Консультация «Конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?»
консультация по конструированию, ручному труду на тему
Данная консультация поможет родителям правильно подобрать для своих малышей разные виды конструкторов в зависимости от возраста и интересов детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_utinoy_o_konstruirovanii-na_sayt.docx | 326.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №35
Консультация
для родителей
«Конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?»
Составила: старший воспитатель Утина Н.П.
г. Саров, 2018г.
Если приглядеться внимательнее к играющим детям – можно увидеть, что их игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у детей нет конструктора, они создают игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, ткани, а также разнообразного природного материала. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность? Давайте разберемся…
В процессе конструирования у ребенка развиваются все психические процессы:
- пространственное мышление («право», «лево», «выше», «ниже» и др.) и конструктивные способности ребенка (как надо создать тот или иной объект);
- образное мышление (создавая конструкцию, ребенок ориентируется на некоторый образ того, что получится);
- речь (название деталей строителя, планирование действий, описание расположения деталей в постройке);
- мышление (анализ, синтез);
- внимание, усидчивость, организованность, самостоятельность (умение доводить начатое до конца, планировать свою деятельность);
- мелкая моторика, глазомер;
- фантазия, воображение.
Игры с конструктором полезны как мальчикам, так и девочкам, как маленьким детишкам, так и школьникам.
Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).
К 3 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.
Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.
Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.
Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.
К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни, маяки).
После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.
Но как не ошибиться, выбирая конструктор? На какие параметры ориентироваться и на что обращать внимание? Рассмотрим по порядку.
Критерии, по которым нужно оценивать изделие:
- Безопасность – отсутствие острых углов, сколов, вредных материалов.
- Качество красителей – фигурки не должны пачкать руки, а палитра должна быть гармоничной.
- Функционал – чем он шире, тем дольше игрушка интересна. В идеале в наборе должны быть детали не только для сбора заданной конструкции, но и для создания авторских фигур, которые подсказывает фантазия – так ребенок будет заинтересован дольше.
- Количество юнитов. Здесь работает правило: старше дитя - больше деталей.
- Легкость хода элементов – они должны крепиться прочно, но легко, без необходимости сильного давления.
- Проверенный производитель. Ориентируйтесь на наличие сертификатов и известный бренд.
- Нейтральный запах, спокойные цвета – признак качественного изделия, которое понравится вашему ребенку и не причинит ему вреда.
Подбираем конструктор под индивидуальность малыша:
- возраст;
- пол;
- предпочтения и интересы.
Возраст
Возрастной критерий – один из самых главных. Основной принцип здесь: чем старше ребенок, тем мельче части игрушки-конструктора могут быть и тем большее их количество целесообразно. Для самых маленьких достаточно 10-15 элементов.
0-2 года
Если ваш ребенок – совсем еще малютка, выбирайте наборы из пластичных материалов, в яркой, но не кислотной палитре, простых геометрических форм и с деталями покрупнее, от 5 см в диаметре. Количество элементов: от 6 до 10 будет достаточно. Подойдут мягкие, деревянные и пластмассовые изделия и мозаики.
3-4 года
Для детей этого возраста можно покупать конструкторы посложнее: гибкие, игольчатые, с пазами, магнитами и блоками – они начинают интересоваться разнообразием. Подойдут вариации со светящимися, подвижными элементами, присосками и щетинками, стимулирующими пальчики и ладони.
5-6 лет
Дошкольники еще интересуются простыми геометрическими формами, но в настоящий восторг приходят от тематических игрушек. Им уже хочется по-настоящему творить – можно покупать сеты «на вырост», с 30-40 мелкими элементами и нестандартными крепежами. Разбавьте игровой ассортимент сына или дочери новыми металлическими или электронными вариантами со звуковыми сенсорами, липучими и светящимися модулями в стиле радиоуправляемого вездехода «Лидер» от компании «Знаток».
7-8 лет
Большим спросом, в этом возрасте у детей пользуются темы кораблестроения, технических приспособлений и космоса. Побалуйте юных изобретателей подвижными механизмами наподобие «Театра» от «Ugears» или подарите путешествие в будущее с концептом «Автомобиль будущего» от «Gigo».
Пол и предпочтения
Техника, роботы, военные базы, самолеты и машинки – выбрав одну из этих тем, не ошибетесь, подбирая подарок для мальчика. Девочкам лучше приобретать варианты с человеческими фигурками, темой мультфильмов, замками, подводными обитателями.
Виды конструкторов:
- кубики
Самый простой детский конструктор – мягкие или твердые кубики, предназначен для малышей до 1 года. Маленькому ребенку важно знакомиться с предметами, цветом и формой, щупать их и пробовать на вкус.
Когда будете выбирать кубики для своего ребенка, не забудьте обратить внимание на материал (они могут быть из дерева, пластмассы или тканевые), размер (совсем маленькие неудобны для малышей, а большие неинтересны детям постарше) и качество материала (сильно яркие цвета могут говорить об их плохом качестве). Кроме того, на кубиках могут быть нанесены рисунки или буквы, что добавляет возможностей по-разному поиграть с ними маме и ребенку.
