Рабочая программа "Лего конструирование"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Рабочая программа по "Лего конструмрованию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_konstruirovanie.docx | 442.35 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «КАПЕЛЬКА» Г.ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
LEGO-конструирование
Автор программы:
Воспитатель Давыдова Наталья Валерьевна
Срок реализации: 1- 2 года.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Информационная карта
Полное название программы
Ф.И.О. автора
Сведения о программе
II. Пояснительная записка
2.1.Направленность программы и новизна
2.2.Актуальность
2.3.Принципы программы
2.4.Цели и задачи реализации программы
2.6.Возрастная категория
2.7.Планируемые результаты освоения Программы
2.8.Педагогические технологии
2.9.Виды и формы контроля освоения Программы
2.10.Материально - техническое обеспечение
2.11. Кадровое обеспечение
2.12. Организация условий реализации Программы
III. Учебный план
3.1.Содержание Программы
3.2.Методическое и информационное обеспечение Программы
3.3.Методическая литература
IV. Тематическое планирование
Приложение
-Игры
-Стихи про LEGO
-Загадки про LEGO
- LEGO раскраски
Информационная карта.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Капелька» г. Вольска Саратовской области».
Полное название программы: Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности LEGO-конструирование
Ф.И.О., должность автора Давыдова Наталья Валерьевна воспитатель
Сведения о программе.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г.№1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МДОУ «Детский сад №3 «Капелька» г. Вольска Саратовской области».
Область применения: дополнительное образование детей.
Направленность: художественно - эстетическая
Тип программы: авторская.
Вид программы: образовательная.
Возраст обучающихся: 3-4 года,4-5 лет.
Продолжительность обучения: 1- 2 года.
Заключение педагогического совета №5от 18.05.2015г.
- Пояснительная записка.
Направленность программы Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа «ЛЕГО» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 3-4,4-5 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
- Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной образовательной программы.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
2.3. Основные принципы программы:
- Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
- Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
- Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
- Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
- Принцип доступности обучения.
2.4. Цель данной программы – создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды LEGO- конструирования.
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
2.5. Возрастная категория детей: 3-4 года, 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 - 25 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации.
Предполагаемый состав группы: одновозрастная.
2.6. Сроки реализации и режим.
Программа предполагает проведение 1 занятий в неделю и используется при организации НОД в форме кружковой работы.
Общее количество учебных занятий в год –28
Время проведения: 16.00.
Форма проведения занятий: подгрупповая.
2.7. Планируемые результаты реализации программы:
- формирование практических навыков в области LEGO- конструирования, развитие фантазии, образного мышления, воображения;
- формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);
- улучшить коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставки детских работ.
- участие в различных конкурсах.
2.8. Педагогические технологии:
- Технология проектного обучения
- Игровые технологии
- Имитационное моделирование
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Технологии обучения здоровому образу жизни
- Технология раскрепощённого развития детей
- Социально-педагогические и психолого-педагогические технологии
(технологии деятельности направленные на ребёнка)
- Технология индивидуального образовательного маршрута.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- 2.9. Виды и формы контроля освоения программы.
- Педагогическая диагностика педагогом может осуществляться с целью оценка индивидуального развития детей.
- Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме.
- Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, т.е. непрерывно, а конкретные временные промежутки могут определяться для аналитики полученных результатов.
- Критерии определения уровня освоения программы.
- А — умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану;
- В — способность действовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
- С — результаты выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.
- Карта определения уровня освоения программы.
Ф. Имя ребенка | Уровни освоения программы | ||
А | В | С | |
1. Вова И. | |||
2. Миша П. | |||
………………… | |||
………………… | |||
12. Полина С. | |||
Итого: | 6 | 4 | 2 |
- Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу три раза в год разными цветами.
- 1-й раз — на начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений (сентябрь).
- В случае если ни один из уровней. А, В, С не выявлен, кружочек соответственного цвета не ставится.
- 2-й раз — во время промежуточной аттестации учащихся (декабрь).
- 3-й раз — на конец учебного года (май).
- Как итог реализации программы ежегодно проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка; кроме этого, работы воспитанников принимают участие в различных конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год.
- 2.10. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.
