Развивающие игры Никитина
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_razvivayushchie_igry_nikitina.pptx | 408.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историческая справка Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1949 году начал научную и педагогическую работу в НИО Министерства трудовых резервов, затем – в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 году организовал группу педагогов, чтобы повторить опыт Макаренко. В том же году встретил свою будущую жену, Лену Алексеевну. На протяжении сорока лет (1958 – 1998 г.г.) их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей.
Методические советы Б.П. Никитина: р ебенку не навязывается никакой определенной программы обучения, он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности; ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх; освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно; перед ребенком ставятся задачи, которые постепенно усложняются; ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно; если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру; если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.
Развивающие игры В большинстве своем игры представлены в виде головоломок , направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка . «К сожалению современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, хотя каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым. Творческие умы пока в России большая редкость» Б.П. Никитин
Развивающие игры Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.; Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации; Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному; Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости); Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно .
Библиография: Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991. Никитина Л.А. Мама или детский сад. – М.: Просвещение, 1990. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. – М.: Молодая гвардия, 1979. Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989. Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. – М.: Физкультура и спорт, 1990. Б. П. Никитин, “Детство без болезней” С.- П. 1996. Л. А. Никитина, “Отчий дом”1982. “Я учусь быть мамой” 1983. “Исповедь” 1991.
Набор для конструирования состоит из 16 деревянных кубиков (длина ребер - 3 см) с 8 видами раскраски граней, а также двух тетрадей с заданиями. Способствует развитию пространственного мышления и логики. «Сложи узор»
Набор для конструирования состоит из 27 деревянных кубиков с красными, синими и желтыми гранями. К ним прилагается блокнот с заданиями, состоящий из 47 постепенно усложняющихся рисунков-образцов. Развивает: логику; целостное восприятие объекта; способность представлять трехмерные объекты. «Уникуб»
Набор составляют 20 квадратов разных цветов из плотного картона. Способствует развитию восприятия формы. Развивает: - Основы черчения; - Основные навыки геометрии; - Конструкторские навыки; - Ощущение форм; - Воображение; - Комбинирование. «Сложи квадрат»
В комплект входят 144 цветных деревянных блока, 1 зеркало, 2 квадратные карточки с расчерченными планами для фундамента строительной конструкции и 30 проектов-заданий. Развивает: восприятие формы; начальное умение читать чертеж предмета. «Основной набор»
«Гео» В набор входят 7 деревянных блоков различной конфигурации, составленных из 27 кубиков и раскрашенных в 7 основных цветов спектра. Способствует развитию способности представлять и строить трехмерные объекты.
«Кирпичики» В комплект входят 8 одинаковых деревянных брусков и блокнот с 48 заданиями. Можно моделировать различные виды объектов и строить архитектурные сооружения из восьми элементов. Способствует развитию и тренировке навыков составления и чтения чертежа предмета.
Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях.
Развитие мелкой моторики
Два деревянных круга с прорезями, представляющими собой серпантин, по которому движется шарик. В один комплект включены 6 различных вариантов лабиринта. Комплект для развития координации движений. «Шарик в лабиринте»
К мольберту (на магнитной основе) прилагаются 50 магнитных деталей пестрой окраски и разнообразной формы. Помогает: снять нервное напряжение, агрессивность, детские страхи, другие личностные проблемы детей. . Развиваются: воссоздающее воображение; устная речь; коммуникативные навыки. «Мольберт Пабло»
Основа развивающей игры - деревянная плата, в которой вырезаны контуры различных фигур. Участники (от 1 до 4 человек) выбирают фигурки из матерчатого мешочка и должны с закрытыми (завязанными) глазами найти на плате место для этой фигурки. Формируются и корригируются: тактильные ощущения, тактильная память; умение сравнивать наощупь и идентифицировать формы различных объектов. «Найди фигурке место »
Набор состоит из скрепленных между собой деревянных стоек и кубиков красного и синего цвета (длина ребра - 3 см). У каждого из двух игроков - кубики одного цвета. Игровая задача: поочередно делая ход, собрать линию из 4 одинаковых кубиков: по горизонтали, вертикали или диагонали в любом направлении. Повышается уровень распределения внимания. Развивается логическое мышление. «Крестики-нолики»
Ожидаемые результаты Для дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неиммитационные игры. Ожидаемый эффект – развитие и совершенствование общей и тонкой моторики, эмоциональной сферы, речи, коммуникативности , интеллекта детей, их творческого потенциала.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)
Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....
Консультация для воспитателей: «Интеллектуальные развивающие игры Никитина»
Игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способност...
Интеллектуальные развивающие игры Никитиных
презентация...
Развивающие игры Никитина
Небольшая консультация для родителей о развивающей технологии Б.П.Никитина. Будет полезна тем мамам и папам, которые хотят развить логическое и творческое мышление своих малышей....
Развивающие игры Никитина
Данное занятие поможет закрепить знание геометрических фигур;сформировать представление о соотношении целого и части, умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-дв...
Интеллектуальные развивающие игры Никитина.
Интелектуальные развивающие игры Никитина....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".
Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....