авторская программа художественно-эстетического направления
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Копылова Наталья Сергеевна

авторская программа художественно-эстетического направления

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Фантазия» состоит из двух модулей: «Нетрадиционная техника изобразительной деятельности» и «Бумагопластика».

Программа модуля № 1

«Нетрадиционная техника изобразительной деятельности»

1-й год обучения, возраст – 5-6 лет.

    В настоящее время в образовательном пространстве МБДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Для развития творческих способностей детей необходимо дать им возможность проявить себя в активной деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Однако по программе на изучение этой области отводится всего 2 часа в неделю (рисование, лепка с чередованием аппликации). Этого недостаточно для развития детского творчества, а улучшить ситуацию можно за счёт проведения кружковой работы, которая предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его лучшие личностные качества, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Программа модуля «Нетрадиционная техника изобразительной деятельности» направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой работы в изобразительной деятельности.

Актуальность программы в том, что ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, используя необычные, в том числе бросовые, материалы и способы работы с ними, расширяя тем самым возможности изобразительной деятельности и обучая детей бережному отношению к природе.

  Особенностью данной Программы является то, что игровая ситуация знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности, в которой  учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики рук и обучение ответственному отношению к окружающему миру. Ведь на данный момент дети, как правило, недостаточно подготовлены к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируются мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы, умение бережно относиться к природе. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы. Программа модуля направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цель программы: развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности, бросового материала, средствами бумажной пластики.

Задачи:

- Учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством нетрадиционных материалов

- Воспитывать навыки аккуратной работы

- Воспитывать бережное отношение к природе

- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер

- Развивать изобразительную деятельность детей, интерес к процессу и результатам работы, к коллективной работе.

Программа модуля состоит из 7 разделов:

- Пластилинография;

- Отпечатки листьев;

- Рисование в технике «граттаж»;

- Аппликация из нетрадиционного материала;

- Рисование манкой;

- Рисование ватными палочками;

- Кляксография.

Возраст детей, участвующих в кружковой деятельности, - 5 – 6 лет. Срок реализации программы модуля – 51 неделя. Занятия проводятся в течение календарного года 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность занятия –  25 минут.

Анализ результатов деятельности детей проводится в двух аспектах: анализ продуктов деятельности детей и анализ процесса деятельности детей. Детская работа может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе.

Ожидаемые результаты:

- мелкая моторика рук развита в достаточной степени;

- сформировались такие качества как усидчивость, настойчивость в достижении цели, аккуратность, внимательность;

- сформирована мотивация на создание уникального произведения;

- улучшилась речь, мышление, фантазия ребенка;

- сформировалась экологическая грамотность детей;

- занятия нетрадиционными техниками изобразительной деятельности может перерасти в хобби, являющееся профилактикой асоциального поведения.

Программа состоит из следующих типов занятий:

- Изучение нового материала;

- Закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;

Самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.

Материально-техническое обеспечение программы:

Пластилин, картон белый, картон цветной,  клей ПВА, клей Момент-супер, клей канцелярский, клей карандаш, черная тушь (гуашь), акриловые краски, гуашь, кисточки, ватные палочки, коктейльные трубочки, цветные карандаши, вата, ножницы, нитки мулине разных цветов, зубочистки, влажные салфетки, крупа (рис), сухие листья деревьев, травинки, подготовленная яичная скорлупа, восковые мелки, свечи, ножницы, мультимедийное оборудование для презентаций.

Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы

№ п/п

Раздел

Старшая группа

Общее

кол – во

занятий

Теория

Практика

1.

Пластилинография

1

8

9

2.

Отпечатки листьев

1

4

5

3.

Рисование в технике граттаж

1

8

9

4.

Аппликация из нетрадиционного материала

1

4

5

5.

Рисование манкой

1

4

5

6.

Рисование ватными палочками

1

4

5

7.

Кляксография

1

4

5

ИТОГО В ГОД

7

36

43

Полный курс обучения

86

Учебно – тематический план дополнительной общеразвивающей программы

(старшая группа 5 – 6 лет)

Раздел

Тема

Краткое содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Пластилинография

Теория

Познакомить детей с новой техникой «пластилинография». Познакомить с разными видами аппликаций. Показать необходимые инструменты для работы в этой технике. Научить детей основным приемам лепки пластилином.

Пластилин; стеки; досточки для лепки; картон с изображением цветка; салфетки.

«Радужное настроение»

Учить детей растягивать пластилин пальчиками  по рисунку. Формировать понятие  о целом и его частях, как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Воспитывать интерес к познанию природы. Учить растягивать на листе бумаги детали радуги полукругом.