Вид помещения | Оснащение |
Кабинет для дополнительных образовательных услуг. |
|
2.11. Кадровое обеспечение программы: воспитатель
2.12. Организационные условия реализации программы
Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю и используется при организации НОД в форме кружковой работы во 2 половине дня.
Общее количество учебных занятий в год – 28.
Общая длительность занятий художественно - эстетической направленности составляет не более 20 - 25 минут.
Время проведения: 16.00, 16.40.
Форма проведения занятий: подгрупповая.
Формы работы с родителями.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Систематически в МДОУ «Детский сад №3 «Капелька» проводятся различные формы работы с родителями:
1.Консультации, круглые столы, конференции, родительские собрания. Практические семинары.
2. Наглядная информация.
3. Сайт.
4. Совместные мероприятия: концерты, соревнования, походы, дни открытых дверей, мастер - классы, семинар-практикум.
5. Анкетирования.
6. Выставки.
Санитарно-гигиенические требования согласно нормам и требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по реализации дополнительной общеразвивающей программы
художественно - эстетической направленности «»
возраст воспитанников 3-4 года ,4-5 лет
срок реализации - 2 год
Возраст детей | Длительность одного НОД | Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Общее количество НОД в год |
3-4 года | 15 мин | 1*15=15 | 4*15=60мин=1час | 28*15=420мин=7часов |
4-5 лет | 20мин | 1*20=20 | 4*20=80мин= 1,2 часа | 28*20=560мин=9,3часа |
Пояснительная записка к учебному плану
Дополнительная образовательная деятельность ведется с 1октября 2015 года по 14 мая 2016 года включительно. В первом полугодии - 12 недель, во втором -16. В январе месяце, в связи с каникулами с 11.01 по 18.01 занятия проводятся в течение 2х недель. В каждой группе на каждой неделе проводится по 2 занятия. Итого –56 занятий в год (в каждой возрастной группе).
Тематический план
Задачи для каждого номера любого блока:
№ | ЭТАП | Задача перед ребёнком. |
1. | Подготовительный | – Освоить основные приемы и методы. |
2. | Основной | – Научиться восстанавливать последовательность выполняемых действий, – Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию воспитателя. |
3. | Итоговый | – Самостоятельно доводить дело до конца, решать творческие задачи. |
3.1 Содержание программы.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
3.2 Методическое и информационное обеспечение программы.
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Материал LEGO-конструктор.
3.3 Методическая литература:
- Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
- Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
- Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
- Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
- Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
- Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
- Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
- Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
- Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
5. Список сайтов
- http://www.int-edu.ru/
- http://www.lego.com/ru-ru/
- http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
IV. Календарно-тематическое планирование
Месяц | № п/п | Тема | Содержание. Цель | Кол-во занятий |
Октябрь | 1 | Построим дорожку красного цвета | - развивать воображение, память, образное мышление; | 1 |
2 | Красный длинный поезд | - учить детей называть свойства предметов; | 1 | |
3 | Строим башни. Красная и зеленая
| - развивать мелкую моторику рук; | 1 | |
4 | Мостик
| - развивать воображение, память, образное мышление; | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Ноябрь | 5 | Построим дорожки: узкую синюю и широкую зеленую | - учить детей называть свойство предметов (синий цвет); | 1 |
6 | Построим ля машин узкие гаражи | - развивать воображение, память, образное мышление; | 1 | |
7 | Построим ля машин широкие гаражи | - развивать наглядно-образное мышление, умение использовать имеющийся опыт; | 1 | |
8 | Поезд длинный и короткий. Закрепление | - закрепить понятия «длинный – короткий»; | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Декабрь | 9 | Кроватка для куклы Кати | - воспитывать желание трудиться; | 1 |
10 | Обеденный стол
| - упражнять детей в названии цветов; | 1 | |
11 | Стульчики для гостей | - развивать мелкую моторику рук; | 1 | |
12 | Заборчик для домика из синих кубиков | - учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме; | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Январь | 13 | Машина для зайчат | - развивать мелкую моторику рук; | 1 |
14 | Грузовик | - развивать память, образное мышление; | 1 | |
15 | Гараж для грузовика | - воспитывать желание трудиться; | 1 | |
Всего 3 занятия | ||||
Февраль | 16 | Скамеечка для гостей | - развивать мелкую моторику рук; | 1 |
17 | Скамеечка низкая и скамеечка высокая | - учить называть размер (высокая – низкая); | 1 | |
18 | Ворота для машин | - продолжать учить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытиями, используя усвоенные ранее навыки. | 1 | |
