Авторская программа по дополнительному образованию детей Оригами
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бронникова Надежда Викторовна

Авторская программа по дополнительному образованию детей "Оригами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_novaya.docx137.53 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Целевой

  1. Пояснительная записка

«Оригами» - авторская программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Катюша» (далее МАДОУ «Катюша»).

Программа определяет широкий спектр содержания работы с детьми дошкольного возраста по оригами, способствующих усовершенствованию и обогащению процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Устав МАДОУ «Катюша»;
  • Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Мир прекрасного», разработанная педагогическим коллективом МАДОУ «Катюша».

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие».

Программа определяет содержание данной области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности по художественно-эстетическому и познавательному  развитию, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения.

            Программа разработана для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, срок реализации Программы - 4 года.

            Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную японскую игру – оригами. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист бумаги в чудесную фигурку.

Оригами – очень древнее искусство, но и сегодня оно молодо и необычайно популярно во всем мире.

        Оригами впитало в себя эстетику и философию древнего востока. Возможности у этого искусства огромны. Миллионы вариантов, спрятанных до поры в листе бумаги, таят загадку для новых поколений математиков, архитекторов, программистов, конструкторов и дизайнеров.

        В последнее время в нашей стране многие дети и взрослые познакомились с оригами.

        Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств человеческой личности огромно. Этот вид деятельности новый для наших детей. Однако большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка.

Психотерапевтические эффекты действия складывания подтверждены психологами из Ростова-на-Дону Е. и Ю. Шумаковыми. Ими были проведены специальные исследования, посвященные роли оригами в развитии познавательных и психомоторных процессов у детей: определялись уровень интеллекта, скорость, гибкость и оригинальность мышления, пространственное воображение, динамика психомоторных показателей, уровень тревожности. Результаты исследований показали безусловную пользу этих занятий для детей. Использование заложенных в оригами педагогических и психотерапевтических возможностей помогает усовершенствовать и обогатить процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ведь оригами как метод – это целый комплекс качеств, просто необходимых в работе с детьми:

  • дидактическое средство для развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта;
  • средство, помогающее корректировать различные поведенческие типы дошкольников (от агрессивных до застенчивых), стабилизирующее психоэмоциональное состояние, снимающее тревожность;
  • эффективное коммуникативное средство;
  • способ формирования таких положительных черт, как трудолюбие, аккуратность, творческая активность, воля;
  • занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз;
  • возможность проявить самостоятельность;
  • активный отдых;
  • эстетическое удовольствие.

Включая оригами в совместную или самостоятельную деятельность дошкольников  регулярно и планомерно, можно быть всегда уверенным в том, что:

  • ребенок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определенные задачи при помощи взрослого или во взаимодействии со сверстниками («зона ближайшего развития»);
  • ребенку предоставляется такая конструктивная среда, в которой он решает задачи самостоятельно («зона активного развития»).

        В оригами всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному.

        Мир детской игрушки с каждым днем становится ярче и богаче. Тем не менее дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Для организации процесса складывания нужно немного: цветная бумага и создание, и поддержание у детей интереса к данному виду деятельности

        Нет ребенка-дошкольника, который бы не сумел или не захотел сложить фигурку в технике оригами. Как вы думаете, почему? Ответ прост: в оригами у детей все удается и получается, для них это – ситуация успеха.

        Если ребенок дошкольного возраста умеет «прочитывать» схемы и складывать самостоятельно несложные фигурки, если он говорит о том, что дома занимается этим видом деятельности и мама покупает книги по оригами, если ребенок конструирует, только опираясь на словесное сопровождение, замечает ошибки у своих товарищей и помогает их исправить – это ситуация успеха для вас, педагога!

        Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать.

        Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечению длительного времени. Это очень важно, так как у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса.

        Во-вторых, результат – полученное изделие – всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.

        В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладеть письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. То, что оригами развивает кисти рук, – бесспорный факт, который из года в год мы наблюдаем у своих воспитанников, сравнивая то, насколько нелегки их первые достижения в средней группе, когда пальчики плохо слушаются, и насколько уверенно они работают руками в подготовительной группе. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение.

  • Без внимания невозможно сложить изделие: ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому, ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога.
  • На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, способы выполнения приемов, так как в оригами все взаимосвязано: как правило, группы фигурок имеют общую основу – заготовку, или, как принято называть в оригами, базовую форму. Складывание фигурок основано на освоении базовых форм и специфических приемов, которые нужно знать и уметь выполнять, желательно по памяти. Иногда на занятии вводится задание, специально направленное на развитие памяти, при этом дети предупреждаются заранее о предстоящей задаче и пытаются запомнить действия и порядок их выполнения, что бы потом самостоятельно сложить фигурку.
  • При знакомстве с техникой оригами, чтобы объяснение было более доходчивым, проводятся ассоциации: сказочные отступления, сходство получаемой формы с реальными предметами. Так, например, многие базовые формы носят названия предметов, на которые они похожи: «Дом», «Дверь», «Катамаран», «Воздушный змей». К тому же, при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: Зачем? Почему? Что будет, если?.. и т. д., то есть мыслить.
  • В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание сделать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давным-давно изобретенным кем-то другим. Для ребенка – это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных в технике оригами. Таким образом, условно определенное первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.
  • Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

        Есть в оригами и еще одно направление – связанное с развитием речи ребенка и выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений, а так же в сочинении своих диалогов и сказок. Возможно и сочинение «оригамских» сказок в ходе складывания фигурок (Жил-был уголок, стало ему скучно, отправился он в гости к другому…)

        Занятия оригами влияют на формирование личностных качеств ребенка:

  • Дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе).
  • Целеустремленности (начатое должно быть завершено).
  • Самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам).
  • Активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания).
  • Любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).

        Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:

  • Чувства причастности к общему делу, ответственности.
  • Умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мнение).
  • Заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть).

        Особое место на занятиях оригами занимает задача расширения кругозора воспитанников за счет сообщения сведений различного характера.

  • Прежде всего это культурологические знания. Освоение оригами предполагает знакомство с некоторыми традициями Японии, которая является родиной искусства складывания бумаги. Это и знакомство с международной культурой, потому что оригами давно вышло за пределы родной страны – и стало одним из направлений мировой культуры. некоторые занятия могут быть посвящены отечественным событиям, праздникам, что способствует формированию задатков патриотизма.
  • Информация экологического характера связана с изготовлением фигурок животных, растений. Здесь уместно будет рассказать о реальных объектах живой природы, разнообразии их видов и среды обитания.
  • Сведения о геометрических понятиях напрямую связаны с процессом складывания. Дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, получают геометрические фигуры в процессе складывания.

