Конспект "Куклы из бабушкиного сундучка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
НОД для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_integrirovannoe_zanyatie_s_detmi_6-7_let.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
для детей 6-7 лет
«Куклы из бабушкина сундучка»
Изготовление куклы «Кувадки»
Составитель: воспитатель
Баянова Наталья Витальевна
Лобва
2016
Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка»
Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с историей и видами народных кукол.
-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, продуктивной.
-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, лента, видеть их красоту.
-Закрепить знания детей о куклах-оберегах.
-Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле.
-Изготовить традиционную народную куклу-оберег.
-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).
Развивающие:
-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.
-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, продуктивную деятельность.
Воспитательные:
-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «Идем по кругу, по кругу...»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.
Предварительная работа:
Беседа «История возникновения народных кукол»
Чтение сказки «Василиса Премудрая», «Крупеничка», «Десятиручка».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в мои мастерские. Проходите, присаживайтесь.
воспитатель: Посидим рядком поговорим ладком.
Воспитатель: Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: 1 слайд: Россия.
Воспитатель: «А вы знаете, как с любовью называли нашу Родину в старину.
Дети: матушка Россия, родная сторонушка, родина мать Русь великая, земля кормилица, гордая Россия.
Воспитатель: «Наша Родина – матушка Россия» так с любовью называли её наши предки.
Воспитатель: - Ребята, вы хотите увидеть, как жили в старину на Руси? Наши предки»
Дети: (Да, хотим).
Воспитатель: 2 слайд. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
-«Катись, катись яблочко по блюдечку, Покажи нам Русь-матушку».
3 слайд Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети сидят на стульях вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:
4 слайд «Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избами, колодцами».
Слайды: Столетиями жители этих деревушек работали в поле, пахали, сеяли, собирали урожай.
- Ловили рыбу, пасли домашний скот, собирали в лесу грибы и ягоды.
- Пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости.
- И люди создавали красоту и радость своими руками!
- Серые фасады домов расписывали узором, украшали избу деревянной резьбой.
- Вытачивали из дерева посуду.
- Девицы пряли пряжу.
- Вышивали на полотенцах и, конечно же.
- Мастерили своими руками кукол, издавна на Руси в избах собирались семьями, и старшие учили младших делать тряпичную куклу. Вкладывая в них частичку своего тепла, души. Кукол любили, берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».
Воспитатель: Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.
Звучит русская народная музыка, воспитатель идёт и берёт сундучок со словами:
Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит
Я уверена, много тайн он хранит
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
Воспитатель: посмотрите, сколько кукол хранит сундучок (открываю, показываю).
Слайд
Воспитатель: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.
Воспитатель: А вы знаете, какие бывают по виду куклы: ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ. Вот эта куколка, какая?
Воспитатель достаёт из сундучка игровую куклу – «Зайчик на пальчик».
Дети: Это игровая кукла-«Зайчик на пальчик» с такими куклами играли дети. Эту игрушку в старину родители давали трёхлетним детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно.
Кукла «Сорока» - тоже игровая кукла.
Воспитатель достаёт из сундучка вторую игровую куклу – ПОЛЕШКО.
Дети: Это обыкновенная игровая кукла-«ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.
Воспитатель:
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.
Все дети встают в круг, в центре водящий-воспитатель с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
Игра проводится 1 раза. После игры дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель: А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед.
Воспитатель: Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Воспитатель подходит к сундуку и достаёт куклу – обереговую.
Воспитатель: Ребята, как называется эта куколка?
Эта кукла называется – «Пеленашка». Мы ее сами смастерили.
Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, запеленутый в пеленку.
Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку. Пеленашка – достаточно простой способ защитить ребенка от злых духов и сглаза. Люди верили, что в доме, где есть, дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка.
Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть.
Кукла «Колокольчик» Куколка - добрых вестей. Весёлая задорная, приносит в дом радость и веселье. Считается оберегом хорошего настроения.