19 | Конструирование по замыслу | - воспитывать желание трудиться; |
1
| |
Всего 4 занятия | ||||
Март | 20 | Заборчик с воротами | воспитывать желание трудиться; | 1 |
21 | Лесенка из кубиков одного цвета | - учить строить лесенку из шести кубиков одного цвета; | 1 | |
22 | Широкая лесенка из кирпичиков одного цвета | - развивать память, воображение, образное мышление; | 1 | |
23 | Закрепление Построим лесенку для башенки такого же цвета как башенка | - закрепить с детьми основные цвета; | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Апрель | 24 | Постройка широкой зеленой дороги для красных машин | - развивать мелкую моторику рук; | 1 |
25 | Грузовая машина с прицепом | - побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; | 1 | |
26 | Домик | - учить детей строить домик из четырех кубиков, поставленных вертикально, и перекрытия из двух кирпичиков; | 1 | |
Май | 28 | Отгородим желтый домик синим заборчиком | - воспитывать желание трудиться; | 1 |
29 | Домик с окошком | - учить строить домик с окошком из четырех кубиков и двух кирпичиков; | 1 | |
30 | Разные домики высокие и низкие | - развивать мелкую моторику рук; | 1 | |
| 31 | Конструирование по замыслу, итог. | - учить строить домик с окошком из четырех кубиков и двух кирпичиков; | 1 |
Всего 4 занятия | ||||
Итого: 31 занятие |
Перспективное планирование занятий с детьми 4 - 5 лет
Месяц | № п/п | Тема | Содержание | Кол-во занятий |
Октябрь | 1 | Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 |
2 | Башня | Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору | 1 | |
3 | Строим лес
| Закреплять умение строить лесные деревья. Учить отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет
| 1 | |
4 | Мостик
| Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга
| 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Ноябрь | 5 | Веселые утята
| Разучивать стихотворения про утят. Учить строить утят, используя различные детали
| 1 |
6 | Красивые рыбки
| Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей
| 1 | |
7 | Гусенок
| Учить строить из конструктора гусенка
| 1 | |
8 | Конструирование по замыслу
| Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
| 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Декабрь | 9 | Лесной домик
| Учить строить дом. Распределять детали лего-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования
| 1 |
10 | Мебель
| Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец
| 1 | |
11 | Русская печь
| Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора
| 1 | |
12 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Январь | 13 | Загон для коров н лошадей | Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук | 1 |
14 | Грузовик | Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора | 1 | |
15 | Дом фермера | Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца | 1 | |
Всего 3 занятия | ||||
Февраль | 16 | Знакомство со светофором | Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования | 1 |
17 | Продолжение знакомства со светофором | Продолжать знакомить со светофором. Учить Правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход | 1 | |
18 | Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора | 1 | |
19 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание |
1
| |
Всего 4 занятия | ||||
Март | 20 | Мы едем в зоопарк | Учить отличать хищников от травоядных животных | 1 |
21 | Слон | Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка | 1 | |
22 | Обезьяна | Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обита телями зоопарка | 1 | |
23 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Апрель | 24 | Ракета, космонавты | Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов
| 1 |
25 | Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета
| 1 | |
26 | Корабли | Дать обобщенное представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек
| 1 | |
27 | Поезд | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение
| 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Май | 28 | Разные профессии | Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель) | 1 |
29 | Пожарная машина | Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление. | 1 | |
30 | Самолёт
| Рассказать о профессии летчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. | 1 | |
| 31 | Конструирование по замыслу, итог. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
| 1 |
Всего 4 занятия | ||||
Итого: 31 занятие |
Приложение
Игры
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игра в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В связи с этим воспитателям рекомендуется тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно ими руководить, учитывать в них взаимоотношения детей, всемирно использовать игры как эффективную форму организации детской жизни.
В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна. Игры могут быть использованы на разных занятиях и на прогулках.
От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую игру или игру – драматизацию.
Опыт показывает, что игра может проводится как самостоятельное, закрепляющее занятие, а также как отдых.
