Тематическое планирование по конструированию
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Чернова Евгения Валентиновна
Термин «конструирование» (от латинского слова CONSTRUERE) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующую его функциональному назначению. По своему характеру конструирование более сходно изобразительной деятельностью и игрой. Постройки и поделки служат для практического использования (для игры и украшения группы, комнаты, для подарка близким, поэтому должен соответствовать своему назначению. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет творческий характер. Целью обучения является не только овладение элементарными навыками ручного труда, но и развитие умственного и эстетического воспитания ребенка, развитие его творческих, технических способностей. Задачи: 1. Сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать. 2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание. 3. Развивать художественно-творческие способности детей. 4. Развитие эстетического восприятия художественного вкуса. 5. Развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек, панно-картин. 6. Учить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала. 7. Учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов. 8. Продолжать развивать интерес к конструированию из объемных форм, способности детей к анализу и синтезу, способности комбинированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_konstruirovanie.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬ.

(Старшая группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

«Азбука оригами».

П/С: Познакомить детей с основными приёмами сгиба листа.

  • Сложить квадрат по диагонали.
  • Сложить квадрат пополам.
  • Найти центр квадрата, складывая его по диагонали.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 22.

2.

«Азбука оригами».

П/С: Познакомить детей с основными приёмами сгиба листа.

  • Найти центр квадрата, складывая его пополам.
  • Загнуть край листа к середине (середину определите путём сгибания пополам).

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 23.

3.

«Азбука оригами».

П/С: Познакомить детей с основными приёмами сгиба листа.

  • Загнуть углы квадрата к середине (середину определите  путём сгибания квадрата по диагонали).
  • Загнуть углы квадрата к центру (центр определите путём сгибания квадрата пополам от разных сторон.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 23, 24.

4.

Тема: «Грибы»

«Гриб».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовой формы «треугольник» и «книжка».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 35.

СЕНТЯБРЬ.

(Подготовительная группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

«Азбука оригами».

П/С: Продолжать знакомить детей с основными приёмами сгиба листа.

  • Базовая форма «Треугольник».
  • Б.ф. «Дверь»
  • Б.ф. «Воздушный змей».
  • Б.ф. «Конверт».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 24.

2.

«Азбука оригами».

П/С: Продолжать знакомить детей с основными приёмами сгиба листа.

  • Базовая ф. «Двойной треугольник».
  • Б.ф. «Двойной квадрат».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 24.

3.

«Азбука оригами».

П/С: Продолжать знакомить детей с основными приёмами сгиба листа.

  • Базовая форма «Рыба».
  • Б. ф. «Катамаран».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 24.

4.

Тема: «Грибы»

«Корзинка».

П/С: Продолжать учить складывать поделку на основе базовой формы «двойной треугольник».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 106.

ОКТЯБРЬ.

(Старшая и  Подготовительная группы).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Тема: «Овощи»

Работа с картоном.

«Морковка»

П/С: закреплять умение складывать картон конусом и на основе этого делать предметы (морковку).

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-161

2.

Тема: «Фрукты»

Работа с конструктором

(тип: лего...)

«Тележка (тачка)»

П/С: Детям предлагается из деталей конструктора сделать предмет, придумать как прикрепить колёса, спинки, бортики. Опробовать свои тележки в перевозке игрушечных фруктов.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-98

3.

Тема: «Ягоды»

Работа с картоном.

«Коврик»

П/С: Учить плести коврик из бумаги. Основу для коврика делать методом сложения пополам. Учить аккуратно вставлять полоски в основу.  Учить проявлять творчество в украшении коврика  (разными ягодами)

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-101

4.

Тема: «Осень. Деревья»

Оригами (старшая группа)

«Ёлка».

П/С: Учить чётко проглаживать бумагу по линии сгиба.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 32.

Оригами (подготовительная группа)

«Ёлка».

