Кружок "Волшебные нити"
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Михайленко Екатерина Борисовна

Перспективное планирование кружка "Волшебные нити"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_niti.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 17  г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Кружок

«Волшебные нити»

                                                                                     

                                                                                                     

                                                                             

         

                                                                           Руководитель:

                                                                           Михайленко Е.Б.

                                             

                                                            г. Россошь

2017

Пояснительная записка.

        Важной составляющей воспитательной системы в детском саду является дополнительная образовательная работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Дополнительная образовательная деятельность стимулирует детей к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Данная программа кружка является частью комплексной системы работы детского сада по формированию у детей эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец.

        Программа «Волшебные нити» составлена с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  (под редакцией Веракса Н.Е). Направленность данной образовательной программы –  художественно-эстетическая.

        История развития прикладного искусства — это история талантливого русского народа и своеобразия окружающей среды. Меняемся мы, меняется природа, но красота, сделанных народными умельцами вещей, остается неизменной. Художественный вкус в сочетании с максимальными удобствами, многофункциональностью вещи — все это характерно для русских мастеров.

        Данная образовательная программа, представляет детям возможность обучаться  по следующим видам  декоративно-прикладного творчества:

  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с нитками и веревками;
  • работа с фланелеграфом;
  • ниткография.

        Содержание программы не ново. Такие виды прикладного творчества используются во многих программах (дошкольного и дополнительного образования).

        Но есть и новизна. Она состоит в следующем:

  • дает возможность знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества в определенной степени;
  • предлагает вариативный учебный план;
  • позволяет максимально разнообразить инструменты и материалы;
  • помогает ребенку в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, т. е. самоопределиться;
  • обеспечивает у дошкольников подготовку к трудовой деятельности, т. к. ребенок учится работать в коллективе, адаптируется в системе учебных занятий, а также развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и терпение.

          Цель программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей через ниткографию.

        

         Задачи программы:

Образовательные:

  • совершенствовать зрительное восприятие детей;
  • формировать плавность, ритмичность и точность движений;
  • обучать навыкам ниткографии;

        Развивающие:

  • развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук, глазомер;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • подготавливать руку ребенка к письму.

        Воспитательные:

  • воспитать трудолюбие — необходимое качество для каждого в будущей самостоятельной жизни;
  • воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию.

        Программа рассчитана на детей 3-4 лет в течение одного года обучения. Обучение занятия проводятся один раз в неделю.

Ниткография для детей 3-4 лет.

        Методы:

        Словесные методы обучения:

  • устное изложение;
  • беседа;
  • рассказ, лекция и др.

        Наглядные методы обучения:

  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  • показ (выполнение) воспитателем, демонстрация изделий;
  • наблюдение;
  • работа по образцу и др.

        Практические методы обучения:

  • выполнение работ по инструкционным картам, схемам;        
  • вокально-тренировочные упражнения;
  • лабораторные работы и др.

        Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

        Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

        Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

        Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

        Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

        Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

        Фронтальный – одновременная работа со всеми.

        Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

        Групповой – организация работы в группах.

        Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

        Формы  обучения:

В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, экскурсии и другие.

        Ожидаемые результаты.

        На занятиях дополнительно-образовательной деятельности  дети ознакомятся с понятием ниткография. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор воспитанников, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. В ходе работ ребята овладеют навыками ниткографии, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Список детей, посещающих кружок:

  1. Беланов  Григорий
  2. Герасименко  София
  3. Данченко  Карина
  4. Заиченко  Артем
  5. Коленко  Виктория
  6. Колесников Никита
  7. Курушина  Мария
  8. Моисеенко  Александра
  9. Сапелкин  Тимофей

10.Твердохлебова  Ника

Программное содержание формы совместной деятельности воспитателя                                                                                     с детьми (кружковая работа)

«Волшебные нити»

Программное  содержание

Формы организации детско-взрослой

(партнерской) деятельности

Познавательное развитие: формировать знания детей об окружающем мире и предметах, овладеть способами обращения с фланелеграфом, ориентировка на ограниченной плоскости (право, лево, вверх, вниз).

Речевое развитие:

Обогащение и активизация словарного запаса детей, помочь детям в правильном звукопроизношении, при использовании артикуляционных гимнастик.

Социально-коммуникативное развитие:

Расширять знания детей о сказках, о героях, учить обыгрывать разные сюжеты способом выкладывания из разноцветных нитей на фланелеграфе.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать умения и навыки в области выполнения творческих заданий с использованием разных техник и материалов (фланелеграф, нити, картон, клей).

