Кружок « Легоизобретатели».
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Кружок « Легоизобретатели».
2017-2018 учебный год.
Пояснительная записка
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO. Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями. Занятия по программе Лего-конструирование положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой деятельности. Воспитанники выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее дети играют с теми собранными конструкторами, которые они собрали. Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.
Можно различить три основных вида конструирования:
- по образцу
- по условиям
- по замыслу
- Конструирование по образцу— когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
- Конструирования по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности Конструирование выполняется детьми в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.. В кружке могут участвовать дети дошкольного возраста с 5 до 6-ти лет. Основная деятельность осуществляется в одновозрастной группе, численный состав которой 9-12 человек. Занятия проводятся в системе.
Цель программы – создать оптимальные условия для развития познавательной и творческой деятельности воспитанников посредством освоения ЛЕГО-конструирования.
Задачи:
- познакомить дошкольников с базовыми понятиями и простейшими основами механики, необходимыми для ЛЕГО-конструирования.
способствовать формированию знаний о видах транспорта и типах строений;
- содействовать формированию знаний о счёте, цвете, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для развития общих познавательных способностей детей: внимания, логического и образного мышления, памяти, воображения.
- способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движения;
- способствовать развитию творческих способностей детей.
- содействовать воспитанию организационных и нравственно-волевых качеств личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию терпения и упорства в достижении цели и т.п.
Ожидаемые результаты
К концу года ребёнок должен уметь:
- Называть основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- Знать простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);
- Различать виды конструкций плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- Придерживаться технологической последовательности изготовления несложных конструкций.
- Уметь осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- Уметь конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- Конструировать по образцу;
- С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- Реализовывать творческий замысел.
Месяц | Используемые материалы. | |
Октябрь | Конструируем мебель: диван, кровать Учить детей конструировать предметы домашнего обихода по образцу. Демонстрация схемы, образцов изделий (диван, кровать) и готовых построек для отбора деталей. Индивидуальная работа детей (помощь педагога) | Лего-конструктор, образец. |
Строим город. Обыгрывание построек. Развитие умения анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве. Закрепление умения работать в коллективе. Рассматривание иллюстраций с изображение различных видов зданий (Многоэтажный дом, изба, здание театра, магазина, больницы и т. д).Определиться с постройками (какие здания будем сооружать, какие детали для этого нужны) | Лего-конструктор, образец | |
Ноябрь | Учимся читать схему.(теоретическая часть) Знакомство детей со схемой постройки. Показ различных схем. Уточнение, какие детали используются в той или иной схеме, какие виды крепежа присутствуют | Лего-конструктор, схемы |
Моделируем домашних животных по схеме и образцу: кошка, собака, лошадь Уточнение и расширение представлений детей о домашних животных, их внешнем виде. Беседа «Каких домашних животных вы знаете?» Демонстрация фигурок животных, схем их конструирования, готовые образцы. Определение деталей, необходимых для их изготовления. Групповая работа детей по схемам (3 группы по 4 человека) | Лего-конструктор, схемы,образец. | |
Декабрь | Моделируем новогоднюю елочку (по схеме) Развитие фантазии и воображения, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления. Загадка про елочку. Рассмотреть различные иллюстрации с изображением елки, выявить основные признаки дерева (зеленое, пирамидальное и т.д). Внимательно рассмотреть схему моделирования елки, определиться с выбором деталей. Индивидуальная работа детей (помощь педагога) | Лего-конструктор, схемы |
Моделируем новогоднюю игрушку (по образцу на выбор). Развитие фантазии и воображения, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления. Беседа «Что такое Новый год» Демонстрация слайдов с изображением новогодних праздников. Демонстрация схем и образцов моделирования различных новогодних игрушек. Помощь детям в выборе игрушки для моделирования. Индивидуальная работа детей (помощь педагога по мере необходимости) | Лего-конструктор, схемы,образец. | |
Январь | Свободная игровая деятельность детей. Учимся конструировать по условиям. Учить детей сооружать постройку по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать). Беседа «Как соорудить модель по условиям» Изготовление модели автомобиля по условиям (легковой, красный) совместно с показом педагога. Обыгрывание постройки. | Лего-конструктор, образец. |
Февраль | Конструирование фигуры человека. Знакомство с понятием равновесие, симметрия, расширение словарного запаса. Загадка о человеке. Рассмотреть иллюстрации с изображением людей, уточнить какие основные части тела есть у человека (голова, туловище, руки, ноги) Показ педагога по изготовлению фигуры человека Индивидуальная работа детей (помощь педагога по необходимости) | Лего-конструктор, образец |
Конструирование грузового автомобиля. Уточнять и расширять представления детей о транспорте. Загадка о грузовике. Индивидуальная работа детей параллельно с показом педагога. Обыгрывание моделей | Лего-конструктор, образец | |
Март | Учимся конструировать по замыслу. Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы). Определиться с выбором постройки (индивидуально) Помощь педагога в выборе деталей для моделирования. Рассказы детей о своих моделях. | Лего-конструктор, образец, мнемосхема. |
Подарок для мамы: цветок. Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей. Беседа « 8 Марта- Мамин праздник» Загадка про цветы Рассмотреть схемы и образец модели цветка. Индивидуальная работа детей (помощь педагога при необходимости) | ||
Апрель | Конструирование кораблика из крупного лего конструктора Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта. Загадка про кораблик. Иллюстрации с изображением разных видов кораблей. Определить основные части корабля (корма, палуба, и т.д) Определиться с выбором деталей для постройки из крупного конструктора. Коллективная постройка корабля. Сюжетно-ролевая игра «Отправляемся в плавание» | Лего-конструктор, образец. |
Конструирование ракеты Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта. Беседа «12 апреля - День космонавтики» Просмотр иллюстраций, слайдов на тему космоса. Рассматривание схемы постройки ракеты, выбор деталей. Групповая работа детей - постройка ракеты по схеме. | Лего-конструктор, образец, схема. | |
Май | Конструирование «Мой любимый детский сад» (коллективная) Обыгрывание построек. Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Рассмотреть фото детского сада, для определения моделируемых построек. Коллективное конструирование. Обыгрывание построек. | Лего-конструктор, образец |
Открытое занятие «Путешествие в странуЛего» Закреплять умения детей строить по образцу. Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке. | Лего-конструктор, образец |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...
Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»
Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»Цель. Развивать двигательную активность, прививать навыки здорового образа...