Заранее подготовленные листы  бумаги; изображение радуги; мольберт; салфетки; стеки; дощечки; пластилин различных цветов.

«Осеннее дерево»

(коллективная работа)

Учить детей скручивать пластилин в спиральку, изображая осенние листья. Развивать мелкую моторику рук, творческое мышление. Воспитывать чувство любви к природе.

Пластилин; ватман формата А3; стеки; мольберт; изображение осеннего дерева.

«Рыбка – ангел»

Учить детей работать в нетрадиционной технике рисования – пластилинография. Развивать художественный вкус, чувство цвета и самостоятельность. Учить растягивать пластилин по трафарету. Воспитывать у детей познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Пластилин; лист картона формата А4; лист белой бумаги А4; простой карандаш; ножницы; стека; мольберт.

«Ёжик»

Закреплять умение детей катать шарики из пластилина между пальцами, для придания работе характерного образа; Развивать фантазию и творчество детей, развивать эмоциональную отзывчивость и образную речь; Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.

Корзинка, резиновая игрушка ежик, доски для лепки, пластилин, ёжик нарисованный на картоне, стеки, мольберт.

Октябрь

«Клоун»

Учить детей с помощью пластилинографии создавать образ весёлого клоуна. Продолжать учить детей растягивать пластилин по трафарету. Воспитывать аккуратность в выполнении индивидуального задания. Учить подбирать гармонично сочетающие цвета. Развивать мелкую моторику рук.        

Пластилин, на белом картоне трафарет веселого клоуна, стеки, мольберт.

«Сказочный домик»

Учить детей лепить домик из отдельных частей пластилина. Воспитывать усидчивость, эстетический вкус. Учить детей работать со стекой при изготовлении работы.  Развивать творческие способности фантазию в процессе украшения избушки.        

Стеки, пластилин разных цветов, вода, кисти, иллюстрации к сказкам выполненные Васнецовым, книга «Пряничный домик», фотографии тульских пряников, аудиозапись русских народных мелодий, магнитофон, мольберт.

«Ваза с розами»

(коллективная работа)

Продолжать учить детей изготавливать аппликацию из пластилина. Учить детей сплющивать длинные колбаски из пластилина и скручивать их в спираль. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, творческое мышление.        

Пластилин, картон формата А3, ваза заранее вырезанная из цветной бумаги, стеки, доски для лепки, мольберт.

«Корзина с грибами»

(коллективная работа)

Закреплять умение детей катать шарики из пластилина между пальцами и затем их придавливать для придания работе характерного образа. Продолжать учить

Большой лист цветного картона А3, пластилин, доски д/лепки, стеки, салфетки,

аккуратно использовать пластилин. Развить у детей интерес к творчеству.

изображение корзины с грибами, мольберт

Ноябрь

2.

Отпечатки листьев

Теория

Познакомить детей с новой техникой «отпечатки листьев». Показать этапы рисования в этой технике. Познакомить с необходимыми материалами для работы.

Листья разной формы, тонкая бумага, плотная бумага, гуашь.

«Золотая осень»

Учить детей печатать сухими листьями; Расширять знания о деревьях.  Пополнять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

        

Осенние листья с различных деревьев, альбомный лист, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; набор гуашевых красок, 2 кисти №2, №4, стаканчик с водой, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, иллюстрации с изображением осенних деревьев.

«Павлин»

Расширять знания о павлинах. Пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; закрепить навыки печатанья сухими листьями; воспитывать самостоятельность в создании образа.

Осенние листья с различных деревьев, альбомный лист, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; набор гуашевых красок, 2 кисти №2, №4, стаканчик с водой, влажные салфетки, шаблон тела павлина, фломастеры, иллюстрации с изображением павлинов.

«Чудо рыбки»

Продолжать учить детей печатать сухими листьями. Расширять знания о морских животных. Воспитывать трудолюбие. Учить доводить начатое до конца.        

Осенние листья с различных деревьев, альбомный лист, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания,

набор гуашевых красок, 2 кисти №2, №4, стаканчик с водой, влажные салфетки, иллюстрации с рыбками, мольберт.

«Солнышко»

(коллективная работа)

Учить детей сплоченно работать. Закреплять  навыки печатанья сухими листьями. Учить аккуратно пользоваться красками и кистью.         

Осенние листья с различных деревьев, альбомный лист, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания,

набор гуашевых красок, 2 кисти №2, №4, стаканчик с водой, влажные салфетки, ватман, мольберт, музыкальное сопровождение.

Декабрь

3.