        Способствует оригами и решению некоторых социальных проблем:

  • Приучает детей к созидательной деятельности.
  • Заполняет досуг, отвлекая от заманчивого влияния улицы.
  • Становится хобби для тех, у кого нет материальных возможностей для более «дорогой» деятельности.
  • Может стать началом пути для будущей профессии.
  1.         Цели и задачи Программы

        Целью Программы является формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

  • Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку.
  • Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  • Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, чертежам.
  • Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
  • Развивать произвольную регуляцию деятельности.
  • Приобщать детей к мировой культуре.
  • Формировать эстетический вкус.
  •         Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца.

        Для каждого возраста задачи уточняются и конкретизируются.

Таблица 1.

Задачи по возрастным группам

Группа

Задачи развития детей

Вторая младшая*

  • Знакомить детей с искусством оригами.
  • Учить детей складывать базовую форму – «Треугольник», учить складывать игрушки на ее основе.
  • Знакомить детей с основными  способами складывания бумаги.
  • Воспитывать внимание, усидчивость.
  • Развивать творческие способности детей.

Средняя*

  • Знакомить детей со знаками и символами, принятыми в оригами.
  • Закреплять знание основных способов складывания бумаги.
  • Учить детей самостоятельно складывать базовые формы – «Воздушный змей», «Книга», складывать игрушки на их основе.
  • Знакомить детей с картами помощи.
  • Воспитывать активность.
  • Развивать творческие способности детей.

Старшая

  • Закреплять знание знаков и символов, принятыми в оригами.
  • Учить детей самостоятельно складывать базовые формы – «Дверь», «Конверт», складывать игрушки на их основе.
  • Продолжать учить детей пользоваться картой помощи.
  • Учить детей соотносить наглядные символы с соответствующими действиями.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность.
  • Развивать воображение, творческие способности детей.

Подготовительная к школе

  • Закреплять знание условных обозначений, принятых в оригами.
  • Учить самостоятельно складывать базовые формы – «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», складывать игрушки на их основе.
  • Учить детей читать чертеж и самостоятельно складывать игрушки по чертежу.
  • Развивать творческие способности детей, воображение.
  • Воспитывать активность, внимательность, самостоятельность.

*Во второй младшей группе и в средней группе с детьми не проводится НОД, педагог организует совместную деятельность согласно календарно-тематическому плану.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа опирается на традиции мировых и отечественных педагогов-оригамистов Акиры Йошизава, С. Афонькина, Е.  Афонькиной,  Т. И. Тарабариной, психологов-оригамистов  Е. и Ю. Шумаковых, представляющих педагогические и психотерапевтические возможности, заложенные в оригами для усовершенствования и обогащения процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Важным условием эффективности реализации Программы является опора на следующие принципы:

  • доступность,
  • сотрудничество,
  • личностно-ориентированный подход,
  • наглядность,
  • самостоятельность, активность.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 

        Программу реализует педагог дополнительного образования с высшей квалификационной категорией, стажем работы 30 лет.

Возрастные особенности воспитанников

Психологические особенности детей 3-4 лет 

        3-хлетний  ребенок  владеет  основными  жизненно  важными   движениями. Возникает  интерес  к  определению  соответствия  движений  образцу.

          Общение  ребенка  в  этом  возрасте  ситуативно,  инициируется  взрослым, неустойчиво, кратковременно. Возникает  новая  форма  общения  со  взрослым – общение  на познавательные темы,  которое  сначала  включено  в  совместную  со  взрослым  познавательную  деятельность. Моторика  выполнения  движений  характеризуется  более  или  менее  точным  воспроизведением  структуры  движения.      

Начинает  развиваться  самооценка  при  выполнении  заданий,  при  этом  дети  ориентируются  в значительной  мере  на  оценку  педагога.

        В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке.  

        Важную  роль  начинают  играть  образы  памяти.  Память  и  внимание  ребенка  носит  непроизвольный,  пассивный   характер.  Его  интересуют  результаты  действия,  а  сам  процесс  достижения  еще не  умеет  прослеживать.

        Конструктивная   деятельность   из бумаги в  3-4  года  ограничивается  созданием несложных  игрушек  по  образцу.  Ребенок  может  заниматься,  не  отрываясь,  увлекательным  для  него  деятельностью  в  течение  5  минут.  

Психологические особенности детей 4-5 лет

        Дети этого возраста обнаруживают значительно возросшую работоспособность: они могут сохранять длительное время определенную позу за столом, у них заметно возрастает гибкость и точность движений.

        Нервная система детей этого возраста легко возбудима и сказывается в слабой их сосредоточенности, некоторой неуравновешенности.

        Еще не оформившаяся и не полностью развитая костно-мышечная ткань туловища, а так же рук, не позволяет ребенку легко выполнять точные мелкие движения: вырезывание, складывание. Длительно и часто заниматься этими видами деятельности вредно и утомительно. Однако эти занятия очень полезны именно для развития мелких и точных движений рук, для установления координации в работе глаза и руки. Выполняя различные действия, такие, как вырезывание, раскрашивание, складывание из бумаги, ребенок упражняет свою руку и приучает точно согласовывать ее работу с работой глаза. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно достигает высокого качества.  Вот почему очень важно заниматься с ребенком именно такими видами деятельности, среди которых главное место занимает оригами.

Психологические особенности детей 5-6 лет

        Дети этого возраста уже менее возбудимы. У них более уравновешенны возбудительные и тормозные процессы коры головного мозга. Эти физиологические особенности оказываются благоприятным условием для успешного развития у детей сосредоточенности, наблюдательности, внимания.

        У ребенка этого возраста продолжается процесс окостенения скелета и развитие крупной и мелкой мускулатуры. Главным достижением детей является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только мелкой, но и крупной мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 5-6 лет выполнению различных мелких движений в рисовании, штриховке, сгибании бумаги и др. Об этом необходимо помнить и включать в работу с детьми данного возраста названные виды деятельности.

Психологические особенности детей 6-7 лет

        Нервные связи, образующиеся в коре головного мозга, становятся прочными и устойчивыми.

        К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким. Руки становятся не только более сильными, но и значительно более подвижными, ловкими. Координация, точность движений быстро возрастает. Волевая регуляция движений – огромное достижение ребенка данного возраста. Многие выполняемые ребенком движения и действия стали подконтрольны его сознанию. Это говорит о возросших возможностях детей 6-7 лет.

        Волевая регуляция движений – огромное достижение семилетнего ребенка. Она говорит о новой ступени в его общем развитии.

         У детей совершенствуется вся мыслительная деятельность, включенная в процесс восприятия. Они анализируют предложенные им предметы, выделяют общие для них признаки и находят индивидуальные особенности.

        Любая мыслительная операция строится на анализе-синтезе, т. е. дроблении целого на части, элементы. Выделение связей между ними, что и приводит к более глубокому пониманию целого. Этому процессу детей надо специально учить, так, чтобы они умели пользоваться каждым приемом в определенных случаях.

        Развивающаяся у ребенка способность к произвольному управлению своими действиями особенно отчетливо выступает в их памяти. У 6 – 7-летних детей еще очень велико значение интереса для запоминания нужного материала.