П/С: Учить детей упражняться в

б. ф. «двойной треугольник». Применять игрушки в свободных играх детей.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 87.

НОЯБРЬ.

(Старшая группа).

НЕДЕЛЯ.

 ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1, 2.

Тема:

«Дикие животные»

Оригами

«Зайчик».

П/С: Продолжать учить выполнять поделки на основе базовой формы «треугольник», делать надрез как показано на рисунке.

На второй неделе дети выполняют туже поделку, но меньшего размера (детёныш)

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 48.

3.

Тема:

 «Перелётные птицы»

Оригами

«Птица».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовой формы «стрела или воздушный змей», делать надрезы как показано на схеме.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 75.

4.

Тема:

«Зимующие птицы»

Оригами

«Синица»

П/С: Учить чётко проглаживать бумагу по линии сгиба, наносить на форму контур хвоста синицы и выстригать по нему.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 62.

НОЯБРЬ

(Подготовительная группа)

НЕДЕЛЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1, 2.

Тема:

«Дикие животные»

Оригами

«Лиса»

П/С: Продолжать учить выполнять поделки на основе базовой формы «треугольник».

На второй неделе дети выполняют туже поделку, но меньшего размера (детёныш)

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

3.

Тема:

 «Перелётные птицы»

Оригами

«Лебедь».

П/С: Учить детей наносить на форму контур шеи и крыла  лебедя и выстригать по нему.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 93.

4.

Тема:

 «Зимующие птицы»

Оригами

«Ворона».

П/С: Продолжать учить складывать поделку на основе б. формы «стрела», делать надрезы как показано на схеме, офор. поделку (наклеивать глаза, нос).

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 82.

ДЕКАБРЬ.

(Старшая группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Тема: «Домашние животные»

Оригами

«Мордочка щенка».

П/С: Продолжать учить выполнять поделки на основе базовой формы «треугольник».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 45.

2.

Тема: «домашние животные и птицы и их детёныши»

Оригами

«Курочка с цыплятами».

П/С: Продолжать учить складывать поделку на основе б. формы «стрела», украшать поделку аппликацией.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 73.

3.

Тема:

«Зима.

Зимняя одежда»

Оригами

 «Снежинка».

П/С: Учить детей накладывать угол на угол, сторону на сторону. Применять игрушки в свободных играх детей.

4.

Тема:

«Зимние забавы. Новый год»

Работа с картоном и бумагой.

«Ёлочные игрушки»

П/С: Учить мастерить из бумаги  сложенной вдвое ёлочные украшения. Игрушки  изготавливаются  по шаблонам. Учить делать надрезы в нужных местах, чтобы получился объёмный предмет.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-70

Рис (8,9)

ДЕКАБРЬ.

(Подготовительная группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Тема: «Домашние животные»

Оригами

«Котёнок».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовая форма «стрела» и «треугольник».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 45.

2.

Тема:

«Домашние животные и птицы и их детёныши»

Оригами

 «Петушок».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовой формы «конверт».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 119.

3.

Тема:

 «Зима.

Зимняя одежда»

Оригами

 «Снежинка»

П/С: Учить вырезать снежинки разных форм и применять игрушки в свободных играх.

4.

Тема:

«Зимние забавы. Новый год»

Работа с картоном

«Волшебный сундучок для  новогодних игрушек»

П/С: Учить делать сундучок из картона , различать по схеме какие линии нужно согнуть, а какие надрезать, чтобы получилось изделие.  

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-101

Рис(14)

ЯНВАРЬ.

(Старшая группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

   2.

Тема: «Человек. Части тела»  

Работа с бросовым материалом

«Человечек»

(из ниток и соломы)

П/С: учить работать с природным, бросовым материалом, учить выполнять определённую последовательность, чтобы получился человечек. Приучать работать слаженно, помогать друг другу.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-160

Рис(12)

3.

Тема: «Транспорт»

Оригами

«Самолёт».

