Консультация для воспитателей на тему: «Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность»
презентация по конструированию, ручному труду на тему

Брюховских Анастасия Витальевна

Консультация для воспитателей на тему:

«Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность»

Слайд 1.

Теоретические основы  дизайн деятельности.

Слайд 2.

В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.). Предпосылками дизайнерского искусства является естественное человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всё более совершенных образов. Занятия ручным трудом позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в дальнейшем. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn_kak_vid_iskusstva.pptx2.68 МБ
Файл konsultatsiya_bryuhovskih_a._v.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность» Подготовила: воспитатель средней группы Брюховских А.В.

Слайд 2

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое» Л. С. Выготский

Слайд 3

Слово «Дизайн » пришло из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegno » - это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция.

Слайд 4

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

Слайд 5

Дизайн - это «вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом» Ярыгина А.

Слайд 6

Актуальность введения в дошкольную жизнь работы по художественному дизайну обусловлена: Необходимостью воспитывать творчески активную личность; Отказом от шаблонного восприятия действительности; Возросшими культурными потребностями людей в современном мире.

Слайд 7

Дизайн - деятельность – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

Слайд 8

В содержание понятия «детский дизайн» Г.Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие » и «дизайн-проект».

Слайд 9

Дизайн-рукоделие - небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно.

Слайд 10

Дизайн-проект предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

Слайд 11

Типы детского дизайна: 1. плоскостной (аппликативно-графический), 2.объемный предметно-декоративный ), 3.пространственный (архитектурно-художественный).

Слайд 12

Плоскостной (аппликативно-графический ) детский дизайн

Слайд 13

Плоскостной (аппликативно-графический ) детский дизайн

Слайд 14

Плоскостной (аппликативно-графический ) детский дизайн

Слайд 15

Плоскостной (аппликативно-графический ) детский дизайн

Слайд 16

Плоскостной (аппликативно-графический ) детский дизайн

Слайд 17

О бъемный (предметно-декоративный) детский дизайн

Слайд 18

О бъемный (предметно-декоративный) детский дизайн

Слайд 19

О бъемный (предметно-декоративный) детский дизайн

Слайд 20

О бъемный (предметно-декоративный) детский дизайн

Слайд 21

П ространственный ( архитектурно-художественный) детский дизайн

Слайд 22

П ространственный ( архитектурно-художественный) детский дизайн

Слайд 23

П ространственный ( архитектурно-художественный) детский дизайн

Слайд 24

П ространственный ( архитектурно-художественный) детский дизайн

Слайд 25

Определите тип детского дизайна?

Слайд 26

Определите тип детского дизайна?

Слайд 27

Определите тип детского дизайна?

Слайд 28

Н аправления деятельности ( виды детского дизайна ): Аранжировка, Дизайн одежды, Декоративно-пространственный дизайн.

Слайд 29

«Аранжировка»

Слайд 30

«Аранжировка»

Слайд 31

«Аранжировка»

Слайд 32

«Аранжировка»

Слайд 33

«Дизайн одежды»

Слайд 34

«Дизайн одежды»

Слайд 35

«Декоративно-пространственный дизайн»

Слайд 36

«Декоративно-пространственный дизайн»

Слайд 37

«Декоративно-пространственный дизайн»

Слайд 38

Определите вид детского дизайна?

Слайд 39

Определите вид детского дизайна?

Слайд 40

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность»

Слайд 1.

Теоретические основы  дизайн деятельности.

Слайд 2.

В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.). Предпосылками дизайнерского искусства является естественное человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всё более совершенных образов. Занятия ручным трудом позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в дальнейшем. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

     Слайд 3. В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно (начало 19 века). Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegno» - это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа.

В истории нашей страны встречались также и такие обозначения дизайна, как «Декоративное искусство» или «Техническая эстетика». Восприятие и разнообразное использование термина «дизайн» в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства.  

   Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует следующие виды дизайна: дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн книги, ландшафтный дизайн, предметный дизайн, выставочный дизайн и другие.

Задание  для воспитателей. Соотнести понятия видов дизайна с определениями.

Дизайн интерьера  — отрасль дизайна, направленная на интерьер помещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми.

Дизайн одежды — одно из направлений дизайн-деятельности, целью которого является проектирование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека.

Дизайн книги — один из этапов подготовки рукописи к изданию, а также результат этой деятельности.

Ландшафтный дизайн - это совокупность работ по эстетичному озеленению территорий, парков, участков.

Предметный дизайн – это творческая область, задача которой объединить в единое целое функциональность и эстетику объекта работы. Этим объектом может быть все, что угодно – светильник, кран, кровать, автомобиль.

Выставочный дизайн - продукт деятельности специалистов по оформлению выставочных стендов.

Слайд 4. Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

Известный исследователь детского дизайна Пантелеев Г. Н., дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты». Ярыгина А. в статье «Графический дизайн» дает несколько иное определение данного понятия (Слайд 5) - «это вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом».

    Анализируя различные работы исследователей дизайна мы выяснили, что, сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.

Также дизайн нельзя рассматривать вне архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства (интерьер, мебель, посуда, одежда, ландшафтное озеленение и др.). В искусстве дизайна присутствуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность - все средства, которыми мастер достигает выразительности.

      Таким образом,  в  сфере изобразительно пространственных искусств дизайн не имеет никаких границ. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: одни проектируют игрушки, другие мебель, одежду и посуду и т. д. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки.

      Понимая декоративность как форму выражения красоты, как особый тип художественного мышления следует признать правомерность использования индустрии дизайна для детей и в детском творчестве.

