Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Кукла - мотанка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Лагутина Наталья Михайловна
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Кукла - мотанка» Цель: научить детей делать тряпичную куклу -мотанку. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей; 2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение; 3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре. Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег. Материал: современные куклы из сюжетно-ролевого уголка; кукла-мотанка, три круга разных диаметров из ткани (желательно ситец), треугольный ситец (платок), прямоугольник белого ситца,нитки №10 (белого цвета), вата, ножницы (можно только для воспитателя). Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей.) В нашей группе мы видим много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.) Вика, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.) А ты, Катя, как назвала свою куклу? (Ответ.) Дима, а как бы ты назвал вот этого пупса? (Ответ.) Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем, когда сделаем небольшую разминку. Становитесь рядом со мной и повторяйте за мной движения. Игровое упражнение «Это мы можем» Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу». Кто, скажите, сможет, дети, Повторить движенья эти? Руки вверх я подниму. Это тоже я могу. Вправо-влево разведу, Это тоже я могу. И, как птица полечу. Это тоже я могу. Головою поверчу. Это тоже я могу. А потом присяду, встану. Это тоже я могу. И нисколько не устану. Это тоже я могу. Я попрыгаю немного. Это тоже я могу. И пешком пойду в дорогу. Это тоже я могу. Если надо, побегу. Это тоже я могу. Все на свете я смогу! Воспитатель: Молодцы! А про что мы говорили? (Ответ ребенка.) Правильно. А теперь усаживайтесь за свои места и послушайте интересную историю. Посмотрите, у меня в руках Кукла - мотанка удивительная и загадочная игрушка, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. Ребята, а кто такие предки? Дети: Это наши бабушки и дедушки. Воспитатель: Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика. Дети: Безлика. Воспитатель: Что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть. А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.) Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы. Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, ниточки – не растеряйте их, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы. Вы наверное устали? Давайте отдохнем. Встали и выйдите из-за стола. Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять» Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (Потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка) Вот и стали мы сильней, (Показать «силу») Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу). Воспитатель: Ну, вот, отдохнули, а теперь примемся за работу. Берем вату и катаем плотный шарик. Возьмите самый большой круг. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы мотанки. Теперь сожмите в кулак, образуя шар и замотаем ниткой. Расправляем ткань — это будет первый слой платья тряпичной куклы. Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой. И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность нашей головы. Теперь, ребята, возьмите белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем резинкой. Если ручки получаются слишком длинные, укоротим их с помощью ножниц. А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее, завязываем. И вот наша кукла готова. Воспитатель: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали? Дети: Кукла-мотанка. Воспитатель: А почему она называется мотанка? (Предположения и ответы детей.)А что вы будете с ней делать? Ответы детей. Воспитатель: А я свою куклу подарю нашей кукле Катюше. Ей скучно сидеть одной на диване. А сейчас у нее есть подруга. Теперь и вы можете играть со своими куклами. Дети развивают свою игру в центре сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_dlya_sayta.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе
                        «Кукла - мотанка»

Цель: научить детей делать тряпичную куклу -мотанку.

Задачи: 
1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;

2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение;
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.
Материал: современные куклы из сюжетно-ролевого уголка; кукла-мотанка, три круга разных диаметров из ткани (желательно ситец), треугольный ситец (платок), прямоугольник белого ситца,нитки №10 (белого цвета), вата, ножницы (можно только для воспитателя).
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей.) В нашей группе мы видим много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.) Вика, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.) А ты, Катя, как назвала свою куклу? (Ответ.) Дима, а как бы ты назвал вот этого пупса? (Ответ.) Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем, когда сделаем небольшую разминку. Становитесь рядом со мной и повторяйте за мной движения.
Игровое упражнение «Это мы можем»
Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами:
«Это тоже я могу».

Кто, скажите, сможет, 
дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу,
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
Воспитатель: Молодцы!  А про что мы говорили? (Ответ ребенка.) Правильно. А теперь усаживайтесь за свои места и послушайте интересную историю.
Посмотрите, у меня в руках Кукла - мотанка удивительная и загадочная игрушка, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. Ребята, а кто такие предки?
Дети: Это наши бабушки и дедушки.
Воспитатель: Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.
Дети: Безлика.
Воспитатель: Что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть.
А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? 
(Ответы детей.)
Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.
Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, ниточки – не растеряйте их, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы. Вы наверное устали? Давайте отдохнем. Встали и выйдите из-за стола.
Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! 
(Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. 
(Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, 
(Показать «силу»)
Здоровей и веселей! 
(Улыбнуться друг другу).
Воспитатель: Ну, вот, отдохнули, а теперь примемся за работу. Берем вату и катаем плотный шарик. Возьмите самый большой круг. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы мотанки. Теперь сожмите в кулак, образуя шар и замотаем ниткой. Расправляем ткань — это будет первый слой платья тряпичной куклы.
Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой.
И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность нашей головы.
Теперь, ребята, возьмите белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем резинкой. Если ручки получаются слишком длинные, укоротим их с помощью ножниц.
А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее, завязываем. И вот наша кукла готова.
Воспитатель: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали?
Дети: Кукла-мотанка.
Воспитатель: А почему она называется мотанка? (Предположения и ответы детей.)А что вы будете с ней делать?
Ответы детей.
Воспитатель: А я свою куклу подарю нашей кукле Катюше. Ей скучно сидеть одной на диване. А сейчас у нее есть подруга. Теперь и вы можете играть со своими куклами.
Дети развивают свою игру в центре сюжетно-ролевой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду (оригами) подготовительный к школе возраст "Путешествие в бумажный лес"

Учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты; знакомить с новым условным знаком, принятым в оригами.  Закрепить знания детей о разных видах, св...

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе "Кукла из глубины веков"

Развивать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов....

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Куклы из пластмассовых ложек»

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Труд".Цели: Познакомить детей с новым способом изготовления поделок из пластмассовых ложек.Задачи1. Разви...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Куклы из пластмассовых ложек»

Тема недели: Путешествие в мир предметов Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Куклы из пластмассовых ложек» Цели: Познакомить детей с новым способом изготовления поделок из п...

Конспект НОД конструирование (ручной труд) в старшей группе "Кукла-пеленашка".

Конспект НОД конструирование (ручной труд) в старшей группе "Кукла-пеленашка"....

Интегрированное занятие познание и ручной труд в подготовительной группе "Кукла -оберег Пеленашка"

Цель:  формирование и умение изготавливать тряпичную куклу оберег «Пеленашка»Задачи:Образовательная: Расширить представление детей о народной кукле и истории их возникновения. Расширя...