        Дети этого возраста способны складывать более сложные базовые формы, и игрушки на их основе. Они могут самостоятельно читать чертеж, складывать по нему игрушку.

  1.  Планируемые результаты освоения Программы

Результатами работы должны стать:

  • знание детьми условных знаков, принятых в оригами;
  • умение складывать самостоятельно базовые формы и игрушки на их основе;
  • умение пользоваться картой помощи;
  • умение читать чертеж;
  • умение самостоятельного выполнения действий;
  • соотнесение наглядных символов с соответствующими действиями.

1.3.        Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей

При реализации Программы педагогом проводится оценка индивидуального развития творческих способностей в рамках педагогической диагностики (мониторинга), цель которой заключается в определении эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

По окончании изучения определенной базовой формы, дети складывают игрушки на ее основе для коллективной работы на выставку. Во время работы педагог наблюдает за действиями детей, в результате наблюдений педагог делает вывод о достижениях каждого ребенка.

Критерии, на которые опирается педагог, анализируя достижения ребенка:

  • знание основных способов складывания бумаги;
  • умение складывать базовую форму по показу педагога и с помощью карт памяти;
  • умение складывать игрушку на основе определенной базовой формы, дополнять ее необходимыми деталями;
  • развитие воображения.

Таблица 2

Показатели усвоения детьми Программы по оригами  по возрастным группам

Группа

Показатели  

Вторая младшая

  • ребенок знает основные способы складывания бумаги;
  • умеет складывать базовую форму «Треугольник», на ее основе умеет складывать разные игрушки по показу и объяснению педагога;
  • умеет склеивать части игрушки, дополнять ее необходимыми деталями (дорисовывать).

Средняя

  • ребенок знаком с основными терминами, принятыми в оригами;
  • умеет складывать базовые формы «Треугольник», «Воздушный змей», «Книга», складывает игрушки на ее основе по показу и объяснению педагога;
  • умеет дополнять игрушку необходимыми деталями (дорисовывать и приклеивать).

Старшая

  • ребенок знаком с условными обозначениями, принятыми в оригами;
  • знаком с принципами работы с картами памяти;
  • умеет складывать базовые формы «Треугольник», «Воздушный змей», «Книга», «Дверь», «Конверт», складывает игрушки на ее основе по показу и объяснению педагога, так же с помощью карт памяти;

Подготовительная к школе

  • ребенок знает условные обозначения, принятые в оригами;
  • умеет работать с чертежом;
  • самостоятельно складывает все изученные базовые формы, на и основе складывает игрушки, как по показу педагога, так и по его словесному объяснению;
  • умеет из сложенных игрушек составлять несложный сюжет по знакомой сказке.

Раздел 2. Содержательный

  1. Содержание Программы

Содержание программы

Вторая младшая группа

№ п/п

Совместная деятельность

Цели и задачи

1

Знакомство с оригами

Познакомить детей с искусством оригами, вызывать интерес к складыванию игрушек из бумаги.

2

Знакомство с базовой формой «Треугольник». Листик

Познакомить детей со способами складывания треугольника; учить получать квадрат из прямоугольника

3

Яблоко

Учить детей самостоятельно складывать базовую форму – «Треугольник», знакомить детей со способами складывания бумаги; уточнить знания детей о геометрических фигурах; учить на основе базовой формы складывать игрушки по показу педагога, украшать игрушки деталями; воспитывать аккуратность в работе с бумагой

4

Конфета

5

Рыбка

6

Бабочка

7

Лягушка

8

Собачка

9

Аквариумная рыбка

10

Парусник

11

Тюльпан

12

Бабочка 2

13

Зайчик

14

Лисичка

15

Рыбка 2

16

Котенок

17

Елочка

18

Лягушка 2

19

Щенок

20

Кузнечик

21

Пингвин

22

Курочка

23

Цыпленок

24

Пароход

25

Цветок для мамы

26

Божья коровка

27

Лиса

28

Синичка

29

Стакан

30

Кошки-матрешки

31

Подснежник

32

Голубь

33

Собачка с будкой

34

Кролик

35

Сердечко

36

Шапка

Методическое обеспечение программы

Вторая младшая группа

Тема блока

Используемые методы и приемы

Дидактический материал

Знакомство с оригами

Беседа, игровая мотивация, сказочный сюжет

Чудесный квадратик (динамическая игрушка из бумаги), игрушки, выполненные в технике оригами

Базовая форма – «Треугольник»

Игровая мотивация задания; пальчиковая гимнастика; наглядно-действенные методы; самостоятельная работа детей; взаимопомощь; обыгрывание готовых игрушек

Чертежи – схемы, образцы игрушек, цветные квадраты бумаги

Содержание программы

Средняя  группа

№ п/п

Совместная деятельность

Цели и  задачи

1

Повторение пройденного материала. Киска Алиска

Закрепить умение самостоятельно складывать базовую форму «Треугольник», делать игрушки на ее основе

2

Повторение пройденного материала. Домик с трубой

3

Знакомство с базовой формой «Воздушный змей» Воздушный змей-игрушка

Знакомить детей с приемами складывания базовой формы «Воздушный змей»; закреплять приемы складывания бумаги; воспитывать аккуратность в работе с бумагой, самостоятельность

4

Голодная птица

Учить самостоятельно складывать базовую форму «Воздушный змей»; умение складывать игрушки на ее основе; знакомить с условными обозначениями, принятыми в оригами; знакомить с  картами помощи

5

Зайка

6

Кит

7

Птичка

8

Утка

9

Павлин

10

Пингвин

11

Петух

12

Цветок

13

Девочка

14

Елочка

15

Парусник

16

Мышка

17

Лебедь

18

Попугай

19

Кролик

20

Знакомство с базовой формой «Книга». Кто в домике живет?

Познакомить детей со способами складывания базовой формы «Книга»; закреплять приемы складывания

21

Самолет 1

Учить детей самостоятельно складывать базовую форму – «Книга», на ее основе складывать игрушки, воспитывать трудолюбие, желание хорошо выполнить свою работу, доводить начатое дело до конца; знакомить с терминами, принятыми в оригами

22

Дракончик

23

Куколка

24

Машинка

25

Портрет папы

26

Белка

27

Снеговик

28

Сказочный домик

29

Кошелек

30

Вертушка

31

Карандаш

32

Лодочка

33

Коробочка

34

Сумка

35

Гномик

36

Подружка гномика

Методическое обеспечение программы

Средняя  группа

Тема блока

Используемые методы и приемы

Дидактический материал

Повторение пройденного материала

Игровая мотивация задания; пальчиковая гимнастика; наглядно-действенные методы; самостоятельная работа детей; взаимопомощь; обыгрывание готовых игрушек; складывание базовых форм по картам памяти

Чертежи-схемы, карты памяти, образцы игрушек, квадраты цветной бумаги, клей-карандаш, фломастеры