Детский дизайн, его особенности, типы и виды.

Слайд 6

Актуальность введения в дошкольную жизнь работы по художественному дизайну обусловлена:

  • Необходимостью воспитывать творчески активную личность;

  • Отказом от шаблонного восприятия действительности;

  • Возросшими культурными потребностями  людей в современном мире.

      Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона.

Детский дизайн – это художественное проектирование, создание разных изделий, которые обладают особенными эстетическими и функциональными характеристиками.

Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.

Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Слайд 7

Говоря о ребенке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка-художника. На самом деле дизайн-это необычный взгляд на обычные вещи. Значит, главное для дизайнера — нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.

Слайд 8

Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн - рукоделием в таких странах как Япония, Италия, США, Франция. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». 

Слайд 9. Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно.

Слайд 10. Дизайн-проект - предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

       Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна.

Слайд 11. Типов детского дизайна он выделяет три - плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитектурно-художественный).

Слайд 12-16.

1.Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн

Включает  рисунки, мозаики, силуэты (узорные, сюжетные и др.), гербарии, аппликации  из лоскутов,  ниткографию (изонить), бумажную пластику, рисунки в книжках-раскрасках, рисунки аранжировки, рисунки - печати, аппликации сувениров-подарков, декоративные салфетки, разрезные картинки, наборы букв, знаков, цифр, логотипы, плетение, ткачество, макраме, росписи, акватушь, плакаты, стенгазеты, фотомонтажи, панно, фризы, фитокомпозиции, элементы украшения одежды и др.

Такие работы можно использовать в играх, в украшениях кукольной одежды, мини пространств и групповых помещений.

Используя  эту технику, дети могут  изготовить простые поделки: закладки для книг, поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, а также поработать над сложными изделиями (панно), которые можно помесить в рамочку и украсить им группу.

Слайд 17-20

2.Объемный (предметно-пространственный) дизайн

Включает игрушки – сувениры и художественные изделия из природных и искусственных материалов, бумажную пластику, оригами, произведения флористики, украшения для одежды, образцы сервировки стола и убранства помещений (плетенки, вазочки). Композиции: гирлянды, султанчики, елочные игрушки, игрушки-самоделки. Создание ювелирных украшений (бижутерия, камни, лоскут, кора). Игры-пособия, книжки-раскладушки. Лепка с росписью. Конструирование с росписью. Создание манекенов. Моделирование одежды на манекенах. Создание реквизита для игр, спектакля, маскарада, карнавала. Кукольный гардероб. Создание костюмированных композиций. Подбор и оформление мелких коробок. Создание настольных декораций спектакля с росписью, аппликацией. Конструирование настольных игровых макетов. Дизайн-оформление игровых макетов (роспись, аппликация). Создание ИЗО-коллажей.

Слайд 21-24

3.Пространственный (архитектурно-художественный) дизайн

 Дизайн – аранжировки кукольного и игрового интерьера. Декорации и реквизит для кукольных и детских спектаклей, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов и сухостоя, исполнение поделок в технике декупаж. Создание композиций «кинетического дизайна» (свободного вращения) при оформлении помещений к праздникам (гирлянды, шары, фонарики, звездочки, снежинки и т. п.). Подбор реквизита для игр-драматизаций, выступлений на празднике (ленты, султанчики, игрушки, флажки). Подбор декораций для спектакля и развлечений. Подбор аранжировок при оформлении кукольного и детского интерьера. Комплектация аранжировок при оформлении праздничного интерьера и участка. Создание фитокомпозиций озеленения, украшения помещений, участка, построек. Создание ландшафтных аранжировок (альпинарий, «альпийский клуб», «мавританский ковер», «горка с водопадом», «ручеек», «водоемы»). Участие в создании мягкой (интерьерной) игрушки и ее гардероба. Участие в организации «костюмерной» для кукол и детской одежды. Участие в организации и оборудовании «студии от кутюр», мини-музея. Участие в подборе и организации выставок одежды. Участие в костюмированных мероприятиях в одежде (ее элементах), исполненных детьми (в детском саду и семье). Участие в организации и оформлении дизайн-студии. Создание композиций из крупноблочного материала (коробки, конструкторы) игровых построек (в помещении и на участке). Использование эффекта цвето-светового дизайна (витраж, освещение).

Слайд 25-27. Задание для воспитателей. Определить тип детского дизайна.

Слайд 28. По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна). 

   Слайд 29-32.    Первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины,  бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

Слайд 33-34.          Второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной.

       Слайд 35-37.     Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

Слайд 38-39. Задание для воспитателей. Определить вид детского дизайна.

      Таким образом, искусство дизайна активно входит в нашу жизнь.   Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.  

         Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей.  Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

      К старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами.  В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме "Использование дидактических игр в процессе непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Данная консультация представляет собой подборку дидактических игр, используемых в процессе НОД по формированию элементарных математических представлений, и реализацию их в процессе НОД....

Консультация для воспитателей на тему : «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста».

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...

Консультация для воспитателей по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в познавательной деятельности»

Развитие творческой активности детей в познавательной деятельности рассматривается через экспериментирование, проектную деятельность и создание проблемной ситуации....

Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"

Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование карточек- схем для развития самостоятельной двигательной деятельности в группе».

В материале говорится о том, что представляет собой карта- схема, раскрывается вопрос организации динамического часа при помощи карты- схемы, этапы игрового динамического часа с картой- схемой....

Консультация для воспитателей по теме «Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателейпо теме«Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...