Физическое развитие:

Развитие мелкой моторики рук, координацию движений, при использовании различных  пальчиковых игр, физминуток, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Методы и приемы, используемые в работе:

  Словесные: устное изложение, беседа,

рассказ, вопросы, составление коротких сказок и рассказов.

  Чтение: русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и журавль» и другие.

  Также используются загадки, потешки, стихотворения.

  Наглядные материалы: показ видеоматериалов, иллюстраций,  показ (выполнение) воспитателем, демонстрация изделий, наблюдение, работа по образцу.

Дидактические игры: «Кто скорее скатает  клубок», «Шнуровка», «Собери клубочки по цвету», «Определи на ощупь», «Время года», «Назови геометрическую фигуру», «Назови героя сказки», «Чей домик», «Сосчитай», «Дорисуй» (дополни элементы до фигуры, например: круг-палочки-солнце).

Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года», «Пришла весна!», «Назови насекомое», «Назови птиц».

 

Словесные игры: «Доскажи словечко», «Отгадай загадку», «Ответь на вопрос», «Слушай-запоминай».

Пальчиковые игры: «Апельсин», «Дом», «Трик, трак под мостом жил старый рак», «Рыбка», «Наши алые цветочки», «Моя семья», «Будем пальчики считать», «Мальчик-пальчик».

Физминутки: «Гномы строят новый дом», «Бабочка», «Буратино», «Зайка».

Дыхательная гимнастика: «Качели», «Насос», «Воздушный шар», «Сердитый ежик», «Гуси летят», «Жук», «Вырасти большой»,  «Часики», «Паровоз», «Подуй на одуванчик».

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Хоботок», «Горка», «Чистим зубы», «Вкусное варенье».

              Перспективное планирование кружка «Волшебные нити»

                              II младшей группы (1 год  обучения).

Тема

Оборудование

Цель

Методические приемы

1

Знакомство с нитями и веревочками

Разноцветные нитки и клубочки

Познакомить детей с нитками и их назначением

Орг. Момент: прикатился в группу  волшебный клубочек

Д/и «Кто скорее скатает  клубок»

Пальчиковая  игра.

2

«Волшебные ниточки»

Разноцветные нитки и клубочки

Познакомить детей с нитками и их назначением

Пальчиковая игра «Апельсин», Д/и «Шнуровка»

3

«Волшебные ниточки»

Разноцветные нитки и клубочки, шкатулка.

Закрепить знания детей о нитях и их назначения.

Орг.момент: волшебный сундучок

Д/и «Кто скорее скатает  клубок»

Пальчиковая  игра.

4

«Волшебная полянка»

Разноцветные нитки, клубочки, корзинки.

Закрепить цвета, развитие мелкой моторики рук.

Орг. Момент: путешествие на волшебную полянку.

д/и «Собери клубочки по цвету»

пальчиковая игра.

5

Ниткография.

Разноцветные нитки, листы бархатной бумаги.

Познакомить с ниткографией. Закрепить правила пользования материалами.

Знакомство с техникой Ниткография. Беседа по охране труда. Правила поведения, правила пользования материалами. Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге.

6

Фланелеграф.

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити.

Знакомство с фланелеграфом.

д/и «Определи на ощупь», выкладывание нитей на фланелеграф

7

Фланелеграф

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити.

Знакомство с фланелеграфом.

Пальчиковая игра «Дом»,

д/и «Определи на ощупь» выкладывание нитей на фланелеграф (геометрические фигуры)

8

«Волшебная сказка»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити.

Закрепить знания о фланелеграфе, развитие мелкой моторике рук.

Орг.момент: в гости пришел сказочный герой.

Выкладывание сказочных героев на фланелеграфе.

9

«Осень»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, картинки осени.

Закрепить знания о времени года осень.

Д/и «Время года», физминутка «Буратино» Занятие №12

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 24

10

«Загадки»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, предметные картинки.

Закрепить знания о геометрических фигурах.

Словесная игра «Отгадай загадку», Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик».    Занятие №7

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 16

11

«Утята»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити,

Картинки утят.

Закрепить знания о птицах, их строению и чем питаются.

Занятие №8

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 17 физминутка «Зайка»

12

«Где, чей дом?»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити,

альбомный лист и цветные карандаши.

Закрепить знания о жилище животных и насекомых, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №10

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 19

Пальчиковая игра «Дом».

физминутка «Гномы»

13

«Цветы»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити,

альбомный лист и цветные карандаши, картинки цветов.