Кукла «Покосница» Назначение куклы Покосницы – защищать людей от травм во время сенокоса и уборки урожая. После начала работы куклу прятали в первый стог сена. Считалось, что тому, кто потом найдет ее, будет способствовать удача и успех.
Кукла «Десятиручка» куклу дарили на свадьбу, чтобы женщина успевала сделать все домашние дела.
Воспитатель: Ребята, как называется эта куколка?
Дети: Кукла «Крупеничка»
- Ребята, как вы думаете, почему её так назвали?
Дети: Потому, в ней крупа.
Воспитатель: Правильно. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Крупеничка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье. Ребята, Крупеничка, хочет с вами поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».
Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».
1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.
2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.
3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.
4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.
5. Что в поле родится, все в доме … пригодится
Воспитатель: Молодцы! А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обрядовые.
Кто мне расскажет, для чего делали обрядовые куклы?
Дети: Обрядовые куклы считаются символом праздника. Их наряжали, водили хороводы, затевали игры, пели песни.
Воспитатель: Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Воспитатель подходит к сундуку и достаёт из него куклы – обрядовые.
Кукла «Спиридон Солнцеворот» Эта обрядовая кукла изготавливается, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Считается, что Спиридон-Солнцеворот поворотом колеса может изменить жизнь в нужную сторону.
Кукла «Коза» символизирует богатство, обильный урожай, здоровье. Куклу «Козу делали на святки, когда празднуют переход к новому году.
Кукла «Мартинички» Весну на Руси встречали с куклами мартинчиками. Белый цвет символ уходящей зимы, а красный символ весны и жаркого солнца.
Воспитатель: Ребята, а почему у этих кукол нет лица?
Дети: Лицо не рисовали, чтобы в кукол не вселялась нечистая сила.
Воспитатель: А как тогда называли на Руси куклу без лица?
Дети: Безликая. Дети могли сами выдумать настроение куклы и её характер.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «У Маланьи у старушки».
Воспитатель: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Ребята, а вы хотите сделать куклу своими руками.
Дети: да
- Тогда я вам предлагаю вам сделать куклу «Кувадка».
- Кувадка одна из самых простых обережных кукол её делали на кануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов.
- Объясняю этап изготовления куклы:
- Для изготовления куклы нам нужно два прямоугольных лоскутка ткани и нитки.
Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем. И все у тогда нас получится. Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета.
- После как куклы сделаны дети встают в хоровод:
Воспитатель:
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».
Рефлексия:
Воспитатель: Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними).
Воспитатель: Нужно ли это нам в жизни? Зачем? (Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего).
Воспитатель: О каких куклах вы сегодня узнали?
Дети: Об игровых, обрядовых, и оберегах.
Воспитатель: Какую куклу мы делали? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?
Дети: Я испытывала чувство радости и т.д.
«Когда делаешь кукол, — рассказывают мастера, — откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД область познание «Бабушкин сундучок».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к русской народной культуре....
Проект "Бабушкин сундучок"
Тема: Работа с дошкольниками в системе проектной деятельности. Художественно - эстетическое развитие в детском саду. Декоративно – прикладное искусство Кубани....
Занятие в подготовительной к школе группе по теме «Откроем бабушкин сундучок»
Занятие проводилось в подготовительной группе по плану, представленному в технологии «Музейная педагогика», в 2012-2013 учебном году....
Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"
Изготовление тряпичных кукол...
Мини-музей русской старины "Из бабушкиного сундучка"
В наше время редко в каких домах увидишь предметы быта наших прабабушек и прадедушек. Мне кажется, убирая эти предметы из окружения, мы постепенно забываем наши традиции и обычаи. Поэтому мы решили в ...
Презентация "Куколки из бабушкиного сундучка"
Матераил предназаначен для педагогов по ознакомлению с обрядовыми куколками. Поэтапная инструкция по изготовлению куколки Масленицы....
Куклы из бабушкиного сундучка
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней ста...