Оригами – Восточное наследие. Развитие психических процессов средствами оригами
консультация
В материале раскрывается история создания и использования техники Оригами в дошкольном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Оригами – Восточное наследие. Развитие психических процессов средствами оригами
У историков не вызывает сомнения, что бумага была изобретена именно в Китае. Однако, несмотря на существование небольшого числа изделий, сложенных из бумаги, традиционно считающихся китайскими, родиной оригами стала именно Япония. Возможно, это объясняется тем, что в этой стране процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен. Немаловажным оказалось также сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» - «ками». Тем самым у японцев возникала связь между религиозным ритуалом и складыванием фигурок из бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые предназначались в дар богам.
В периоды Камакура (1185 - 1333 гг.) и Муромати (1333 - 1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период Адзути — Момояма (1573 — 1603 гг.) и Эдо (1603 - 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими.
Появление авторских моделей и начало развития оригами как направления современного искусства связывают с именем знаменитого японского мастера Акиры Иошизавы. Во второй половине XX века он уже активно пользуется придуманной им системой записи процесса складывания и извлекает из хорошо известных базовых форм множество новых моделей. В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует свое искусство в Москве,
Ленинграде и Находке, но в то время страна была еще не готова в ответ на одиночный визит мастера начать развивать это направление творчества самостоятельно - не хватало опыта и книг на русском языке. К этому времени европейцы и американцы уже достаточно хорошо знакомы с оригами. Еще в XIX веке складывание как мощный педагогический прием рекламирует немецкий гуманист Фридрих Фребель. Автор «Алисы в стране чудес» Льюис Керролл тоже увлекался складыванием фигурок из бумаги. В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кембелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на Востоке базовые формы: «водяная бомбочка», «птица» и «лягушка». В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских ежегодных журналов.
Фокусник Роберт Харбин (1909-1978 гг.) всерьез увлекается оригами и собирает любую информацию на эту тему. Он знакомится не только со всеми классическими работами, но и с изобретениями Акиры Иошизавы, который к этому времени уже стал известным японским оригамистом. В результате в 1955 году на телевизионном канале Харбин делает регулярную программу по оригами «Мистеры Левая и Правая Рука», а в 1956 г. он выпускает в свет книгу, полностью посвященную оригами. Она имеет успех, позже появляются другие его издания на эту тему.
Постепенно начинает формироваться круг увлекающихся оригами людей. В июне 1965 г. в Англии в свет начинает выходить «Оригамский листок», а 22 апреля 1967 г. создается общественная организация - Английское общество оригами. Постепенно членами общества становятся не только англичане, но и иностранцы: из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Индии, Израиля, Италии, Кении, Кореи, Македонии, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Сингапура, Испании, Швеции, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратов, США и Югославии. В 1996 году общее число членов общества превысило тысячу. В 1997 году ВОЗ исполнилось 30 лет.
Параллельно идет становление и развитие оригами в США, где инициаторами широкого увлечения складыванием стали Лилиан Оппенгеймер и Элис Грей. В шестидесятые и семидесятые годы каждый понедельник в ньюйоркской квартире Лилиан собирается кружок любителей складывания, который в разные годы посетили практически все известные оригамисты мира. В конце шестидесятых годов общественная активность Л. Оппенгеймер способствовала образованию центра оригами в США, а также подобных центров в других городах и странах - в Англии, Турине и Флоренции (1977 и 1978 гг.), во Франции (1978 г.), в Нидерландах и Бельгии (1979 г.), Испанского центра оригами в Барселоне (1982 г.). Мощный толчок развитию отечественного оригами дает создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций - Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации современного состояния развития оригами в ряде городов проводятся выставки: Нижний Новгород (1992 г.), Чебоксары (1993 г;), Йошкар-Ола (1993 г.), Москва (1993г.), Туапсе (1993 г.), Ростов-на-Дону (1994 г.). Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993 г.). В 1994 г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере вместе с сокровищами из ее восточных фондов.
В октябре 1995 года выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: «Уроки оригами в школе и дома». С 1996 года в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится ежегодно.
Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригами, число отечественных изобретений, зарегистрированных в базе данных Петербургского центра оригами, в 1998 г. превышает первую тысячу. Многие из этих работ вызывают должное восхищение у зарубежных оригамистов. В 1998 году в США издается книга, в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретенные в России.
История развития отечественного оригами происходит очень быстро и буквально на наших глазах!
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, причудливые драконы, птицы, животные и другие интересные вещи.
В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парик самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона.
Сколько радости, сколько восторга. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущения радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят.
В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у другу даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам.
Невозможно перечислить все достоинства оригами. Совершенствую и координируя движения пальцев рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Ведь еще В.А.Сухомлинский сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Психологами доказана уникальность оригами, как средства развития логического и образного мышления речи, памяти, креативных возможностей ребенка, концентрации внимания, способности к общению.
Оригами понижает уровень тревожности и повышает уверенность в своих силах, несет оздоровительный эффект.
Поделки из бумаги дети используют в играх, инсценировках, сочиняют истории о них, придумывают сказки. В них нет места жестокости, агрессии, отрицательного отношения к миру. Дети очень любят коллективные работы, когда фантазии всех участников – сливаются воедино, и создается своя сказка, свой добрый, фантастический мир.
При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последний.
При конструировании игрушек из оригами полезно использовать игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Консультация для педагогов....
Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей
Использование коллекционирования для формирования психических процессов и развития речи детей....
Влияние оригами на развитие психических процессов у дошкольников
Данная консультация для воспитателей содержит материал о роли и значимости оригами. Занятия оригами являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоц...
Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».
Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...
Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».
Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...
Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"
Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....
Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.
Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...