СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ - ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ во взаимосвязи с познавательно-речевым развитием
консультация по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кротова Лора Валентиновна

Развиваем математические представления, мелкую моторику рук и готовим детей дошкольного возраста к обучению грамоте и письму.

       

    Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также  мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schetnye_palochki_-_poznanie.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ                                                           во взаимосвязи с познавательно-речевым развитием

СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Развиваем математические представления,                                                мелкую моторику рук                                                                                              и готовим детей дошкольного возраста                                                                к обучению грамоте и письму.

       

    Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также  мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

        Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важна целостная, разноаспектная подготовка ребенка к тем видам деятельности, которые ждут его в период школьного обучения.

       В дошкольном возрасте (4 – 7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:

  • тренировка мышечно-связочного аппарата;
  • развитие координации движений.

       Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки необходимо использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Эти упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятиями «симметрия».  

       Занятия со счетными палочками очень полезны для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.  Для  этого предлагаются следующие задания:

  •  составить фигуру и сосчитать палочки, из которых она выполнена;
  •  если фигура составлена из цветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета и общее количество;  
  • сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет;
  • самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

       Составление фигур  из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений можно сопровождать стихами,  потешками,  изображениями реальных предметов, чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

       Для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) вместо палочек рекомендуются карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами.  Упражнения выполняются совместно со взрослым и сопровождаются пошаговыми инструкциями.  Дети составляют из палочек простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображения несложных предметов (забор, дорожка, окно и т.п.).

       Для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) изображения усложняются (состоят из двух-трех частей).  Это может быть телевизор, ежик, флажок, д ом и т.д.  Детям этого возраста предлагаются цветные счетные палочки. Взрослый перед выполнением задания решает вместе с ребенком, как можно составить ту или иную фигуру, а результаты рассматриваются и анализируются.

       Для детей старшего дошкольного возраста  (5 – 6 лет) фигуры еще более усложняются: теперь они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Им уже можно предложить спичечную соломку. Это усложняет задачу: от детей требуются более четкие движения рук и пальцев. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте предлагается составлять фигуры из заданного количества палочек, что способствует формированию навыков счета. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу), дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений («Угадай, что изменилось?»).

      Возможности  детей подготовительного к школе возраста (6 – 7 лет) расширяются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т.п. Детям этого возраста нравятся соревнования: каждый выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек. Играть можно на время или на использование определенного количества. Например: «Кто раньше сложит три фигуры?», «Использовать в фигуре 8 (10) палочек». Когда фигуры готовы, дети показывают их друг другу, проверяя, сколько палочек использовано, и фигуры с неправильным числом палочек не засчитываются. С уже готовыми фигурами можно  поиграть. Например: «Что изменилось?»  Один ребенок отворачивается, а другой добавляет к солнышку лучи; первый ребенок глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменений много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т.п. Дети любят эту игру еще и за то, что она дает простор фантазии. Позволяет разыграть любой сюжет сказки, истории и т.п.

       «Рисование»,  конструирование и реконструирование различных фигур  палочками способствует развитию мышления и пространственной ориентировки. Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств  в работе по умственному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....

«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указы...

Презентация для воспитателей "Использование счетных палочек Кюизенера для развития детей"

Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которое позволяет осваивать новое. Ребенок по своей природе &nda...

Счетные палочки, как средство развития мелкой моторики и зрительного праксиса.

Выкладывание палочками рисунков, узоров, образов букв -отличное упражнение, которое помогает развивать и мелкую моторику, и двигательную координацию рук, а также помогает зрительному анализу. Не следу...

Счетные палочки.Занятия со счетными палочками для дошкольников.

Счетные палочки - это универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей детей....

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"

Задачи программы:1. Расширять представления детей обокружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;2. Формировать умение действовать всоответствии с инструкцией педагога, со...

«Использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста»...