадраты бумаги.

Описание игры: Педагог показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем картинки с предметами того же цвета: зеленая доска, зелёные ботинки, зеленая трава и тд. Выигрывает тот, кто больше назовет предметов данного цвета.

"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 2-3 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

"Поиск недостающей фигуры". Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

Игры, развивающие восприятие формы.

“Не ошибись Петрушка!”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила игры: 

  1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
  2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
  3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

“Есть у тебя или нет?”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры: 

  1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
  2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
  3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!

“Принеси и покажи”

Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры: 

  1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
  2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
  3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.

13. Художественная литература для детей (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки)

Стихи про ЛЕГО

Конструктор лего – мир фантазий

Мир идей, разнообразий

Раз - и получился дом,

Два – вот в доме мы живем!

Три – к нам в гости кот пришел!

И вместе нам всем хорошо!

Мы можем долго так считать - ведь с Лего весело играть

Вчера я сам построил  замок

Там жил большой , большой дракон

А друг вчера собрал корабль-

Я робота собрать пытался

Мечтал, чтоб он бы сам ходил,

Со мной играл и улыбался,

Еще ,чтоб громко говорил.

Собрал  громадину  такую!

Потратил очень  много сил

Во сне - я сильно постарался –

Проснулся, и про все забыл!

Мы строим города , дороги,

Мы строим дружно корабли,

И луноходы и планеты,

Космические  фэн-тэ-зи.

Когда мы вырастем немного

В большое ЛЕГО мы придем

И робот наш поймает «Жемчуг»

И сам сыграет в  «Биатлон».

Всем исполнения желаний!

Желаем мы и говорим:

Пусть будет каждый в деле лучшим

Все вместе  - ЛЕГО победим!

«Лего» – умная игра,

Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:

В «Лего» поиграть полезно!

              * * *

Раз, два, три — сложи детали, 
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора такого
Что ни сделай — все толково!

              * * *

ЛЕГО это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.

Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.

ЛЕГО руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ЛЕГО я
Это лучшая игра!

         * * *

Конструктор Лего –
Лучший друг.
Он учит, развивает
И с ним составишь ты хоть что, 
Он очень помогает.

        
 * * *

Собрать машинку, вездеход, 
Дворец, ракету, пароход 
И даже целый городок 
Конструктор «Лего» нам помог. 

Вот только истинных друзей 
Не соберёшь из кирпичей!

          * * *

Машины, роботы, зверюшки,
Твои друзья, твои подружки.
Пираты, замки и шахтеры,
И поезда, и целый город!

Твои любимые герои – 
На суше, в воздухе, на море.
Ты с ними целый мир откроешь – 
Поедешь, полетишь, построишь…

И в этот мир – веселый, яркий,
Где есть волшебные подарки
Ты окунись, как в море с брега:
Добро пожаловать в мир «LEGO»!

                * * *

Запчастей тут миллионы!
Мы по ЛЕГО чемпионы!
Хочешь настроение поднять?
В ЛЕГО начинай играть.
Из ЛЕГО можно все собрать
Главное фантазию включать
У нас конструктор ЛЕГО
С ним можно не скучать
Строим мы машины и дома
И всем советуем играть
ЛЕГО – это красота
Строим мы из кубиков разные дома
И машину, и гараж,
Дом, корабль, даже школу
ЛЕГО просто «супер» класс!
Мы теперь совсем не бегаем
Нам не хочется совсем
Потому что в «супер» ЛЕГО
Мы играем группой всей!

           
   * * * 

Что бы нам такое сделать,
Чтоб не плакать,не кричать...?
Есть у нас конструктор ЛЕГО,
Будем вместе все играть!

Мама мне купила ЛЕГО,
Тут машины и дома...
Мне купила, мне ж купила...
А играет то сама!

Я просил у Дед Мороза,
Подари мне город, дед...
И под елкой обнаружил
Лего я, вместо конфет...

Я люблю конструктор “Лего”,
Потому что из него
Могу построить что угодно,
О чем мечтал уже давно:
Волшебный лунный вездеходик
И разноцветный самолет,
Которым гордо управляет
Отважный маленький пилот.

***

Разноцветные игрушки
Прицепляем друг за дружку.
Можно сделать вездеход,
Переделать в вертолет,
Разломать, собрать машину
И огромный луноход,
Робота, а для него –
Дом из чудо Лего – го.

С “Лего” можно полетать,
Можно в игры поиграть,
Можно домик свой построить,
Умных роботов собрать.

Дом
Мы на Лего строим дом,
Получается экспромт.
В доме окна и подъезд,
А в квартире кто-то ест.
Там уютно и тепло,
В доме жить нам хорошо.

Раз, два, три — сложи детали, 

Чтоб они машиной стали.

Собери гараж. Потом

Не забудь построить дом.

Можно к самому порогу

Проложить еще дорогу,

Выбрать место для моста —

То-то будет красота!

Из конструктора такого

Что ни сделай — все толково!

Я люблю конструктор Лего
Увлекательный такой!
Обучает человека 
Развивающей игрой!
ЛЕГО руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ЛЕГО я
Это лучшая игра!
С Лего очень интересно,
С Лего здорово дружить!
Все ребята знают точно —
Лего помогает жить!
Если очень одиноко, 
Позови своих друзей,
Вместе с лего человечком 
Сразу станет веселей.

Загадки про лего

Разноцветный он и яркий,
Стал бы каждому подарком...
Из него построим дом,
И машину соберем!

Целая коробка разных фигур,
Все яркие, словно конфетки,
Построят теперь и дом, и избу,
Сами техники-детки!

Красный, желтый или голубой,
Зеленый или цвета снега,
Вот такой конструктор-набор
Это, конечно же, ...! (ЛЕГО)

Лего раскаски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«КОНСТРУИРОВАНИЕ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»РАЗДЕЛ «КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУП...

Рабочая программа. Конструирование.

Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – «Конструктивно-модельная деятельность» (далее – Программа) для детей средней групп...

Рабочая программа " Конструирование для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Конструирование для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа " Конструирование для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Конструирование для детей 6-7 лет"...

Рабочая програма "Конструирование младшая группа

Рабочая программа "Конструирование" младшая группа...

Рабочая программа: Конструирование из бумаги и бросового материала для детей средней группы.

           Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельност...