Роль детского конструктора в развитии ребенка
методическая разработка по конструированию, ручному труду
В методической разработке говорится об одном из вариантов обучающей и развивающей игры - детском конструкторе, раскрыты цели использования конструктора и его виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detskogo_konstruktora_v_razvitii_rebenka.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина
городского округа Сызрань Самарской области СП «Детский сад №56»
Методическая разработка
«Роль детского конструктора в развитии ребенка»
Большакова Наталья Юрьевна, воспитатель
Макарова Ольга Александровна, воспитатель
Серова Ирина Владимировна, воспитатель
2018 г.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.
Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения.Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор. Конструктивная игра способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.
Игры с конструктором могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры и других типов игр. Тип и особенности игры зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и речевых целей.Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:
-Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие речи в рамках определенных тем.
- Автоматизация звуков в ходе игры.
- Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
- Развитие количественных представлений.
- Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.
- Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.
Прежде всего, конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным.
Конструирование также имеет большое значение для формирования правильной речи и письма в будущем, ведь оно способствует развитию мелкой моторики рук.
На сегодняшний день существует множество различных видов конструкторов:
1.Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие.
2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление.
3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.
4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, пространственному воображению и многим другим навыкам.
5. Конструктор для детей «Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.
6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Длядеревянных используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.Все они помогают ребенку развить воображение, тренировать пространственное мышление и мелкую моторику, культивировать в себе усидчивость и концентрацию внимания. Детский конструктор тренирует усидчивость, развивает воображение, приучает к созидательному труду.
Таким образом, создание предметно - развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении - одно из важных условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребёнка. Многообразие представленного материала для различных видов конструирования в разных возрастных группах поможет детям дошкольного возраста применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых поставленных задач. Наличие перечисленных выше предметов оборудования, материалов и инструментов и правильное их использование способствуют успешному обучению детей средствами конструирования.
Список литературы:
1 Микляева Ю.В. Конструирование для малышей. – М., 2012
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013
3. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. иперераб. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 240 с. — (Программы ДОУ).
4.Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с.
5.Дятлова Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 536-537.
6. О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 55-57.
7.Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников [Текст] / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
8.Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, [Текст] // Дошкольное образование. - 2008. - №17, 18 (233). – С. 78-8
9.Скичко О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста. / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625394/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи и детского сада в развитии ребенка
Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного р...
Консультация для родителей: "Роль детского сада в развитии речи ребенка"
Роль детского сада в развитии речи ребенка...
Роль детского конструктора в развитии детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей и родителей о разновидности и пользе конструктора для детей....
«Роль детского конструирования в развитии ребенка». Консультация для родителей.
Термин «конструирование» (от латинского слова сопз1гаеге) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.Под детским конструированием принято пон...
Роль детского конструктора в развитии детей дошкольного возраста.
Наборы конструкторов все чаще оказываются в поле пристального внимания ученых. Доказано, что игра – лучший способ познания окружающего мира и существующих в нем моделей поведения. Занимаясь с пр...
Значение и роль детского конструктора в развитии детей младшего дошкольного возраста
Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения.Через игру ребенок понимает, к...
Роль детского сада в развитии ребенка
Именно этот период - возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка...
- Мне нравится (1)