П/С: Учить детей накладывать угол на угол, сторону на сторону. Применять игрушки в свободных играх детей.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 43.

4.

Тема: «Правила дорожного движения»

Работа со строителем

«Грузовойавтомобиль»

П/С: Учить находить отличия грузового транспорта от пассажирского, познакомить с разными видами грузового транспорта, разобрать схемы постройки, учить заменять не достающие детали. Повторить правила дорожного движения (сигнал светофора, переход по «зебре»)

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-64

ЯНВАРЬ.

(Подготовительная группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

   2.

Тема: «Человек. Части тела»

Работа с бросовым материалом

«Человечек»

(из ниток и соломы)

П/С: учить работать с природным, бросовым материалом, учить выполнять определённую последовательность, чтобы получился человечек. Приучать работать слаженно, помогать друг другу.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-160

Рис(12)

3.

Тема: «Транспорт»

Оригами

«Кораблик».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовой формы «треугольник», украшать поделку аппликацией и использовать в играх с водой.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 51.

4.

Тема: «Правила дорожного движения»

Работа со строителем

«Городской транспорт»

П/С: учить коллективно построить городской транспорт (пассажирский, грузовой). Закрепить правила дорожного движения

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-96

ФЕВРАЛЬ.

(Старшая группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Тема: «Материалы и инструменты»

Работа с бросовым материалом, бумагой, конструктором.

Конструирование по замыслу

П/С: развивать у детей умение самостоятельно выбирать тему и материал для постройки.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-66

2.

Тема: «Профессии. Строительство»

Работа со строителем

«Разнообразные мосты»

П/С: учить строить мост. Детям предлагается разнообразить постройку по разным условиям. Выделять этапы создания конструкции, устанавливать зависимость (чем круче спуск, тем быстрее съезжает машина…)

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-65-66

3.

Тема: «Защитники Отечества»

Работа с картоном

«Звезда».

П/С: Учить детей накладывать угол на угол, сторону на сторону. Применять игрушки в свободных играх детей

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка

4.

Тема:

«Весна»

Оригами

«Цветы»

П/С: закреплять, уточнять приёмы складывания бумаги  в 3,4,6 раз и вырезания лепестков разнообразной формы.

        

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка

ФЕВРАЛЬ.

(Подготовительная группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Тема: «Материалы и инструменты»

Работа с бросовым материалом, бумагой, конструктором.

Конструирование по замыслу

П/С: развивать у детей умение самостоятельно выбирать тему и материал для постройки.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-66

2.

Тема: «Профессии. Строительство»

Работа со строителем

«Здания»

П/С: Учить детей строить здания разного назначения, заострять внимание на том, какие здания предназначены для жилья, магазинов, стадионов, школ, пожарной части. Учить работать творчески (придумывать свои украшения к зданиям, свою архитектуру построения)

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-95

3.

Тема: «Защитники Отечества»

Оригами

«Военный  корабль».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовой формы «конверт», украшать поделку аппликацией и использовать в играх с водой.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 116.

    4.

Тема:

«Весна»

Оригами

«Цветы»

П/С: закреплять, уточнять приёмы складывания бумаги  в 3,4,6 раз и вырезания лепестков разнообразной формы.

        

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка

МАРТ.

(Старшая группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Тема:

«Мамин день. Семья»

Оригами

«Тюльпан».

П/С: Учить детей упражняться в б. ф. «двойной треугольник». Применять игрушки как сувениры для мам.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 187.

2.

Тема:

 «Первые цветы»

Оригами

«Нарциссы »

П/С: закреплять, уточнять приёмы складывания бумаги  в 3 раз и вырезания лепестков овальной  формы.

        

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка

3.

Тема: «Электроприборы. Ателье»

Работа с тканью

Пришивание пуговиц и петелек к поясу.

П/С: Учить пришивать пуговицы к коврику , который нужен для коллективных закаливающих упражнений. Разъяснить правила безопасности работы с иголкой и ножницами.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-105

4.