Базовая форма – «Воздушный змей»

Базовая форма – «Книга»

Содержание программы

Старшая   группа

№ п/п

Тема НОД

Цели и задачи НОД

1

Повторение пройденного материала. Золотая рыбка

Закрепить умение самостоятельно складывать базовую форму «Треугольник», делать игрушку на ее основе

2

Повторение пройденного материала. Каркающая ворона

3

Повторение пройденного материала. Испуганный лебедь

Закрепить умение самостоятельно складывать базовую форму «Воздушный змей», делать игрушку на ее основе

4

Повторение пройденного материала. Динозаврик

5

Повторение пройденного материала. Подушечка

Закрепить умение самостоятельно складывать базовую форму «Книга», делать игрушку на ее основе

6

Повторение пройденного материала. Цветок персика

7

Знакомство с базовой формой «Дверь». Грибок

Учить детей самостоятельно складывать базовую форму – «Дверь»; закреплять приемы работы с квадратом

8

Лодочка

Учить детей самостоятельно складывать базовую форму – «Дверь», на ее основе складывать игрушки, воспитывать желание качественно выполнять свою работу

9

Автомобиль

10

Мышка

11

Гномик

12

Свинка

13

Коробочка

14

Ветряная мельница

15

Ракета

16

Бьющееся сердце

17

Письмо с сердечком

18

Поцелуй

19

Знакомство с базовой формой «Конверт». Стриж

Знакомить с приемами складывания базовой формы «Блин»; воспитывать трудолюбие

20

Кукла

Учить самостоятельно складывать базовую форму «Блин», делать игрушки на ее основе; воспитывать желание хорошо выполнять свою работу; закреплять умение складывать игрушку по  карте помощи

21

Игрушка-шутка

22

Рамочка

23

Корзинка

24

Львенок

25

Лягушонок

26

Коробочка Санбо

27

Пароход

28

Петушок

29

Цветок

30

Космонавт

31

Галчонок

32

Вороненок

33

Коробочка

34

Корона

35

Закладка котик

36

Говорящая рыба

Методическое обеспечение программы

Старшая  группа

Тема блока

Используемые методы и приемы

Дидактический материал

Повторение пройденного материала

Занятие – сказка, игровая мотивация задания, непрямое обучение, экспериментирование, дидактические игры, пальчиковые игры, самостоятельная работа по картам памяти, беседы, опосредованное обучение

Чертежи – схемы, карты памяти на каждого ребенка, образцы игрушек, квадраты цветной бумаги, клей-карандаш, фломастеры

Базовая форма «Дверь»

Базовая форма «Конверт»

Содержание программы

Подготовительная к школе   группа

№ п/п

Тема НОД

Цели и задачи НОД

1

Повторение пройденного материала. Птеродактиль

Закрепить умение самостоятельно складывать базовую форму «Треугольник», делать игрушку на ее основе

2

Повторение пройденного материала. Пчелка  

Закрепить умение самостоятельно складывать базовую форму «Воздушный змей», делать игрушку на ее основе

3

Повторение пройденного материала. Сердечко с цветком

Закрепить умение самостоятельно складывать базовую форму «Книга», делать игрушку на ее основе

4

Повторение пройденного материала. Письмо с сердечком

Закрепить умение самостоятельно складывать базовую форму «Дверь», делать игрушку на ее основе

5

Повторение пройденного материала. Галчонок

Закрепить умение самостоятельно складывать базовую форму «Конверт», делать игрушку на ее основе

6

Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». Мотылек

Знакомить детей со способами складывания базовой формы «Двойной треугольник»; воспитывать аккуратность, внимание

7

Бабочка

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «Двойной треугольник», делать игрушки на ее основе; закреплять знание условных обозначений, принятых в оригами; закреплять умение читать чертеж

8

Паучок

9

Лебедь

10

Ракета

11

Нарцисс

12

Корзинка

13

Прыгающая лягушка

14

Летучая мышь

15

Бутоньерка

16

Тюльпан

17

Надувной заяц

18

Матрешка-неваляшка

19

Знакомство с базовой формой «Двойной квадрат». Рыбка  

Знакомить детей со способами складывания базовой формы «Двойной квадрат»; воспитывать трудолюбие

20

Яхта

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «Двойной квадрат», делать игрушки на ее основе; воспитывать желание доводить начатое дело до конца; закреплять приемы работы с квадратом

21

Колокольчик

22

Курица-несушка

23

Коробка-звезда

24

Журавлик счастья

25

Корзинка

26

Вьюнок

27

Коробочка

28

Журавлик машущий крыльями

29

Сказка из листа

Закреплять умение складывать самостоятельно различные базовые формы, превращая одну игрушку в другую; развивать творческую фантазию, воображение

30

Царевна – лягушка

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «Треугольник», делать различные игрушки на ее основе, украшать их; учить составлять несложную композицию по мотивам сказки

31

Колобок

Учить составлять несложную композицию по мотивам сказки, сочетая аппликацию из игрушек, сложенных в технике оригами и изобразительную деятельность

32

Теремок

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «Книга», делать теремок, украшать его деталями; дополнять аппликацию рисунком

33

Репка

Учить составлять несложную композицию по мотивам сказки, сочетая аппликацию из игрушек, сложенных в технике оригами и изобразительную деятельность

34

Заюшкина избушка

Учить составлять несложную композицию по мотивам сказки, сочетая аппликацию из игрушек, сложенных в технике оригами и изобразительную деятельность

35

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Учить составлять несложную композицию по мотивам сказки, сочетая аппликацию из игрушек, сложенных в технике оригами и изобразительную деятельность

36

Сказка о рыбаке и золотой рыбке

Учить составлять несложную композицию по мотивам сказки, сочетая аппликацию из игрушек, сложенных в технике оригами и изобразительную деятельность

Методическое обеспечение программы

Подготовительная к школе  группа

Тема блока

Используемые методы и приемы

Дидактический материал

Повторение пройденного материала

Занятие – игра, игровая мотивация задания, непрямое обучение, экспериментирование, дидактические игры, пальчиковые игры, самостоятельная работа по чертежу, беседы, опосредованное обучение

Чертежи – схемы, образцы игрушек

Базовая форма «Двойной треугольник»

Чертежи – схемы,  карты памяти на каждого ребенка,  образцы игрушек, квадраты цветной бумаги, клей-карандаш, фломастеры

Базовая форма «Двойной квадрат»

Сказки из бумаги

Иллюстрации к сказкам, чертежи – схемы и карты памяти, образцы игрушек и композиций, квадраты цветной бумаги, клей-карандаш, фломастеры

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Программа рассчитана на четыре года обучения. В младшей и средней группах педагог организует совместную деятельность с детьми, в старшей и подготовительной к школе группах НОД проводится один  раз в неделю  с подгруппы детей в количестве 10-12 человек.

