«Конструирование - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Душухина Марина Алексеевна

Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются основы волевого поведения и таким образом занятия конструированием способствуют развитию личностной готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie_-_kopiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах его жизнедеятельности. Они порождают необходимость воспитания новой личности, духовно и интеллектуально развитой.

 Проблема творчества является одной из тех, которые возникают при использовании самых различных сфер человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, политической, хозяйственной и других, там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Способность к творчеству присуща только человеку. Оно предполагает наличие субъекта-творца деятельности, который стремится самостоятельно, создать нечто новое, оригинальное

Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество, как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л. А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.)

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях и т.д.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желание сделать что-то новое, что до тебя никем не было сделано. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед к лучшему, прогрессу, совершенству, и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

  1. Развитие воображения.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются основы волевого поведения и таким образом занятия конструированием способствуют развитию личностной готовности к школе.

Выделяются два типа конструирования: техническое – это конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков и художественный тип конструирования, к которому относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

ФГОС подчёркивают необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

  • вариативности и разнообразия содержания образовательных программ
  • единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка
  • учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).
         Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.
        У детей второго года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
        Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
        Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слова для обозначения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.

Основной формой обучения детей конструированию является организованная образовательная деятельность, в которой применяются различные методы и приемы работы: показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, создание проблемных ситуаций, требующих нахождения самостоятельного решения. Обязательно надо учить обыгрывать созданные постройки – это способствует повышению интереса ребят к конструированию.

Детей надо учить рассматривать образец. Взрослый продумывает вопросы для рассматривания с целью выделения существенных особенностей постройки в определенной последовательности. Необходимо сформировать у детей обобщенные способы обследования предмета.

Для начала рекомендуется предложить детям несложные постройки по показу: башня – два-три кубика, поставленные друг на друга, машина из кирпичика и кубика. Дети усваивают несложные действия, последовательность выполнения постройки, запоминают ее название, учатся видеть и узнавать детали, из которых она сделана. Когда дети будут справляться с такими задачами, следует увеличить количество кубиков до трех-четырех. Если дети, сооружая башню, укладывают кубики друг на друга по образцу или самостоятельно, следует переходить к созданию другой постройки тоже по показу взрослого. Это конструкции, выполненные из кубиков и кирпичиков, кубиков и призмы (машина, мебель, лесенка, горка). Когда дети научатся это строить, можно предложить сделать стул и стол, кроватку и стул.

Убедившись в том, что дети усвоили приемы конструирования, с помощью которых строили мебель, взрослый показывает новые – объединение деталей с помощью перекрытия. Делать перекрытия, хотя и очень несложные, детям трудно, так как при этом требуются более точные движения и определенный уровень развития глазомера. Поэтому дети не могут сразу достичь хороших результатов. В дальнейшем постройки, у которых нужно делать перекрытие, замыкать пространство, усложняются: дети делают их из большего количества деталей, сочетают расположение их по вертикали и горизонтали. К таким постройкам относится домик куклы. Кроме этого, можно построить домик для животных.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование как средство умственного развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются актуальные вопросы дошкольного образования по развитию умственных способностей. Представлен опыт работы по проектной деятельности в ДОУ....

«Lego - конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста».

Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок ...

Итоговое родительское собрание "Лего- конструирование - как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Итоговое родительское собрание "Лего- конструирование - как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Lego-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний пред...

Семинар-практикум для педагогов «Lego-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным. Одним из таких средств является конструктор Lego, незаменимый для развития позна...

Сценарий совместного мероприятия «Устный педагогический журнал для родителей (законных представителей) по теме «Развиваемся, играя. Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»»

Сценарий совместного мероприятия«Устный педагогический журналдля родителей (законных представителей) по теме«Развиваемся, играя. Lego-конструирование – как средство разносторонн...