Рисование в технике граттаж

Теория

Познакомить детей с историей возникновения техники рисования «граттаж». Показать материалы и инструменты для рисования. Рассказать особенности работы в данной технике.

Восковые мелки; свеча; гуашь или черная тушь; белый картон; острые палочки (зубочистки); готовый образец работы.

«Зима»

Познакомить детей с техникой граттаж.

Научить создавать композиции в данной технике. Развивать творческие способности детей.

Мольберт, иллюстрации зимы, белый картон (А4)

 покрытый заранее свечой и

Воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и её изображению.

черной гуашью (тушью), заостренные палочки, влажные салфетки.

«Салют»

Учить детей передавать впечатления о праздничном салюте. Учить царапать различные виды салюта. Закреплять умение заполнять весь лист изображением. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание.        

Иллюстрации салюта, белый картон (А4) покрытый заранее свечой и черной тушью, заостренные палочки, влажные салфетки.

«Новый год»

Расширять знания детей о празднике Новый год.

Учить передавать полученные впечатления о празднике в данной технике. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.        

Иллюстрации Нового года, заранее подготовленный картон формата А4, заостренные палочки, влажные салфетки,

«Космический пейзаж»

Научить технике штриха. Дать углубленные знания о технике граттаж. Способствовать творческому отображению окружающего мира. Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.        

Иллюстрации космоса, картон заранее покрытый свечой и тушью, заостренные палочки, влажные салфетки.

Январь

«Северное сияние»

Продолжить учить приему работы в технике - граттаж. Дополнять рисунок элементами аппликации, создавая композицию «Северное сияние». Развивать у детей интерес к художественному творчеству, творческое воображение, композиционное решение,  мелкую моторику пальцев рук.         

Клеенки на стол, готовый картон для работы, клей, силуэт белого медведя (вырезанный заранее), вата, иллюстрации с изображением северного сияния, инструментальная музыка "Шепот звезд" отрывок из

книги  

В. Суслова " В краю поющих сугробов".

«Подводное царство»

Продолжать знакомить с техникой «граттаж». Закрепить и расширить представление детей о море и его обитателях. Совершенствовать умение владеть приёмами графического изображения. Формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, самостоятельность и активность.         

Запись «Шум моря», ноутбук,

готовый картон для техники «граттаж», заостренные палочки, мольберт, иллюстрации подводного царства, салфетки.

«Рассвет на море»

Продолжать знакомить с техникой «граттаж». Совершенствовать умение владеть приёмами графического изображения. Способствовать актуализации представлений о выразительных возможностях цвета.

Мольберт, иллюстрации с изображением рассвета на море, проектор, готовый картон для техники граттаж, заостренные палочки, салфетки.

«Кораблик в море»

Закреплять полученные навыки работы в технике «граттаж». Совершенствовать умение владеть приёмами графического изображения.  Воспитывать трудолюбие, усидчивость.        

Мольберт, иллюстрация корабля  в море, картон А4 покрытый свечой, восковыми мелками и тушью, заостренные палочки, салфетки.

Февраль

4.

Аппликация из нетрадиционного материала

Теория

Познакомить детей с особенностями работы в данной технике. Показать материалы и необходимые инструменты для работы. Рассказать о правилах техники безопасности при выполнении работ.

Картон с рисунком, крупа, вата, нитки, скорлупа, клей, готовый образец работы, мольберт.

Аппликация из скрученной ваты «Барашки и овечки»

Формировать у детей представление о барашках и овечках. Формировать навык по созданию объемной

Шаблон барашка и овечки, клей, кисточки, белые

аппликации, по работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к окружающему миру.

бумажные салфетки, мольберт.

Аппликация из риса

«Зайчик»

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать терпение, аккуратность в работе. Развивать творческие способности. Научить детей изготавливать поделки из разных видов круп.

Картон А4, клей ПВА,

коробочка с крупой (рис),

кисточка для клея.

Аппликация из яичной скорлупы

«Кошечка»

Воспитывать усидчивость и аккуратность. Научить детей изготавливать аппликацию из яичной скорлупы.  Развивать мелкую моторику рук.

Цветной картон с изображением кошечки, яичная скорлупа, клей ПВА, пинцеты, салфетки.

Открытка 23 февраля

«Самолет»

Развивать творческие способности.

Упражнять в составление композиции.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать  желание сделать приятное близким.        

Бархатная бумага; пряжа жёлтого, красного, оранжевого и бардового цвета; ножницы; клей, картон для открытки.

Нет в конце коллективной работы

Март

5.

Рисование манкой

Теория

Познакомить  детей с особенностями работы в данной технике. Рассказать о правилах техники безопасности выполнения работ. Показать материалы и инструменты необходимые для работы. Учить детей составлять из манки и клея рисунок.        

Картон, манка, клей, кисти.

Открытка 8 Марта

Учить детей создать открытку своими руками.   Совершенствовать умения в работе с клеем и манкой. Развивать мелкую моторику рук и пальцев. Развивать эстетические и композиционные чувства. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение в работе.

Цветной картон А4, клей, окрашенная манка разных цветов.

«Друзья для осьминожки»

Развивать интерес к нетрадиционному рисованию. Продолжить знакомить детей с рисованием, используя манку. Расширить знания детей о подводных животных.

Ватман формата А3 с изображением морских животных, клей ПВА,

Воспитывать аккуратность, уверенность в себе.

Развивать мелкую моторику рук.

окрашенная манка ярких цветов.

«Волшебная зимняя ночь»

Продолжать знакомить детей с новым способом изображения рисунков (манка и клей).

Учить отражать в работе зимние впечатления, красоту заснеженного пейзажа. Создавать образ волшебной зимы техникой работы с манкой.

Продолжать учить работать с клеем. Воспитывать эстетическое восприятие.        

Манка, клей ПВА, тонкие кисти,

картон черного цвета А4, запись колыбельных песен, иллюстрации зимних пейзажей, мольберт.

«Цветы»

Закреплять с детьми полученные навыки рисования манкой. Развивать фантазию и творческое мышление. Развивать усидчивость детей.        

Шаблоны цветов на картоне, клей, окрашенная манка разных цветов, иллюстрации цветов, мольберт.

Апрель

6.

Рисование ватными палочками

Теория

Познакомить детей о особенностями работы данной технике. Рассказать чем полезен этот вид творчества. Показать материалы и инструменты необходимые для рисования. Познакомить с сюжетами для рисования.

Ватные палочки; гуашь; стаканчик с водой; бумажные салфетки; пластиковая палитра; альбомный лист; изображение или картинка того, что планируется рисовать.

«Золотая рыбка»

Учить наносить определенную краску ватными палочками по всему рисунку. Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.         

Лист бумаги А4 с изображением рыбки, гуашь, ватные палочки, салфетки, мольберт, иллюстрации рыбок.

«Одуванчики»

Развивать творческие способности детей. Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук. Развивать художественный вкус, чувство композиции. Воспитывать интерес

Лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек.

к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

«Веточка рябины»

Учить детей изображать, доступными средствами, ветку рябины. Закрепить прием изображения ягод при помощи ватной палочки. Побуждать у детей желание включаться в творческую деятельность. Закреплять элементарные представления о жизни птиц зимой. Воспитывать бережное отношение к природе.        

Картина "Осень", осенние листочки, стихи о рябине, гроздья ягод рябины, снегирь, запись пения птиц. Бумага, на которой изображена ветка рябины, гуашь красного цвета, ватные палочки, салфетка для рук.

«Петушок»

Пополнять словарный запас детей. Закрепить навыки работы при помощи ватной палочки. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам. Учить выполнять работу аккуратно.  

Сюжетная картинка «Петушок», ватные палочки, гуашь различных цветов, влажные салфетки.

Май

7.

Кляксография

Теория

Познакомить детей о особенностями данной техники. Показать материалы и инструменты необходимые для работы. Рассказать о видах кляксографии.        

Бумага А4, разведенная гуашь, акварель, пластмассовые ложки, трубочки для коктейля,

бумажные салфетки, вода, готовый образец.

«Веселые кляксы»

Учить детей выдувать краску из трубочки, для создания образа. Развивать пространственное мышление. Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками. Упражнять в отображении состояния настроения в рисунках (добрая, веселая, грустная, печальная). Развивать чувство цвета (теплые, холодные тона).        

Листы бумаги формата А4, разведенная гуашь разных цветов, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования, бумажные салфетки.

«Медузы»

Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование воображения и культуры цветоведения. Воспитывать бережное отношение к морским животным.

Бумага формата А4, стаканчик с чистой водой, кисть для рисования, гуашь, салфетки.

«Цыпленок»

Овладение технологией кляксографии.

Развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с  нетрадиционными методами рисования. Воспитывать у детей аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать.        

Лист белой бумаги формата А4, палитра, гуашь, баночка с водой, кисти для рисования, салфетки.

«Пейзаж»

Закрепить навыки работы  с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Способствовать развитию дыхательного аппарата. Учить доводить начатое до конца. Воспитывать аккуратность, терпение и трудолюбие        

Гуашь, ручка без стержня или коктейльная  трубочка, лист  белой бумаги формата А4, кусочек поролона, баночка с чистой водой, салфетки.

Нет в конце коллективной работы с применением всех техник рисования

Программа модуля № 2

«Бумагопластика»

2-й год обучения, возраст – 6 - 7 лет

Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Бумага - основной материал для всех видов художественного конструирования, таких, как оригами, вырезание всех типов, плетение, аппликация и объёмная пластика. Занятия по программе "Бумагопластика" способствуют профилактике асоциального поведения, развитию креативности, расширяют художественный кругозор, формируют творческое отношения к окружающему миру, художественно-эстетический вкус, формируют бережное отношение к природе. По своему содержанию занятия с бумагой должны раскрывать индивидуальность ребёнка, развивать интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с бумагой, а также умение планировать творческий процесс.

Программа направлена на экологическое воспитание, гармоничное развитие ребёнка, его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста физического состояния деятельности.

Нет в описании связи между бумагой и экологией

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, используя, в том числе, бросовый материал.. 

Задачи:

•        Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

•        Создавать условия для развития творческой активности детей

•        Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.

•        Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

•        Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.

•        Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества

•        Воспитывать бережное отношение к природе

Программа по курсу состоит из 7 разделов:

- Обрывная аппликация;

-Объемная аппликация;

- Поделки из цветной бумаги сложенной гармошкой;

- Торцевание;

- Квиллинг;

- Оригами;

- Модульной оригами – кусудама.

Срок реализации программы – 51 неделя. Возраст детей, участвующих в деятельности модуля «Бумагопластика» - 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия –  30 минут.

Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:

*           в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).

*           знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;

*           обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;

*           знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.

*           обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;

*           объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.

Условия  реализации программы

1. Педагог дополнительного образования проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.   Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.

3.  Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.

4.    Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа,);
  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ  и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.

Материально-техническое обеспечение программы:

Бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, картон цветной, гофрированная бумага, картон белый (формат А3), карандаши, фломастеры, зубочистки, клей ПВА, клей Момент, клей-карандаш,  скотч, ножницы, линейки, набор (инструменты) для квиллинга, мультимедиа для просмотра презентаций.

Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы

№ п/п

Раздел

Подготовительная группа

Общее

кол-во

занятий

Теория

Практика

1.

Обрывная аппликация

1

4

5

2.

Объемная аппликация

1

4

5

3.

Поделки из цветных полосок сложенных гармошкой

1

3

4

4.

Торцевание

1

4

5

5.

Квиллинг

1

7

8

6.

Оригами

1

7

8

7.

Модульное оригами - кусудама

1

3

4

Учебно – тематический план дополнительной общеразвивающей программы

(подготовительная группа 6 - 7 лет)

Раздел

Тема

Краткое содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Обрывная аппликация с использованием цветной бумаги

Теория

Познакомить с  особенностями работы в данной технике. Показать материалы и инструменты для работы. Показать примеры готовых работ.         

Картон с изображением, цветная бумага, клей, готовый образец работы.

«Закат»

Учить создавать картину из бумаги способом обрывания. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать творческое мышление. Закреплять умение работать с бумагой и ножницами.

Цветная бумага разных цветов,  белый картон, клей, ножницы, салфетки.

«Снегири»

Формировать творческие способности детей через обрывную аппликацию. Развивать у детей мелкую моторику рук. Формировать творческую самостоятельность. Развивать эстетический вкус. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Формировать навыки взаимопомощи при выполнении работ.        

Цветная бумага черного, красного, коричневого и синего цвета; белый картон; клей, ножницы, салфетки.

«Гора Медведь»

Вызвать интерес к созданию яркой работы

Развивать умения рвать бумагу на длинные  полоски. Учить аккуратно наклеивать.

Воспитывать желание участвовать в творческой деятельности.

        

Цветная бумага, клей карандаш, картон, ножницы, тряпочка или бумажная салфетки.

«Корзина с фруктами»

(коллективная работа)

Развивать у детей мелкую моторику рук. Вызвать интерес к созданию коллективной работы. Развивать аккуратность и усидчивость. Учить детей сплоченно работать в коллективе.         

Ватман, цветная бумага различных цветов, клей карандаш, ножницы, иллюстрация корзины с фруктами, мольберт, салфетки.

Октябрь

2.

Объемная аппликация

Теория

Познакомить с новой техникой аппликации. Показать материалы и инструменты для работы. Показать примеры готовых работ.

Картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши.

«Ромашки»

(коллективная работа)

Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Развивать творческие способности ребенка, через создание аппликации.

Развивать мелкую моторику рук. Закреплять технические способности приклеивания деталей. Прививать навыки усидчивости, аккуратности.

Белая, желтая и зеленая бумага; Картон формата А3 с приклеенной заранее вазой; ножницы; клей карандаш; салфетки; иллюстрация с ромашками в вазе; мольберт.

«Лилии»

Обучение приёму изготовления «конуса». Совершенствование умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем. Обогащение и закрепление знаний детей о цветах.

Развитие творческих способностей, мышления, воображения детей. Воспитание интереса и желания усложнять содержание аппликации. Воспитание любви и бережного отношения к растениям.        

Цветные круги из картона, цветная бумага, белая бумага, клей – карандаш, ножницы, серия иллюстраций с изображение лилий, карандаш, салфетки, мольберт.

«Кактус»

Учить детей соединять вырезанные детали и дополнять их отдельными частями. Учить детей пользоваться ножницами и клеем. Пополнять словарный запас детей. Учить правильно распределять детали на листе. Воспитывать аккуратность и собранность.

Цветная бумага зеленого и красного цвета, листы белой бумаги А4, клей, ножницы, иллюстрация кактуса, мольберт, салфетки.

«Осеннее дерево»

Формировать навык разрезания длинных полос.

Учить детей аккуратно склеивать длинные полоски в кольца. Развивать интерес к объемной аппликации.

        

Цветная двухсторонняя бумага; цветной картон (2 листа коричневого и лист зеленого цвета); ножницы простые;

Нет в конце коллективной работы

ножницы фигурные; клей карандаш; линейка, простой карандаш;

Ноябрь

3.

Поделки из цветной бумаги сложенной гармошкой

Теория

Познакомить детей с особенностями работы в данной технике «Поделки из цветной бумаги сложенной гармошкой». Показать материалы и инструменты для выполнения работ в данной технике. Познакомить с готовыми образцами работ в данной технике.

Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, готовые работы в данной технике, мольберт.

«Куколка»

Познакомить детей с новым способом изготовления куколки из бумаги путем складывания ее гармошкой. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать. Активизировать словарный запас дошкольников. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику пальцев рук.        

Цветная бумага, ножницы, клей, длинные палочки, образец готовой куклы, иллюстрации народных кукол, мольберт.

«Лиса»

Продолжать учить детей изготавливать лису путем складывания бумаги в гармошку. Учить детей правильно располагать части тела. Расширять представления о сказочном герое. Воспитывать любовь к русским народным произведениям. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.        

Цветная бумага оранжевого цвета, глазки и носик (заготовки), клей, ножницы, иллюстрации лисы из сказки, мольберт.

«Снеговик»

Закрепить с детьми навыки складывания  бумаги гармошкой.

Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать навыки декоративного конструирования, мелкую моторику рук.

Синий картон для основы, бумага цветная и белая, клей, ножницы, линейка, клей карандаш, мольберт, иллюстрация снеговика.

Декабрь

4.

Торцевание

Теория

Познакомить детей с особенностями работы в  технике «Торцевание». Показать инструментарий и материалы для работы. Предоставить возможные варианты работ в данной технике.

Квадратики их гофрированной бумаги, рисунок на бумаге или картоне, ватные палочки, клей, ножницы, готовый образец работы, мольберт.

«Рыбка»  (на плоскости)                

Учить детей работать в новой технике «торцевание». Развить цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев и  кистей. Формировать интерес к аппликации и развивать эстетические чувства. Совершенствовать умение планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, творчество, инициативу.

Гофрированная бумага разных цветов, клей карандаш, ножницы,

ватные палочки, рисунок «рыбка», образец готовой работы, иллюстрации рыб, мольберт, салфетки.

Цветок (на плоскости)

Расширять знания о строении и назначении цветов. Продолжать учить детей работать  в технике плоскостное торцевание на клее. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, пространственное мышление и воображение. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к природе.        

Гофрированная бумага разных цветов, клей карандаш, ножницы,

ватные палочки, иллюстрации цветов, готовый образец работы, мольберт, салфетки.

«Мухомор»

(коллективная работа)

Учить детей сплоченно вести себя в коллективе. Формировать навыки взаимопомощи  при выполнении работы. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Совершенствовать навыки работы в данной технике.

Круг из картона для основы гриба, конус из ватмана для шляпки, гофрированная бумага разных цветов, салфетки, клей, ножницы.

«Ёлочка»

(коллективная работа)

Уточнить представление о Новогоднем празднике. Расширять и активизировать словарный запас. Закрепить с детьми навыки работы в технике торцевание. Развивать навыки работы с бумагой (складывание, накручивание гофрированной бумаги на стержень).Учить приемам декорирования. Развивать творческое восприятие мира, пространственное мышление. Развивать мелкую моторику рук.        

Конус из картона для ёлочки, гофрированная бумага зеленого  и красного цвета, клей, ножницы, звездочка из картона золотистого цвета, мольберт, иллюстрации ёлочек.

Январь

5.

Аппликации из свернутой бумаги, элементы квиллинга

Теория

Познакомить детей с новой техникой «квиллинг». История возникновения квиллинга.  Показать инструменты и материалы для работы в этой технике. Показать возможные варианты работ. Рассказать о правилах техники безопасности при выполнении работы.         

Полоски для квиллинга, стержень для накручивания бумаги, трафарет, пинцет, клей, циркуль, линейка, карандаш, готовые образцы.

«Снеговик»

Учить детей навыкам работы в новой технике «квиллинг». Учить скручивать тугой ролл, заданного размера. Учить складывать детали так, чтобы получалась фигура, дополнять фигуру деталями, создавая образ. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.        

Снежинка из картона, цветные полоски для квиллинга, стержень, трафарет, пинцет, клей, линейка, готовый образец.

«Снежинка»

Вызвать у детей интерес к изображению зимнего декора и эмоциональный отклик на поэтические образы природы. Учить детей скручивать новый элемент «полукруг» и «глаз»

Готовые белые полоски для квиллинга, картонные круги, стержень, трафарет, пинцет, клей, линейка, готовый образец, запись

конструировать из них объемные поделки. Продолжать учить детей скручивать знакомые формы: «свободная спираль» и «капелька».

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»).

«Черепаха на острове» (коллективная работа)

Учить детей скручивать новый элемент (форму) "треугольник". Продолжать учить скручивать элемент «глаз». Расширять кругозор детей и их словарный запас. Продолжать учить детей вырезать по шаблону. Познакомить детей с интересной информацией о черепахах.  Воспитывать заботливое отношение к животным.        

Картон, ножницы, простой карандаш, клей, полоски и инструменты для квиллинга, иллюстрация черепахи, мольберт.

Февраль

«Веселая семейка улиток»

Учить детей скручивать полоски

цветной бумаги в свободную спираль. Упражнять в аккуратном изготовлении деталей. Развивать творческое воображение, образную память, творческие способности. Воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику рук.

Картон зеленого цвета, цветные полоски и инструменты для квиллинга, клей, готовый образец.

«Цветочная поляна»

(коллективная работа)

Продолжать учить детей скручивать элементы: «глаз», «ролл», «капля». Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе. Продолжать формировать навыки взаимопомощи при выполнении коллективной работы.

Ватман, цветные полоски и инструменты для квиллинга, клей, готовый образец, иллюстрации цветов.

«Открытка – 23 февраля»

Продолжать обучать навыкам работы с бумагой в технике «квиллинг». Учить детей скручивать плотную спираль. Развивать мелкую моторику рук.

Картон А4 для открытки, полоски и инструменты для квиллинга, клей, иллюстрации 23 февраля.

Воспитывать патриотические чувства, желание порадовать папу, дедушку, братьев.

«Рыбка»

Закреплять знания детей в технике квиллинг используя элемент «капля». Совершенствовать умения в работе с бумагой. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость.

Аквариум из бумаги на каждого ребенка, цветные полоски и инструменты для квиллинга, клей, готовый образец.

Март

6.

Оригами

Теория

Познакомить детей с новой техникой «оригами». Рассказать историю возникновения оригами. Показать материалы и инструменты для занятий и правила пользования ими. Познакомить с базовыми формами оригами.        

Бумага, ножницы, клей, кисточки, цветные карандаши, фломастеры, готовые образцы работ.

«Лягушонок»

Учить детей навыкам работы в новой технике  «оригами». Формировать умение работать по схемам. Продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях.

Продолжить совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Продолжить прививать любовь к животному миру и бережное отношение к природе.        

Бумага зеленого цвета, черный фломастер, готовый образец лягушки – оригами, ноутбук, диск со звуками леса.

«Тюльпаны для мамы»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами. Учить детей воплощать в художественной форме свое представление о весенних цветах. Учить составлять цветок тюльпан из единого квадратного листа, стараясь передать особенности его внешнего вида. Способствовать воспитанию бережного отношения к самым близким людям.

Набор заготовок цветной бумаги для оформления на каждого ребенка, фото с тюльпанами, образец тюльпана в стиле оригами.

«Заяц»

Продолжать знакомить детей с основными приемами складывания бумажных квадратов для получения поделки «зайца». Развивать мелкую моторику, мышление, память, внимание. Закрепить и расширить знания детей о зайцах.        

Бумага светлых оттенков

( 2 квадрата со стороной 15 см), ножницы, степлер, фломастеры.

Апрель

«Голубь»

Учить детей складывать фигуру «голубя» на основе базовой формы «треугольник ».

Знакомить с новым приёмом в оригами «вогнуть вовнутрь» или «внутренняя складка».

Развивать наглядно–образное мышление, речь и фантазию. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук. Воспитывать культуру труда.        

Презентация, готовый образец,

лист бумаги А4, ножницы.

«Японский журавлик»

Продолжать учить детей создавать поделки в технике «оригами». Учить складывать бумагу, тщательно выравнивая углы. Познакомить с понятиями: «диагональ», «угол», «сторона», «заготовка». Воспитывать чувство сострадания к окружающим людям, сверстникам, умение оказать помощь, проявить внимание.        

Мультимедийный проектор; фонограммы: японской музыки; мультфильм о Садако; бумажные квадраты для складывания журавлика (по числу детей); бумажный журавлик (демонстрационный макет).

«Бабочка»

Продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник). Воспитывать старание, аккуратность, ответственность. Развивать мелкую моторику рук. Развивать наблюдательность, воображение, эстетический вкус.        

Ноутбук, мультимедиа-проектор, готовый образец, прямоугольники из цветной бумаги 10*8 см, ножницы.

«В гостя у тюленей»

Продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях. Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, углы. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Севера, о характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах.        

Листы картона синего, фиолетового цветов, ножницы;

квадраты бумаги коричневого цвета, с размером 15*15, 10*10 – для изображения тюленей;

квадраты белой бумаги разного размера, для изображения льдин;

клей; иллюстрации животных Севера.

Май

7.

Модульное оригами - кусудама

Теория

Рассказать историю возникновения модульного оригами – кусудама. Показать технику складывания. Познакомить детей с особенностями модульного оригами.        

Бумага для оригами, готовые образцы работ.

«Цветочный шар»

Научить складывать модуль кусудамы «цветочный шар». Развивать творческое воображение, аккуратность, мелкую моторику рук, пространственное воображение и внимание, умение бережно обращаться с бумагой, сочетать цвета. Воспитывать интерес к созданию кусудамы, трудолюбие, целеустремлённость.        

Цветная бумага разных цветов;

ножницы; линейка; карандаш;

клей; нитки; ленточка.

«Волшебный шар»

Продолжать знакомить детей с техникой складывания бумаги «кусудама». Учить детей работать со схемами. Развивать конструктивные умения. Развивать творчество и мелкую моторику. Воспитывать аккуратность        

Мультимедийный проектор для показа презентации; 6 квадратов разных цветов, ленточка, клей.

«Модульная звезда»

Учить складывать базовую форму «блинчик». Учить складывать модуль, соединять в шар- кусудаму. Научить варианту подвески и её креплению к шару. Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать визуальную и тактильную память, логическое и пространственное воображение

Цветная бумага, ножницы, линейка, карандаш.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия кружка «Фантазия» превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из простых предметов.

Новизна и отличительная особенность программы заключается в интеграции всех видов нетрадиционных техник изобразительного творчества с учетом экологической направленности занятий.

Разнообразие техник позволяет разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним.

Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками - все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. Для этого в дошкольных учреждениях и нужно дополнительное образование детей. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Творческая деятельность дошкольников разнообразна, задания зачастую носят усложненный характер, но тем интереснее ребенку справиться с непростой задачей. Первое, чем хочет поделиться малыш с родителями, вернувшись домой из детского сада, - это тем, как он нарисовал картинку или что-то вылепил из пластилина. И если творческая деятельность дошкольников развивает в детях способность к созиданию, а экологическое воспитание учит обращаться с природой, то мальчики и девочки постарше учатся полученные навыки применять на практике.

Литература:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 1997
  3. Афонькин С.Ю. и др. “Кусудама - волшебные шары” М.: Аким, 1997
  4. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент.:1988
  5. Гончар. В. Игрушки из бумаги, М.: 1997
  6. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
  7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.: Издательство «Скрипторий»2013
  8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  9. Красивые вещи своими руками. 2007 г. Страниц: 96. Издательство: Мой мир
  10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей

и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010

  1. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 104 с.: ил.
  2. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.
  3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011
  4. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
  5. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка художественно- эстетической направленности "Цветная сказка" для дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222961","at...

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Модифицированная программа художественно-эстетической направленности по художественному и ручному труду "Ладушки-ладошки".

ldquo;Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и и...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

Авторская программа художественно-эстетической направленности «Ритмопластика»2023-2024 учебный год.

Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способн...