Рабочая Программа доп.образования "Оригами" для детей 5-6 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Чеховского муниципального района
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №37
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МКДОУ «д/с № 37»
Русанова А.Ю.________________
«_____»_______________2017 г.
«ОРИГАМИ»
Программа дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
(конструкторско-модельная деятельность)
для детей 5-6 лет
Срок реализации программы - 1 год
Автор программы:
воспитатель
МКДОУ д/с №37
Кочнова Т.А.
2018-2019 г
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы…………………………………………………………...3
Пояснительная записка....................................................……………………..4
Учебно-тематический план…………...………………………………………10
Методическое обеспечение ……………………………...…………………..15
Список литературы …………….……………………………………………..15
1.Паспорт программы
Место реализации: МКДОУ детский сад № 37 "Радуга"
рп Столбовая городской округ Чехов Московская область
Название программы: «Чудесные превращения бумажного листа»
Тип программы: техническая
Руководитель программы: Кочнова Татьяна Александровна
Вид программы: обучающая
Направление деятельности: художественно-эстетическое развитие
Сроки реализации программы: 1 год
Дата реализации: с 1 октября 2018- 31 мая 2019 г
Количество и переодичность НОД: 1 НОД в неделю
Количество детей : 10 человек
Возрастная категория: 5-6 лет
Критерии отбора детей: по запросу родителей
Форма организации деятельности: групповая
Продолжительность занятия: 25 минут
2. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида.
Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе занято 10 детей.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).
- Научить ребенка общаться с бумагой.
- Развивать глазомер при работе с бумагой.
- Научить ребенка аккуратно из квадрата и прямоугольника складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
- Научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
- Обогащать словарный запас детей.
- Активизировать мыслительную деятельность.
- Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Методы, используемые на занятиях кружка:
1. Словесные (беседа, рассказ)
2. Наглядные (рассматривание иллюстраций и схем)
3. Практические (пальчиковая гимнастика; показ образца выполнения последовательности работы)
Ожидаемые результаты:
При успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
- Сформированность коммуникативных способностей, навыков работы в коллективе;
- сформированность умения различным приемам работы с бумагой;
- сформированность знаний об основных геометрических понятиях и базовых формах оригами;
- сформированность умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
- сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В результате обучения дети могут знать:
- что такое оригами как вид художественного моделирования;
- основные правила работы с бумагой в технике оригами;
- разновидности базовых форм в технике оригами;
- как правильно работать со схемами
В результате обучения дети могут уметь:
- правильно разбираться в схемах;
- уметь складывать базовые формы и более сложные детали в технике оригами;
- работать сообща, распределяя обязанности при выполнении коллективной работы.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- организация выставок в группе;
- открытый показ занятия для родителей.
3. Учебно - тематический план.
№ Занятия | Неделя/месяц | Тема | материалы | задачи | Кол-во часов |
1 | 1-я октября | Вводная часть. Знакомство с Оригами (история) | Примеры схем, бумага, готовые образцы изделий | Познакомить с историей оригами, с разными видами бумаги и основными инструментами |
25 мин |
2 | 2-я октября | Знакомство с оригами (условные обозначения) | Бумага, схемы, ножницы | Познакомить со схемами, основными приемами складывания и условными обозначениями | 25 мин |
3 | 3-я октября | Гриб | Разноцветная бумага, ножницы, клей | познакомить с операцией складывания базовой формы « треугольник», учить определять число и размер деталей в изделии, расширить знания об окружающем мире, формировать навыки правильного поведения в природе. | 25 мин |
4 | 4-я октября | Листопад (коллективная работа) | Разноцветная бумага, клей, ножницы | Учить детей делать кленовые листья в технике оригами, воспитывать любовь к природе, продолжать знакомить со свойствами бумаги, развивать интерес к выполнению работы в коллективе | 25 мин |
5 | 1-я ноября | Лягушонок | Бумага зеленого цвета, фломастеры | Формировать умение конструировать лягушку в технике оригами, доводить образ до конца при помощи прорисовывания частей, воспитывать аккуратность, усидчивость
| 25 мин |
6 | 2-я ноября | Котенок | Разноцветная бумага, ножницы, фломастеры | Познакомить с новой фигурой складывания из бумаги " Кошка", продолжать учить работать по технологическим картам, воспитывать бережное отношение к животным | 25 мин |
7 | 3-я ноября | Щенок | Разноцветная бумага, ножницы, фломастеры | Познакомить с новой фигурой складывания из бумаги " Кошка", продолжать учить работать по технологическим картам, воспитывать бережное отношение к животным | 25 мин |
8 | 4-я ноября | Рыбки в аквариуме(коллективная работа) | Разноцветная бумага, ножницы, картон, фломастеры, клей, салфетки | Учить детей складывать рыбку в технике Оригами, заканчивать образ поделки с помощью дорисовывания деталей. | 25 мин |
9 | 5-я ноября | Мамино платье | Цветная бумага, ножницы, клей, салфетка | познакомить с основными способами «оригами» - сгибание и складывание, развивать мелкую моторику рук, творческие способности, воспитывать чувство вкуса и желание радовать близких | 25 мин |
10 | 1-я декабря | Снежинка | Белая бумага, ножницы, карандаш | Познакомить с приемами складывания и вырезывания снежинок, научить предварительно рисовать узор, воспитывать аккуратность при работе с ножницами | 25 мин |
11 | 2-я декабря | Новогоднее украшение | Разноцветная бумага, ножницы, клей, салфетки | Развивать воображение и фантазию при изготовлении новогодних украшений и игрушек в стиле Оргами, закреплять приемы складывания базовых форм Оригами. | 25 мин |
12 | 3-я декабря | Елочка | Зеленая бумага, ножницы | Совершенствовать навыки работы с бумагой; развивать мелкую моторику пальцев рук; | 25 мин |
13 | 4-я декабря | Дед мороз | Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры | вызвать интерес к технике оригами; | 25 мин |
14 | 2-я января | Игрушка -хлопушка | Белая бумага | Продолжать развивать интерес к технике Оригами посредством интересных поделок-игрушек; закреплять умение работать со схемами | 25 мин |
15 | 3-я января | Игрушка-волчок | Белая бумага, ножницы, палочка или зубочистка | Развивать усидчивость и аккуратность, продолжать учить новам формам складывания в технике Оригами | 25 мин |
16 | 4-я января | Колпак | Цветная бумага | Формировать интерес к итоговому продукту своих действий, развивать внимание детей, активизировать их словарный запас | 25 мин |
17 | 5-я января | Лодка | Белая бумага, фломастеры | Закреплять знания базовых форм, изучать новые приемы складывания в технике оригами | 25 мин |
18 | 1-я февраля | Самолет | Разноцветная бумага | Учить получать радость и удовлетворение от своей работы, развивать глазомер, воспитывать аккуратность и усидчивость | 25 мин |
19 | 2-я февраля | Пилотка | Белая бумага, фломастеры | Продолжать развивать интерес к Оригами, закреплять полученные умения и навыки при работе с бумагой | 25 мин |
20 | 3-я февраля | Открытка для папы. Звезда | Разноцветная бумага, клей, салфетка, ножницы, фломастеры, картон | Воспитывать патриотические чувства, развивать мелкую моторику, глазомер, продолжать учить работать со схемами | 25 мин |
21 | 4-я февраля | Ежики (коллективная работа) | Цветная бумага, ватман, ножницы, фломастеры, клей, салфетки | Развивать интерес к совместному творчеству, развивать аккуратность, закреплять умение работать с ножницами | 25 мин |
22 | 1-я марта | Цветы для мамы | Разноцветная бумага, ножницы | Продолжать учить создавать объемные изображения в стиле Оригами, развивать желание дарить радость близким людям и получать удовольствие от проделанной работы | 25 мин |
23 | 2-я марта | Матрешка | Цветная бумага, фломастеры | Учить изготавливать куклу- матрешку в стиле оригами | 25 мин |
24 | 3-я марта | Квакающая лягушка | Зеленая бумага, фломастеры | Формировать умение изготавливать интересную поделку в стиле Оригами, которая будет двигаться, развивать воображение | 25 мин |
25 | 4-я марта | Теремок | Бумага, фломастеры | Формировать умение работать с базовой формой "Дом", развивать воображение, интерес к русскому фольклору | 25 мин |
26 | 1-я апреля | Рожицы | Бумага, фломастеры | Продолжать знакомить с новыми схемами в технике Оригами, развивать воображение, аккуратность, усидчивость | 25 мин |
27 | 2-я апреля | День космонавтики (коллективная работа) | Цветная бумага, ватман, фломастеры, ножницы, клей, салфетка | Познакомить детей с праздником "День космонавтики", формировать умение работать в коллективе, давать справедливую оценку своему труду и труду товарищей. | 25 мин |
28 | 3-я апреля | Гусеница | Разноцветная бумага, ножницы, клей, салфетка, фломастеры | Продолжать изготавливать интересные поделки в стиле Оригами, развивать внимательность, усидчивость | 25 мин |
29 | 4-я апреля | Бабочка | Цветная бумага, степлер, пластиковые трубочки | Закреплять умение складывать бумагу с помощью базовой формы "Гармошка",развивать аккуратность, воспитывать любовь к прекрасному | 25 мин |
30 | 1-я мая | Первая гроза. Под зонтом (коллективная работа) | Цветная бумага, картон, клей | Продолжать развивать интерес к технике Оригами при помощи изготовления интересных коллективных работ. | 25 мин |
31 | 2-я мая | Птицы прилетели | Цветная бумага, фломастеры | Закреплять умение делать квадрат, складки, учить загибать углы разной величины. Совершенствовать технические умения при работе с бумагой | 25 мин |
32 | 3-я мая | Чудо-юдо-рыба-кит | Цветная бумага, фломастеры | Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев, продолжать формировать умения складывания в технике Оригами | 25 мин |
33 | 4-я мая | Закладка | Цветная бумага, ножницы | Развивать воображение, мелкую моторику пальцев, усидчивость, аккуратность при работе с ножницами | 25 мин |
34 | 5-я мая | Здравствуй, лето! (Коллективная работа) Повторение пройденного. | Ватман, клей, ножницы, цветная бумага, салфетка, фломастеры | Закрепить знания, полученные на уроках Оригами, сделав коллективную работу, развивать воображение, аккуратность, внимание. | 25 мин |
5. Методическое обеспечение.
- Бумага белая и цветная
- Ножницы
- Клей
- Клеенка для аппликативной деятельности
- Фломастеры
- Ватман
- Схемы поделок Оригами
- Салфетки тканевые и бумажные
6. Список литературы.
- "Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет "/ авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2014.
2. " Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги."/ авт. А Гарматин-
Ростов-на-Дону: Рипол Классик, 2013.
3. "Основы художественного ремесла. Удивительная бумага."/ авт. И.Черныш- Москва, АСТ-Пресс, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой
Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...
Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...
Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 - 5 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Составлена на основе примерной программы «ДЕТСТВО» под ред.Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.
Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, образовательн...
Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.
МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,
-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...