Программа предполагает работу с детьми в форме НОД, совместной работы детей с педагогом, а так же самостоятельной творческой деятельности. Для успешной творческой деятельности детей необходимы чередование разных видов НОД с использованием дидактических игр, игровых моментов, наблюдений, а также применение технических средств обучения.

        В оригами всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному.

        Мир детской игрушки с каждым днем становится ярче и богаче. Тем не менее, дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Для организации процесса складывания нужно немного: цветная бумага и создание, и поддержание у детей интереса к данному виду деятельности

        Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности, так как бумагу – плоский материал – нужно превратить в объемные формы. Поэтому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания.

        Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.

        Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.

        Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. Однако необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата. Для решения этой задачи можно использовать различные упражнения.

        Показ изготовления должен проводиться на столе или на доске, Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей. После того как игрушка будет полностью готова, необходимо  повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

        Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки – это базовые формы. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. В мастерской должна быть картотека с картами памяти для складывания базовых форм оригами. Так же должны быть чертежи (не сложные – доступные детям) складывания игрушек. Для изготовления игрушек детям предлагается цветная бумага на выбор. В оформлении мастерской должны присутствовать игрушки из бумаги, сделанные педагогом и детьми.

        Что бы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность, на занятиях рекомендуется использовать произведения художественной литературы. Прежде чем приступить к изготовлению поделки, можно прочитать стихотворение или сказку, загадать загадку.

        Во время НОД рекомендуется проводить игры на внимание, пальчиковую гимнастику.

        НОД должна проходить в непринужденной свободной обстановке, дети общаются между собой и педагогом.

        Большое значение для детей имеют выставки – это видимый результат их творчества. Выставки проводятся четыре-пять раз в год. Для выставок используются как индивидуальные  так и коллективные работы детей.

        Оригами способствует созданию игровых ситуаций, Сложив из бумаги животных, птиц и другие игрушки, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке или придумывают свою, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

        Во время НОД нам поможет сказочный персонаж – Чудесный Квадратик. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка интерес и способствует достижению результатов.

        Начинайте НОД  с приветствия юных оригамистов, которое педагог произносит вместе с детьми:

         – Здравствуй, левая рука! (Левая рука сгибается в локте и отводится в сторону ладонью вверх.)

         – Здравствуй, правая рука! (Правая рука сгибается в локте и отводится в сторону ладонью вверх.)

         – Поработаем вместе! (Ладони сводятся вместе на уровне глаз).

        Алгоритм проведения НОД

  • Определить, что мы будем конструировать.
  • Из чего мы будем конструировать.
  • Как мы будем конструировать.

        Алгоритм разделен на подэтапы.

        Организационный момент. Я рассказываю детям историю, а дети, отвечая на вопросы, догадываясь, придумывая, помогают мне эту историю рассказать. В процессе рассказа-показа из бумаги рождается определенный образ, который остается перед детьми до конца НОД.

        Выполнение работы. Дети выполняют свои работы, вспоминая и обсуждая мой рассказ-показ. Я помогаю тем, кто нуждается в помощи, задаю наводящие вопросы, ставлю перед детьми проблемные ситуации. Со временем дети сами, особенно старшие, начинают помогать тем, у кого пока не все получается.

        Выполнение работы – это наиболее сложный этап. Он состоит из нескольких частей:

  • Выбор фона работы.
  • Выбор цвета для создания своего образа, героя, композиции.
  • Изготовление самого героя, создание композиции.
  • Работа с деталями (многие детали можно дорисовать, дополнить аппликацией).
  • Оформление коллективной работы.

        Просмотр работ, обсуждение. Все детские работы по возможности объединяются общей идеей, превращаются в игру, в которую каждый может поиграть, или в общую коллективную работу, могут быть и индивидуальные работы.

        Совместная игра. Я включаю поделки детей в игры, которые могут начинаться во время НОД и продолжаться в группе, дома.

        Важным моментом в работе с детьми считаю использование художественного слова. На протяжении нескольких лет собирала из разных источников художественно-литературное сопровождение.

        Никогда не ставлю перед детьми задачу сделать такую же, как у меня, работу. Наоборот, всегда ориентирую детей на их собственное видение, на их желания.

        Результатом работы является использование оригамских игрушек в процессе театрализованной и игровой деятельности.

        «Великий квадрат не имеет предела!» – гласит народная мудрость. Возможности детей в процессе освоения конструирования из бумаги по технике оригами безграничны.

        Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь! Боящийся – не совершенен… Какому бы делу вы ни решили посвятить себя, то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит!»

        Занятия оригами в образовательных учреждениях предполагают определенные педагогические условия:

  • Доступность (все фигурки складываются доступными для данного возраста способами, с учетом опыта детей).
  • Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных, специфических приемов оригами).
  • Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постоянно закрепляются в новых темах).
  • Интеграция с другими методиками дошкольного образования (развитие речи, складывание фигурок домашних, диких животных, животных жарких и холодных стран в соответствии с планируемыми темами, использование бумажных фигурок для счета и т. д.).
  • Согласование тематического плана с календарными праздниками.
  • Учет индивидуальных способностей и особенностей коллектива в целом.
  • Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться самим процессом складывания фигурок, он может сопровождаться сообщением определенных сведений).
  • Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций оригами, знание системы знаков, принятых в чертежах, знание базовых форм, умение их складывать по памяти).
  • Наличие предварительного и подготовительного этапов (предварительный этап включает знакомство с художественной литературой, приобретение детьми опыта в складывании других фигурок, где отрабатывается определенный прием, подготовительная работа означает подготовку необходимого материала для складывания, изготовление образцов, подготовку доступного для понимания детей объяснения – репетиция занятий).

        В выполнении задач учебно-воспитательного процесса используются:

формы работы:

  • индивидуальные;
  • групповые;

методы и приемы работы:

  • словесные;
  • практические;
  • игровые;
  • наглядно-действенный метод;
  • репродуктивный метод;

развивающие технологии:

  • проблемное обучение;
  • непрямое обучение;
  • опосредованное обучение;
  • организация творческого поиска;

технологии развития личности:

  • коммуникативные;
  • исследовательские;
  • игровые;
  • педагогические (просьба, совет, акцент на достоинства, стимулирование и др.).

        Программа имеет цикличный характер, она рассчитана на движение от простого к сложному.

  1. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание содружества «Родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Для достижения вышеуказанной цели предусматривается решение следующих задач:

  • создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательного процесса;
  • выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребёнком в МАДОУ и семье;
  • создавать условия для саморазвития взрослых (родителей, педагогов) ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребёнка, его успешной социализации;
  • повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье;
  • расширять сферу участия родителей в организации жизни в МАДОУ; устанавливать партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • консультации;
  • мастер-классы;
  • открытые занятия;
  • день открытых дверей;
  • творческие гостиные;
  • совместные творческие проекты.