Закрепить знания о цветах, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №15

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 30

Пальчиковая игра «Цветы».

Гимнастика для глаз.

14

«Митины подарки»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, предметные картинки.

Закрепить знания о геометрических фигурах.

Занятие №6

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 15

Пальчиковая игра «Моя семья».

15

«Зима»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки.

Закрепить знания о времени года зима.

Занятие №13

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 26

Пальчиковая игра.

Дыхательная гимнастика.

16

«Любимые сказки»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки из сказок.

Закрепить знания о сказках, главных героев, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №19

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 39

Пальчиковая игра «Снежки».

17

«Колобок»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки из сказки «Колобок».

Закрепить знания о сказке, главных героев, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №1

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 6

Пальчиковая игра. Дыхательная гимнастика.

18

«Курочка Ряба»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки из сказки «Курочка Ряба».

Закрепить знания о сказке, главных героев, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №2

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 9

Пальчиковая игра «Посчитаем пальчики».

19

«Пузырь, соломинка и лапоть»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки из сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Закрепить знания о сказке, главных героев, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №3

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 10

Пальчиковая игра. Дыхательная гимнастика.

20

«Лиса и журавль»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки из сказки «Лиса и журавль».

Закрепить знания о сказке, главных героев, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №4

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 12

Пальчиковая игра.

21

«Котик-рыболов»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки из сказки «Котик-рыболов».

Закрепить знания о сказке, главных героев, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №5

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 14

Пальчиковая игра. Дыхательная гимнастика.

22

«Король и грязь»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки из сказки «Король и грязь».

Закрепить знания о сказке, главных героев, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №9

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 18

Пальчиковая игра. Дыхательная гимнастика.

23

«Теремок»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки из сказки «Теремок».

Закрепить знания о сказке, главных героев, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №19

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 42-43

Пальчиковая игра.

25

«Кот, лиса и петух»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки из сказки «Кот, лиса и петух».

Закрепить знания о сказке, главных героев, развитие мелкой моторике рук.

Занятие №19

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 39

Пальчиковая игра. Дыхательная гимнастика.

26

«Весна»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки.

Закрепить знания о времени года весна.

Беседа о весне. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года», «Пришла весна!».

Занятие №14

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 28

Пальчиковая игра.

27

«Бабочки-красавицы»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити,

альбомный лист и цветные карандаши, картинки цветов.

Закрепить знания о бабочках, развитие мелкой моторике рук.

Лексическая тема «Насекомые». Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови насекомое». Выкладывание на фланелеграфе насекомых.

28

«Цыплята на лугу».

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки.

Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на фланелеграфе, изображать предмет из нескольких частей.

Рассматривание иллюстраций с цыплятами. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови птиц». Выкладывание на фланелеграфе цыплятами.

29

«Веселый счет»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити.

Закрепить знания в счете до 5, развитие мелкой моторики рук.

Занятие №17

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 34

Пальчиковая игра «Посчитаем пальчики». Дыхательная гимнастика.

30

«Лето»

Большой и маленький фланелеграф, цветные нити, сюжетные картинки.

Закрепить знания о времени года лето.

Беседа о лете. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года».

Занятие №11

О. А. Новиковская

Ниткография.

Стр. 21

Пальчиковая игра.

31

Оформление выставки. Оформление детских работ за период обучения.

     Список  литературы

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.
  2. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  3. Новикова И.В. «Обучение вышивке в детском саду».
  4. Куцакова Л.В. «Занятия с дошкольниками по конструированию и художественному труду». – М.: Совершенство, 1999 г.
  5.  Новиковская О. А.   «Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи». – СПб.: Паритет, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проект "Связующая нить"

Воспитание патриотизма у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны....

Тренинг для педагогов ДОУ "Нити счастья"

Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам....

ВЫСТАВКА русского народного декоративно-прикладного искусства "Времён связующая нить"

Цель: Познакомить детей с историей русского народного художественного промысла. Вызвать у детей интерес в целом к русской народной культуре, любовь к Родине и гордость за родную страну.Ос...

Картотека игр для родительских собраний "Связующая нить"

В картотеке предложены игры, которые педагоги могут использовать при организации активных форм работы с родителями (клубы, практикумы. роди...

педагогический проект "Живая нить памяти"

проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

педагогический проект "Живая нить памяти"

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...

"Чудо нить"

Сценарий НОД по познавательно - речевому развитию с детьми 4-5 лет...