Технология "Лэпбук".
материал по конструированию, ручному труду на тему

Алексеева Людмила Леонидовна

Сущность технологии "Лэпбук", ее разновидности, применение на практике и технология изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы.563.15 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Людмила Леонидовна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №125» г. Чебоксары,
ул. Кадыкова, 10 «А», 512940, romashka290378@mail.ru

        Технология «Лэпбук» и ее применение в работе педагога ДОУ.

Аннотация: в данной статье раскрывается сущность технологии,  ее
разновидности,  применение на практике и технология ее изготовления.

Ключевые слова:
технология, лэпбук .
Цель: познакомить с технологией «Лэпбук»,  вызвать желание  читателей  применить технологию в своей практике.
 Вступление.
      Современные  требования, предъявляемые государством к качеству образовательно  – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и  владеть необходимыми образовательными технологиями.
       В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
      Мы находимся  в постоянном поиске новых технологий, и  зачастую сталкиваемся ситуацией, как говорится в поговорке, 
«Все новое – хорошо забытое старое».  А ведь  технология Лэпбук – это тоже забытое старое.
      Я решила взять ее себе на вооружение и применить в своей работе. И не ошиблась в своем выборе. Как показала практика, такое решение придало моей работе некую изюминку. Дети с удовольствием восприняли новшество.  
      Ведь что такое лэпбук? Лэпбук – это технология
, позволяющая  взрослым проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей она делает процесс познания интересным и увлекательным, позволяющим ответить в одном лэпбуке на конкретный интересующий его вопрос, через разные виды деятельности. Это та же увлекательная книга, только сделанная своими руками.

                                                      Что такое лэпбук?

     Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Александровна  Пироженко.  Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

    В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.  Обычно, это папка формата А4 в сложенном виде и А3 в раскрытом.
   Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
    Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
    Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам
 — 5 лет и выше.  Я применяю его для работы с детьми старших и подготовительных к школе групп. А дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
                                          Формы лэпбука.

      Лэпбуки можно делать как самому педагогу, так и совместно с ребенком. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Размер готового лэпбука, как я  уже говорила,
 стандартный  по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Но я изготовила как стандартные формы лэпбука, так и более  объемные  А3.
Размер  А4  идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку.

       http://active-mama.com/wp-content/uploads/2015/12/lapbook-2.jpg

Разновидности тематических папок. В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

                                          В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

                                                 Организация материала:

  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • теги;
  • стрелки;
  • пазлы;
  • чистые листы для заметок и т.д.

                                                  Зачем нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
  2.  Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  3.  Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
  4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
  5. Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

                                      Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

  • картон-основа (картонная папка, лист плотной бумаги формата А3, листы ДВП или ДСП);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей, скотч, двусторонний скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.). Все, что есть в доме.

Готовые шаблоны  кармашков для лэпбуков, которые можно скачать бесплатно – лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.
1. Начинаем мы с выбора темы. Тема лэпбука может быть любая:

  • интересные события, происходящие в саду; праздники;
  • увлечения педагога, детей;
  • темы недели;
  • литературные произведения;
  • мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Музыкальные инструменты». А можно взять какой-нибудь конкретный инструмент  и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.

Вот такие  лэпбуки  я изготовила для детей: «Музыкальный сундучок»  

C:\Users\samsung\Desktop\Алексеева ЛЛ\лэпбук Музыкальный сундучок\SAM_6769.JPG     C:\Users\samsung\Desktop\Алексеева ЛЛ\лэпбук Музыкальный сундучок\SAM_6768.JPG

и «Русское народное творчество».

G:\Лэпбук\фото моих лэпбуков\n6ULxqbf00U.jpg                  G:\Лэпбук\фото моих лэпбуков\5ImtW1AtWAw.jpg

2. План. 

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

3. Создание макета.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

                       как сделать лэпбук

   

Как создать папку? 

Существует три основных варианта: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый. Изготовление таких основ подробно показано на картинках:

Базовый вариант основы для лэпбука.     

  Сдвоенный базовый вариант основы для лэпбука.Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Word (Paint или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации.

Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информации.

Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие — одно задание.
    В заключение хочется сказать, что технология «Лэпбук» очень проста и  эффективна в применении. А, главное, очень интересна детям.
Думаю,  что технология «Лэпбук»  успешно приживется в любом детском саду. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы по пути внедрения ФГОС ДО.

               Список использованной литературы:

  1. Лэпбук, как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html (дата обращения 20.03.2016)
  2. Лэпбук, как часть предметно-пространственной развивающей среды в детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetno-prostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html (дата обращения 03.04.2016)
  3. Консультация для педагогов: "Что такое лэпбук?". [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk(дата обращения 20.03.2016)