Раздел 3. Организационный

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации предметно-пространственной среды

  1. Материально-техническое обеспечение Программы
  • Интерактивная доска.
  • Ноутбук.
  • Детская интерактивная студия.
  • Фломастеры, клей, ножницы, разные виды бумаги.
  • Книги с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок.
  • Пооперационные карты.
  • Детские работы в оформлении мастерской.
  • Памятки-правила по работе с материалами (с бумагой, ножницами, клеем).
  • Картотека пальчиковых игр (для тренировки тонких движений пальцев).

3.1.2.        Обеспеченность методическими материалами

  1. Сержантова Т. Б.  366 моделей оригами. – 4-е изд – М.; Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
  2. Соколова С. Сказки из бумаги. – СПб.; ЗАО «Валерии СПб», 1998. – 224 с.
  3. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – 2-е изд. – М.; Айрис-пресс, 2003. – 192 с.
  4. Сержантова Т. Б. 100 праздничных моделей оригами. – М.; Айрис-пресс, 2006. – 208 с.
  5. Сержантова Т. Б. Оригами. Лучшие модели. – М.; Айрис-пресс, 2003. – 144 с.
  6. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома: Учебник .– СПб.; Издательский дом «Литера», 2001. – 208 с.
  7. Острун  Н. Д., Лев А. В. Оригами. Динамические модели. – 2-е изд. – М.; Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
  8. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. Пер. с англ. – М.; Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с.
  9. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996г. – 224 с.
  10. Стейнберг М. Смастерим из бумаги. – Таллин: «Валгус», 1988 г. – 112с.
  11. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги.– Ярославль: Академия развития, 2006г. – 144 с.
  12. Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. – СПб.: Издательский дом «Литера», 1999 г. – 192 с.
  13. Коротеев И. А. Как долететь до оригами. – М.: издательский дом «Карапуз», 1996 г. – 16 с.
  14. Кузнецова О. С. Сказка из листа. – М.: издательский дом «Карапуз», 1998 г. – 19 с.
  1. Организация НОД

Совместная и непосредственно образовательная деятельность с детьми планируется с учётом требований СанПиН и проводится в каждой возрастной группе 1 раз в неделю.

Продолжительность совместной деятельности для детей:

  • от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
  • от 4 до 5 лет – не более 20 минут,

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей:

  • от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
  • от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Тематическое планирование совместной деятельности по оригами

во второй младшей группе

№ п/п

Совместная деятельность

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Знакомство с оригами

1

1

2

Базовая форма – «Треугольник»

35

1

34

2.1

Знакомство с базовой формой «Треугольник». Листик

1

2.2

Яблоко

1

2.3

Конфета

1

2.4

Рыбка

1

2.5

Бабочка

1

2.6

Лягушка

1

2.7

Собачка

1

2.8

Аквариумная рыбка

1

2.9

Парусник

1

2.10

Тюльпан

1

2.11

Бабочка 2

1

2.12

Зайчик

1

2.13

Лисичка

1

2.14

Рыбка 2

1

2.15

Котенок

1

2.16

Елочка

1

2.17

Лягушка 2

1

2.18

Щенок

1

2.19

Кузнечик

1

2.20

Пингвин

1

2.21

Курочка

1

2.22

Цыпленок

1

2.23

Пароход

1

2.24

Цветок для мамы

1

2.25

Божья коровка

1

2.26

Лиса

1

2.27

Синичка

1

2.28

Стакан

1

2.29

Кошки-матрешки

1

2.30

Подснежник

1

2.31

Голубь

1

2.32

Собачка с будкой

1

2.33

Кролик

1

2.34

Сердечко

1

2.35

Шапка

Всего

36

Тематическое планирование совместной деятельности по оригами

в средней группе

№ п/п

Совместная деятельность

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Повторение пройденного материала

2

2

1.1

Киска Алиска

1

1.2

Домик с трубой

1

2

Базовая форма – «Воздушный змей»

17

1

16

2.1

Знакомство с базовой формой «Воздушный змей».  Воздушный змей-игрушка

1

2.2

Голодная птица

1

2.3

Зайка

1

2.4

Кит

1

2.5

Птичка

1

2.6

Утка

1

2.7

Павлин

1

2.8

Пингвин

1

2.9

Петух

1

2.10

Цветок

1

2.11

Девочка

1

2.12

Елочка

1

2.13

Парусник

1

2.14

Мышка

1

2.15

Лебедь

1

2.16

Попугай

1

2.17

Кролик

1

3

Базовая форма – «Книга»

17

1

16

3.1

Знакомство с базовой формой «Книга». Кто в домике живет?

1

3.2

Самолет 1

1

3.3

Дракончик

1

3.4

Куколка

1

3.5

Машинка

1

3.6

Портрет папы

1

3.7

Белка

1

3.8

Снеговик

1

3.9

Сказочный домик

1

3.10

Кошелек

1

3.11

Вертушка

1

3.12

Карандаш

1

3.13

Лодочка

1

3.14

Коробочка

1

3.15

Сумка

1

3.16

Гномик

1

3.17

Подружка гномика

1

                                      Всего:

36

Тематическое планирование содержания работы по оригами

в старшей группе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Повторение пройденного материала

6

6

1.1

Золотая рыбка

1

1.2

Каркающая ворона

1

1.3

Испуганный лебедь

1

1.4

Динозаврик

1

1.5

Подушечка

1

1.6

Цветок персика

1

2

Базовая форма «Дверь»

12

1

11

2.1

Знакомство с базовой формой «Дверь». Грибок

1

2.2

Лодочка

1

2.3

Автомобиль

1

2.4

Мышка

1

2.5

Гномик

1

2.6

Свинка

1

2.7

Коробочка

1

2.8

Ветряная мельница

1

2.9

Ракета

1

2.10

Бьющееся сердце

1

2.11

Письмо с сердечком

1

2.12

Поцелуй

1

3

Базовая форма «Конверт»

18

1

17

3.1

Знакомство с базовой формой «Конверт». Стриж

1

3.2

Кукла

1

3.3

Игрушка-шутка

1

3.4

Рамочка

1

3.5

Корзинка

1

3.6

Львенок

1

3.7

Лягушонок

1

3.8

Коробочка Санбо

1

3.9

Пароход

1

3.10

Петушок

1

3.11

Цветок

1

3.12

Космонавт

1

3.13

Галчонок

1

3.14

Вороненок

1

3.15

Коробочка

1

3.16

Корона

1

3.17

Закладка котик

1

3.18

Говорящая рыба

1

Всего:

36

1

Тематическое планирование содержания работы по оригами

в подготовительной к школе  группе

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Повторение пройденного материала

5

5

1.1

Базовая форма «Треугольник». Птеродактиль

1

1.2

Базовая форма «Воздушный змей». Пчелка

1

1.3

Базовая форма «Книга». Сердечко с цветком

1

1.4

Базовая форма «Дверь». Письмо с сердечком

1

1.5

Базовая форма «Конверт». Галчонок

1

2

Базовая форма «Двойной треугольник»