- фигурки-вкладыши
Их изготавливают из самых разнообразных материалов и разных уровней сложности: самые простые, например, собрать зайчиков по росту и более сложный вариант, где собирается общая картинка из геометрических фигур-вкладышей. Детские конструкторы-вкладыши очень полезны для развития пространственного воображения, так как для сборки таких конструкторов ребенок должен уметь представить, как будет выглядеть картинка целиком, что и способствует развитию малыша.
- строительный набор
Это пластмассовый или деревянный конструктор, который представляет собой набор кубиков, конусов и строительных блоков. Это хорошо знакомый всем взрослым вариант еще из их детства. Он развивает воображение, моторику и абстрактное мышление.
- Металлические конструкторы
Металлические конструкторы можно смело отнести к классике. При выборе металлического конструктора экономить не стоит. В дешевых наборах детали выполнены из такого тонкого металла, что собрать его по схеме ребенок не сможет. Поэтому во избежание огорчения и лишних трат лучше не экономить.
- Тематические наборы
Из них можно построить дом, автомобиль, зоопарк, робота, космических пришельцев и многое другое. Такие игрушки позволяют проигрывать различные ситуации, развивают фантазию и воображение.
Для самых маленьких покупателей предназначена серия «Лего Дупло». Большим плюсом ее являются крупные яркие детали, интересные сюжеты, которые делают привлекательным «Лего Дупло» для малышей от 2 лет. Среди конструкторов для детей есть отдельная игра-конструктор для мальчиков или для девочек, но в основном они универсален. Можно купить не только тематические, но и универсальные наборы «Дупло».
- Мозаика
Собирание мозаики очень важно для развития воображения и творческого мышления, а также психического развития ребенка в целом.
- блочный конструктор
Это популярный бренд «Lego» Из такого конструктора можно собрать большое количество самых разнообразных предметов: начиная от домика и заканчивая роботом-трансформером.
Такие наборы делают из пластика. Этот простой конструктор будет развивать моторику и мышление малыша. Чем старше малыш, тем сложнее конструктор. Сложные наборы содержат уйму мелких деталей и способны подарить долгие часы увлекательного досуга не только ребенку, но и старшим членам семьи.
Блочные конструкторы бывают разными и рассчитаны на любой возраст. Собирать их может как годовалый карапуз, так и более «продвинутый» строитель. Для пользователей помладше крепления блоков самые простые, а детали наборов для детей постарше скрепляются жестче.
Чаще всего в набор блочного конструктора кроме блоков входят разные минифигурки животных, людей, машинки. Такие игрушки бывают универсальными, то есть из них можно соорудить все, на что хватит фантазии ребенка, и тематическими.
- Конструкторы с болтовым соединением
Ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возраста по душе придется конструктор с болтовыми соединениями. Такие игрушки выпускают как из металла, так и из пластика. Эти наборы позволяют развить инженерную смекалку, построить множество интересных моделей.
- Магнитные
Магнитные конструкторы сегодня очень популярны. Самые известные производители — «Магнетик», «Смартмакс», «Магформерс». Это увлекательная игрушка, но при ее приобретении с целью безопасности предпочтение надо отдавать проверенным, пусть даже более дорогим, производителям. Перед покупкой следует убедиться наличии сертификатов.
«Магформерс» подойдет детям от 2 лет. Есть серии универсальные или предназначенные только для мальчиков или девочек. Можно отметить высокое качество исполнения этой игрушки – магниты встроены так крепко, что малыш не сможет их достать.
Совет напоследок:
Конструкторы для детей не устаревают, постоянно совершенствуются и всегда соответствуют требованиям времени. Их множество: простых и сложных, рассчитанных на разный возраст, пол ребенка, интересы и предпочтения.
Учите малыша познавать мир от элементарного к сложному. Вначале покажите, что делать с набором и к чему это приведет, и отпускайте чадо творить самостоятельно. Помогайте и направляйте, но не делайте все за него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения «А полезные продукты – это овощи и фрукты!» Сценарий развлечения «А полезные продукты – это овощи и фрукты!»
Сценарий развлечения«А полезные продукты – это овощи и фрукты!»...
Сортер - полезная развивающая игрушка для детей.
Данный материал рекомендован воспитателям и родителям детей младшей группы....
«Конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?»
laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Крупская Н. К....
Конспект занятия по конструированию в старшей группе "Полезные овощи"
Цель занятия: учить детей изготовлению поделок из бумаги в технике оригами.Задачи:1. Образовательная: закрепление понятия огород. Расширить знания детей об овощах (...
Полезные, развивающие игры дома.
Игра на развитие внимания«Будь внимателен!» (для детей 4-5 лет)Дети шагают под весёлую музыкуНа слово «Зайчики», произнесенное взрослым, дети начинают прыгать....
Консультация для родителей: "Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?"
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собств...
«Конструирование – пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?»
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор - это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо - с одной стороны ребёнок увлечен интересн...