Рассмотрим несколько примеров.
Игры для младшей группы:
«Что такого же цвета?»
Задачи: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.
Оборудование: картинки с окружающими предметами, цветные квадраты бумаги.
Описание игры: Педагог показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем картинки с предметами того же цвета: зеленая доска, зелёные ботинки, зеленая трава и тд. Выигрывает тот, кто больше назовет предметов данного цвета.
"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 2-3 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
"Поиск недостающей фигуры". Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.
Игры, развивающие восприятие формы.
“Не ошибись Петрушка!”
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”
Правила игры:
- Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
- Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
- Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.
“Есть у тебя или нет?”
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.
Правила игры:
- Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
- Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
- Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!
“Принеси и покажи”
Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.
Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.
Правила игры:
- Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
- Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
- Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.
13. Художественная литература для детей (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки)
Стихи про ЛЕГО
Конструктор лего – мир фантазий
Мир идей, разнообразий
Раз - и получился дом,
Два – вот в доме мы живем!
Три – к нам в гости кот пришел!
И вместе нам всем хорошо!
Мы можем долго так считать - ведь с Лего весело играть
Вчера я сам построил замок
Там жил большой , большой дракон
А друг вчера собрал корабль-
Я робота собрать пытался
Мечтал, чтоб он бы сам ходил,
Со мной играл и улыбался,
Еще ,чтоб громко говорил.
Собрал громадину такую!
Потратил очень много сил
Во сне - я сильно постарался –
Проснулся, и про все забыл!
Мы строим города , дороги,
Мы строим дружно корабли,
И луноходы и планеты,
Космические фэн-тэ-зи.
Когда мы вырастем немного
В большое ЛЕГО мы придем
И робот наш поймает «Жемчуг»
И сам сыграет в «Биатлон».
Всем исполнения желаний!
Желаем мы и говорим:
Пусть будет каждый в деле лучшим
Все вместе - ЛЕГО победим!
«Лего» – умная игра, Завлекательна, хитра. В «Лего» поиграть полезно! * * * Раз, два, три — сложи детали, * * * ЛЕГО это мир фантазий! * * * Конструктор Лего – Собрать машинку, вездеход, * * * Машины, роботы, зверюшки, * * * Запчастей тут миллионы! |
Что бы нам такое сделать,
Чтоб не плакать,не кричать...?
Есть у нас конструктор ЛЕГО,
Будем вместе все играть!
Мама мне купила ЛЕГО,
Тут машины и дома...
Мне купила, мне ж купила...
А играет то сама!
Я просил у Дед Мороза,
Подари мне город, дед...
И под елкой обнаружил
Лего я, вместо конфет...
Я люблю конструктор “Лего”, |
*** Разноцветные игрушки |
С “Лего” можно полетать, |
Дом |
Раз, два, три — сложи детали,
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора такого
Что ни сделай — все толково!
Я люблю конструктор Лего
Увлекательный такой!
Обучает человека
Развивающей игрой!
ЛЕГО руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ЛЕГО я
Это лучшая игра!
С Лего очень интересно,
С Лего здорово дружить!
Все ребята знают точно —
Лего помогает жить!
Если очень одиноко,
Позови своих друзей,
Вместе с лего человечком
Сразу станет веселей.
Загадки про лего
Разноцветный он и яркий,
Стал бы каждому подарком...
Из него построим дом,
И машину соберем!
Целая коробка разных фигур,
Все яркие, словно конфетки,
Построят теперь и дом, и избу,
Сами техники-детки!
Красный, желтый или голубой,
Зеленый или цвета снега,
Вот такой конструктор-набор
Это, конечно же, ...! (ЛЕГО)
Лего раскаски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«КОНСТРУИРОВАНИЕ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»РАЗДЕЛ «КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУП...
Рабочая программа. Конструирование.
Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – «Конструктивно-модельная деятельность» (далее – Программа) для детей средней групп...
Рабочая программа " Конструирование для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Конструирование для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа " Конструирование для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Конструирование для детей 6-7 лет"...
Рабочая програма "Конструирование младшая группа
Рабочая программа "Конструирование" младшая группа...
Рабочая программа: Конструирование из бумаги и бросового материала для детей средней группы.
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельност...