"Куколка своими руками"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Черенева Ирина Михайловна

Проектная деятельность на 2017-2018 год.

Проект - «Творческая мастерская»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность –  декоративно-прикладное творчество.

Участники - дети и родители.

Форма проведения – мастер-классы и беседы.

Возраст: 5-7 лет.

Тип проекта долгосрочный

Время проведения - 2017-2018 учебный год

Участники проекта - дети старше-подготовительной группы, родители, педагоги;

Интеграция областей: «познание», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

 

Актуальность проекта заключается в раскрытии творческих способностей ребёнка и подведению родителей к осознанию того, что искусство и творчество имеют огромный воспитательный потенциал (оказывают влияние на развитие личности ребенка, открывают интересный, увлекательный мир, развивают эстетический вкус).

Гипотеза: каждая поделка, сделанная своими руками, может иметь свою историю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla-samodelka.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по НОД

Возрастная группа: старше-подготовительная группа

ОО «Художественно-эстетическое воспитание»

Тема: «Куколка своими руками»

Воспитатель: Черенева И.М.

Цель: изготовить куклу-игрушку «Колокольчик»  из тряпиц своими руками.

 Задачи:

  1. Познакомить с народным промыслом: изготовление кукол .
  2. Развивать интерес у детей и взрослых к совместному творчеству через изготовление культурно-исторической  народной тряпичной куклы .
  3. Воспитывать чувство любознательности к народным промыслам.
  4. Обогащение словарного запаса: кукла-игрушка, обрядовые и  обереговые игрушки, игрушки-самоделки

Форма проведения: мастер-класс.

Предварительная работа: беседы о народных промыслах, знакомство с дымковской росписью по  игрушке, как народным промыслом.

Оборудование: тряпицы для куколок на каждую пару участников, ножницы, нитки, вата, картинки к рассказу, инструкция по изготовлению, игрушки-самоделки и обрядовые куклы для демонстрации и оберег.

ЭтапыНОД

Содержание НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Интеграция образовательных областей

Оборудование, Оснащение, наглядный материал и тд_

Технологии

Вступительная часть

Заинтерисовывает

Сюрпризный момент

Показывает игрушкуЗнакомство с героем

-Сегодня мы собрались на совместный творческий вечер. Я задам вопрос родителям, а потом детям.

- Что развивается в детях в совместной творческой деятельности?

-Правильно. Умения и навыки должны развиваться под наблюдением взрослых.

-Вопросы детям.

-Любите ли вы трудиться? А играть?

-С кем важнее всего для вас труд?

-Я принесла показать вам некоторые игрушки, сделанные вместе с моей дочкой, как совместное творчество.

-Перед вами игрушки-самоделки.

-Как вы понимаете игрушки-самоделки?

-Какие игрушки самоделки вы делали для выставки «Лесная сказка»?

-Наши предки делали разные игрушки во время отдыха для игры-забавы, для обряда или для оберега из разного материала: травы, солома, цветы, тряпицы, глина и др.

С обрядовой куклой проводили ритуал. Например, клали в землю для привлечения богатого урожая. Куклу весной сжигали – звали весну-красную, тёплую.

-Вот например, есть какие куколки у меня: кукла «Рябинка» и кукла «Коза-дереза», кукла Параскева-пятница.

-И куколка оберег для защиты от плохих мыслей и слов посторонних людей

- Умения и навыки.

-Да.

-Со взрослыми.

-Сделанные своими руками. Их не покупали.

- Лесовичок. Жар-птица, сова…

Отвечают на вопросы

Рассматривают игрушки.

 

Фигурки  куколок, игрушки-самоделки.

Основная часть

Звучит аудиозапись

русских народных мелодий во  время работы над куклой.

- Я предлагаю сделать тряпичную куколку-игрушку «Колокольчик» и придумать для неё историю.

Для этого нам необходимо: план-схема, ножницы, тряпицы, нитки, кусок ваты или синтепона.

-Предлагаю взрослому взять своего ребёнка за руку, подойти со стульями к столу и сесть рядышком.

План-схема изготовления куклы.

  1. Взять кусок белой ткани 20х30см, сложить его по длине в 1/3 раза. Потом сложить вдвое поперек, и подложить кусочек ваты, сформировав головку куклы. Перевязать ниткой.
  2. Делаем руки из однотонного куска ткани – 8х22см. По длине складываем поперёк края к середине. Далее свёртываем рукава вдоль трубочкой так, чтобы скрыть бахрому края. Перевязываем кисти – формируем кулачки нашей куклы.
  3. Руки подкладываем под голову и перевязываем.
  4. Делаем куколке юбочки. Каждый круг юбки сворачиваем  в треугольник, и делаем маленький надрез верхушки. Надеваем юбки на туловище снизу с меньшего круга. Подпоясываем.
  5. Формируем косыночку из полукруга. Перевязываем ниткой, но сначала на нитке сделаем петельку, чтобы её можно было подвесить.
  6. Наша куколка готова.

Самостоятельное изготовление игрушки по схеме в парах (взрослый  и ребенок)  и под руководством воспитателя.

Трудовая деятельность.

Проигрыватель и диск с народными мелодиями.

Здоровьесберегающая

Рефлексия

- Все куколки-игрушки готовы. Сочиним для них сказку-историю.

Например такую. Просьба говорить голосом сказочника.

Воспитатель раздает листки с номерами предложений истории.

  1.  История сказка про куклу-игрушку «Колокольчик». Жанр: народная бытовая сказка.
  2. Жила-была деревня.
  3. В ней было много девочек.
  4. Они были хозяйственными.
  5. А вот платья на них были неяркими.
  6. Они все любили танцевать.
  7. Их песни звенели, как колокольчики.
  8. Мамы и папы подарили девочкам нарядных куколок-Колокольчиков - старых мастериц.
  9. Смотрите на них, слушайте, что они вам рассказывают и сшейте себе платья.
  10. Девочки смотрели на своих куколок- Колокольчиков, пели , танцевали и придумывали наряды для себя.
  11. Когда они выросли, ТО СТАЛИ ОТЛИЧНЫМИ МАСТЕРИЦАМИ.

Родители с детьми рассказывают историю, опираясь на схемы.

Речевое развитие.

Иг

ро

вая

Закл

часть

- Наша история подошла к концу. Спасибо за труд, за сказку. А эта куколка вам в подарок. Пусть она вам помогает придумывать новые истории.

Список использованной литературы:

  1. Н.В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла»
  2. Журнал «Куклы-обереги» 2017 года, город Нижний Новгород
  3. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции»; г. Волгоград, издательство «Учитель», 2014

Использованные материалы и Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

"Золотые руки" информация по подготовке выставки изделий, выполненных своими руками.

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки и ваши ребятишки. Приглашаю всех учавствовать в выставке поделок, выполненных своими руками к празднику "День семьи".Приветствуются поделки из различного материа...

Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...

Музыкальные инструменты своими своими руками

Как из подручного материала можно изготовить музыкальные инструменты для оркестра в детском саду....

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...

«Кувадка» — куколка, сделанная своими руками.

Эта куколка защищала ребёнка, была для него оберегом. По народным поверьям, оберегающие куклы несли в себе доброе начало – охраняли от тёмных сил, ссор, болезней. Куклы делались без лица. Безлик...

Предметно пространственная среда сделанная руками воспитателя и родителя. Нетрадиционное оборудование для физкультуры в детском саду своими руками: советы и рекомендации

Предметно пространственная среда сделанная руками воспитателя и родителя.Нетрадиционное оборудование для физкультуры в детском саду своими руками: советы и рекомендацииПривить навыки здорового образа ...