13

1

12

2.1

Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». Мотылек

1

2.2

Бабочка

1

2.3

Паучок

1

2.4

Лебедь

1

2.5

Ракета

1

2.6

Нарцисс

1

2.7

Корзинка

1

2.8

Прыгающая лягушка

1

2.9

Летучая мышь

1

2.10

Бутоньерка

1

2.11

Тюльпан

1

2.12

Надувной заяц

1

2.13

Матрешка-неваляшка

3

Базовая форма «Двойной квадрат»

10

1

9

3.1

Знакомство с базовой формой «Двойной квадрат». Рыбка  

1

3.2

Яхта

1

3.3

Колокольчик

1

3.4

Курица-несушка

1

3.5

Коробка-звезда

1

3.6

Журавлик счастья

1

3.7

Корзинка

1

3.8

Вьюнок

1

3.9

Коробочка

1

3.10

Журавлик машущий крыльями

1

4

Сказки из бумаги

8

8

4.1

Сказка из листа

1

4.2

Царевна – лягушка

1

4.3

Колобок

1

4.4

Теремок

1

4.5

Репка

1

4.6

Заюшкина избушка

1

4.7

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

1

4.8

Сказка о рыбаке и золотой рыбке

1

Всего:

36

  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды


  1. Приложения

Правила пользования материалами и инструментами

  1. Ножницы передавать за сомкнутые лезвия.
  2. Пользоваться салфеткой при склеивании.
  3. Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку.
  4. Клей-карандаш закрутить, плотно закрыть крышкой..
  5. Сложить материалы и инструменты на место.
  6. Убрать рабочее место.

Общие правила при обучении технике оригами

  1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
  2. Заготовка должна иметь строго квадратную форму.
  3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
  4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
  5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми и т. д.
  7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
  8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
  9. После того как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Методические рекомендации

Путешествие в страну Ориландию

Первые шаги

        Прежде всего, важно научить ребят проглаживать линию сгиба. Обычно они пытаются делать это ладошкой или кулачком. Это неправильно. Нужно следить за тем, что бы при складывании изделий в технике оригами дети проглаживали линию сгиба пальцем.

        Предложите малышам поиграть в игру «Утюжок». Пусть они сожмут все пальцы в кулачок, а указательным проводят по столу, совершая движения «вперед – назад». Как только это движение у детей получится, – значит «утюжки-пальчики» стали «горячими». Теперь можно проглаживать бумагу.

        При работе с детьми дошкольного возраста, как правило, используют простейшие приемы складывания бумаги, такие как        : согнуть на себя(линия «долина») и согнуть от себя (линия «гора»). Для того, что бы объяснить их детям, проведите с ними шутливую «оригамскую» разминку. Пусть дети выполнят наклоны от себя и на себя и, буквально, на собственном теле почувствуют разницу между этими понятиями.

        Используя любовь детей к перевоплощениям, можно объяснить им, что такое линия «долина» и линия «гора». Предложите детям представить себе, что они превратились в маленьких букашек и оказались в сказочной стране. Им предстоит длинный путь. Возьмите большой бумажный квадрат, согните его пополам «долиной», поставьте на стол, придерживая руками за его боковые стороны. Вот дорога, по которой придется идти. Вокруг – высокие горы, и пройти можно только по одной дорожке (по линии «долина»). Пусть дети, быстро передвигая пальцами, «пробегут» по линии сгиба, почувствуют, что «дорожка» ровная, прямая. Затем отогните одну сторону квадрата «горой» к линии сгиба. И снова поставьте бумагу на стол, как и прежде, одну сторону квадрата придерживая рукой. На пути у наших букашек высокая гора. Пусть они заберутся на ее вершину, возможно, погуляют по ней и скатятся вниз.

Потом можно предложить детям повторить это путешествие на своих листочках и начертить на них фломастером, используя при этом условные знаки, принятые в оригами и обозначив линию «долина» – пунктиром, а линию «гора» – пунктиром с точками. Так дети сделают первый маленький шажок к черчению и чтению схем.

О чем поет бумага?

        Дети лучше усвоят основы оригами, если при этом их знакомить с качествами и свойствами бумаги. Например, этот разговор можно построить так: можно поговорить с детьми о том, чего они боятся. Выслушав их рассказы, спросить: «Чего (по их мнению) боится бумага?», а затем… Вместе с детьми вы можете не только трогать, гладить бумагу, но и мять ее, рвать, мочить, сгибать, наблюдая при этом за ее изменениями. Постарайтесь, что бы при этом у детей возникали игровые образы и впечатления от всего происходящего.

        Например, если рвать бумагу осторожно, внимательно прислушиваясь при этом к возникающим звукам, то можно услышать, как бумага поет. Заметьте: не плачет, не кричит, а поет.  Из полосок бумаги, которые у вас получатся после подобных опытов, можно сделать коллективную аппликацию – морские волны или небосвод. На эту работу позже можно будет приклеить «оригамные» поделки детей – кораблики или птичек.

        Очень важно, чтобы каждый ребенок мог обследовать разной фактуры и на собственном опыте убедиться, из какой же бумаги можно складывать фигурки в технике оригами.

        Как показывает практика, детям трудно ориентироваться на листе бумаги и усвоить разницу между некоторыми действиями и условными знаками, например, повернуть и перевернуть. Как помочь ребенку в овладении этими понятиями?        Вот как, например, можно использовать для этого книги. Их прямоугольная форма наиболее похожа на форму листа бумаги. Предложите детям взять в руки книжки, а затем поворачивать и переворачивать их в разные стороны. Хорошо, если при этом дети будут приговаривать: «Сейчас – перевернись, а сейчас – повернись». Все это действо может сопровождаться и волшебными словами. Например: «Крибле-крабле-бумс – повернись, крибле-крабле-бумс – перевернись!»

         Несколько добрых советов

        Какого размера должен быть предлагаемый детям для складывания квадрат бумаги? А каким должен быть квадрат в руках у педагога? Детям лучше предлагать бумагу размером 15 на 15 сантиметров, а воспитателю для объяснения лучше брать квадрат 20 на 20 сантиметров. Причем, если эта бумага будет с одной стороны цветной, а с другой белой, то во время вашего показа дети смогут ориентироваться не только на вашу словесную инструкцию, но и на цветовые сочетания вашего образца. По мере развития у детей навыков складывания, им можно предлагать выбирать размер бумаги самостоятельно, учитывая    

то обстоятельство, что чем меньше бумажный квадрат, тем сложнее ребенку выполнить фигурку.

        Детям важно одновременно видеть, что вы делаете и слышать ваши объяснения. Поэтому, многие педагоги советуют выполнять все действия, складывая на весу, на уровне глаз детей, и тут же разъяснять их. Но каждый вправе выбрать для себя наиболее результативный вариант объяснения детям.