Тема:

«Весна в природе»

«Головастик».

П/С: Учить детей работать по схеме, оформлять поделку (наклеивать глаза, рот нос).

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 110.

МАРТ.

(Подготовительная группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Тема:

«Мамин день. Семья»

Оригами

«Тюльпан».

П/С: Учить детей упражняться в б. ф. «двойной треугольник». Применять игрушки как сувениры для мам.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 187.

2.

Тема:

 «Первые цветы»

Оригами

«Нарциссы »

П/С: закреплять, уточнять приёмы складывания бумаги  в 3 раз и вырезания лепестков овальной  формы.

        

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка

3.

Тема: «Электроприборы. Ателье»

Работа с тканью

Пришивание пуговиц и петелек к поясу.

П/С: Учить пришивать пуговицы к коврику , который нужен для коллективных закаливающих упражнений. Разъяснить правила безопасности работы с иголкой и ножницами.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-105

4.

Тема:

«Весна в природе»

Оригами

«Лягушонок с бабочкой».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовой формы «конверт», украшать поделку аппликацией.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 123.

АПРЕЛЬ.

(Старшая группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Тема:

«Труд людей весной»

Оригами

«Лошадка».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовой формы «стрела или воздушный змей», делать надрезы как показано на схеме.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 137.

2.

Тема:

«Космос»

Работа с конструктором

(тип: лего...)

«Космолёт»

П/С: учить строить космолёт используя чертежи-рисунки. В процессе анализа детям предлагается определять тип космолёта (военный, грузовой, пассажирский…), выделить его основные части.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-67

Рис.стр(236)

3.

Тема: «Насекомые»

Оригами

«Бабочка».

П/С: Учить детей накладывать угол на угол, сторону на сторону.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 38.

4.

Тема:

«Посуда. Продукты питания»

Оригами

«Стаканчик».

П/С: Продолжать учить выполнять поделки на основе базовой формы «треугольник».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 55.

АПРЕЛЬ.

(Подготовительная группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Тема:

«Труд людей весной»

Оригами

«Лошадка».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовой формы «стрела или воздушный змей», делать надрезы как показано на схеме.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 137.

2.

Тема:

«Космос»

Работа с конструктором

(тип: лего...)

«Космическая станция»

П/С: учить строить космическую станцию используя чертежи-рисунки.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-127

3.

Тема: «Насекомые»

Оригами

«Жук».

П/С: Продолжать учить складывать поделку на основе базовой формы «двойной треугольник».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 113.

4.

Тема:

«Посуда. Продукты питания»

Оригами

«Стаканчик».

П/С: Продолжать учить выполнять поделки на основе базовой формы «треугольник».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 55.

МАЙ.

(Старшая группа).

НЕДЕЛЯ.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

2.

Тема:

«Животные жарких стран»

Оригами

«Слон».

П/С: Учить складывать поделку на основе базовой формы «стрела или воздушный змей».

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 126.

3.

Тема:

«Город. Адрес»

Работа со строителем

«Улица»

(коллективная постройка)

П/С: учить строить улицу города,    совместно планировать распределение конструкций на плоскости стола, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, использовать в процессе строительства свои знания.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-67

МАЙ.

(Подготовительная группа).

НЕДЕЛЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

2.

Тема:

«Животные жарких стран»

Оригами

«Кенгуру».

П/С: Продолжать учить складывать поделку на основе б. формы «стрела», делать надрезы как показано на схеме.

Т.И.Тарабарина.

Оригами и развитие ребёнка.

Стр. – 168.

3.

Тема:

«Город. Адрес»

Работа со строителем

«Микрорайон города»

(коллективная постройка)

П/С: Научить детей создавать комплексные постройки, совместно планировать распределение конструкций на плоскости стола, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, искать рациональные решения, использовать в процессе строительства свои знания, конструкторский опыт.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд.

Стр-128