        Дети быстрее освоят этапы складывания, если вы подготовите, и будете предлагать им пользоваться специальными картами помощи. Сделать их очень просто. Выполните основные этапы складывания фигурки из отдельных квадратиков, приклейте их на лист картона и пронумеруйте. Тогда дети смогут самостоятельно рассматривать последовательность действий и выполнять их в удобном для себя темпе. Такие карты можно разместить и в уголке самостоятельной деятельности детей вместе с заранее нарезанными квадратами  и цветными карандашами. Если ребенок захочет что-то сложить, он может воспользоваться этими материалами – взять схему, бумажный квадратик и сложить заинтересовавшую их фигурку.

        Со временем дети смогут научиться складывать по устной инструкции.

Не бойтесь терминов

        У некоторых педагогов, особенно на первых этапах работы, когда дети только знакомятся с оригами, осваивают приемы складывания и у них еще многое не получается, возникает желание объяснить детям более понятно. Так, возникает желание придумать такие слова и выражения, которые, по мнению педагога, более соответствуют особенностям детского восприятия, яснее и доступнее для детей, а значит, помогут им быстрее освоить новый прием, какую-либо форму или фигурку, поддержат интерес к оригами. Например, многие придумывают другие названия тем или иным базовым формам. Например, базовую форму «Воздушный змей» часто называют «Мороженое», а базовую форму «Треугольник» – «Горка» или «Крыша». В результате подобного педагогического «творчества» дети так и запоминают эти названия, а в дальнейшем с большим трудом запоминают правильные, общепринятые названия.

        Лучше всего объяснять детям так, как написано на подписях к чертежам изделий, в соответствии с общепринятыми в оригами названиями и терминами, что поможет ребенку в дальнейшем самостоятельно пользоваться книгами по оригами и складывать фигурки по схемам. Очень эффективен в работе и такой прием. Покажите ребенку чертежи какого-либо изделия или карту помощи с изображением этапов складывания без подписей и попросите объяснить, какие действия, на его взгляд, здесь обозначены. Это поможет детям лучше разбираться в условных знаках и схемах.

        Если у ребенка что-то не получается, подойдите к нему со своим квадратиком, встаньте позади и на своей работе покажите ему, как нужно сделать фигурку. Проговаривайте при этом свои действия.

        Подготовка педагога к занятию оригами заключается не только в сборе материалов, бумажных заготовок, написании конспекта. Он сам должен уметь складывать по памяти базовые формы, и фигурки, что бы без запинки объяснить детям последовательность действий, а в случае нестандартной ситуации суметь выйти из нее.

        При работе с бумагой ребенок может оказаться в ситуации неудачи. Порвалась бумага, не получилась фигурка, не успел выполнить задание вместе со всеми, – и ребенок расстроился, потерял интерес к делу, что называется, опустил руки, а то и расплакался. Нужно найти выход: успокоить, подбодрить, дать новый лист бумаги, не выбрасывать, казалось бы безнадежно испорченный разорванный квадрат, а сложить из него базовую форму или фигурку.

Все обязательно получится

        Продумывая для детей задание, важно помнить, что кто- то из них будет складывать быстрее, а кто-то – медленнее. Для тех, кто складывает быстрее, нужно продумать дополнительное задание, чтобы они были заняты и не успели соскучиться. А тем, кто складывает медленнее, нужно помогать. Возможно поначалу что-то сделать за ребенка. Со временем, став более умелым, приобретя навыки складывания из бумаги, дети сами будут помогать друг другу: объяснять, показывать, советовать, подсказывать. А первый опыт должен зародить в сердце ребенка интерес к оригами. Пусть ребенок не все сделает сам, в чем-то ошибется, но в конце занятия он, как и все дети группы, должен держать в руках законченную фигурку.

        С первых шагов знакомства с оригами надо вселить в каждого ребенка уверенность в то, что у него все получится. Дети должны верить, что всегда можно исправить допущенную ошибку. И это целиком зависит от позиции педагога. Если он будет акцентировать внимание детей на неудачах, то со временем это войдет в привычку не только у самого педагога, но и у детей. а если педагог будет радоваться успехам своих подопечных, помогать им, то соответствующая атмосфера возникнет и среди детей.

Петя не лучше Васи

        Не следует сравнивать работы детей и говорить, например, о том, что у Пети сегодня получилось лучше, чем у Васи. А уж тем более ругать детей: ты опять порвал бумагу, разлил клей, не так сложил фигурку. Ведь у каждого ребенка свои  психологические особенности. Старайтесь хвалить детей. хвалить за каждый, пусть маленький, но настоящий успех. Внимательно наблюдайте за детьми, подмечайте те изменения, которые в нем происходят, те успехи, которые они совершают сегодня. Ребенок не успел закончить изделие вместе со всеми, но сложил базовую форму ровнее, чем все остальные, и именно за это его и нужно похвалить.

        Как правило, при всем старании, детям не удается сложить фигурку идеально ровно. Поэтому часто педагог оказывается перед искушением собственноручно поправить работы детей. но кому станет лучше от того, что на выставке детских работ будут красоваться фигурки, выправленные руками педагога – детям, родителям, самому педагогу? Педагогу нужно быть готовым к тому, что не все у детей получится сразу, что изделия детей могут быть кривыми, неровными. Не следует стремиться к идеальным линиям, вмешиваться в работу детей при малейшем затруднении, систематически делать что-либо за того или иного ребенка, что бы не подорвать его веру в свои силы, чтобы у него не возникло ощущение, что за него все сделает педагог. рационально положить в основу работы с детьми принцип повторяемости – повторяемость форм, составляющих основу различных изделий, повторяемость этапов их складывания.

        Очень хорошо, если первые работы в технике оригами вы выполните коллективно, т. к. на панно или на картинах менее видны некоторые неровные работы. А после занятия попросите Васю сложить фигурку вместе с вами. Она уже будет ровнее. Приучайте ребенка к мысли, что переделать фигурку можно и нужно уметь исправлять ошибки, и в этом нет ничего страшного.

        На занятиях с использованием фигурок, выполненных в технике оригами, главное – научить детей творить, развивать фантазию и воображение. Пусть в группе одни освоили все базовые формы и умеют складывать по схеме или карте помощи, а другие только делают первые, неуверенные шаги на пути в волшебную страну складывание Ориландию, не важно!

        Научите их помогать друг другу на трудных сказочных дорогах, радоваться – дарить радость другим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Авторская программа по дополнительному образованию (обучение детей игре на свирели) "Свирелька"

Есть слово – и оно едино,                                 Россия. Этот звук – свирель.        ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ОРИГАМИ»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ«ОРИГАМИ»...

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей от 6 до 7 лет)

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»  (для детей от 6 до 7 лет)...

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по физическому развитию «Движение» (для детей от 5 до 6 лет)

Программа «Движение» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана как вспомогательная программа к программе «Радуга» Дороновой.Данная программа оформлена в соответствии с письмом Ми...