Конструирование в детском саду
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Соколова Татьяна Валентиновна

Коспект кКонспект к презентации презе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie_v_detskom_sadu.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Конструирование в детском саду». (1 слайд)

   Развитие творческих способностей дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия конструированием.

(2 слайд)     Ребёнок - прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь.  Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

     Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.

Благодаря конструированию реализуется несколько непосредственно образовательных задач:

«Познание»- развивает сенсорное восприятие умение сравнивать, анализировать величины, формы, цвета. Создаются условия для формирования логического и аналитического мышления, умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей в целое. Развивается память, пространственное воображение, восприятие, внимание, способность сосредоточиться. Ребёнок получает математические знания о счёте, пропорции, симметрии. При обучении детей конструированию, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. У детей расширяются представления об окружающем мире, они начинают воспринимать архитектуру различных построек, как домов, транспорта и ландшафтов;

«Художественное творчество» -развивает мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое развитие и умственные способности. Дети учатся эстетическому восприятию, умению видеть и воспринимать красоту форм и симметрии.

«Социализация»  - конструирование позволяет формировать личность детей их нравственное воспитание, где проявляются такие качества, как эмоционально-волевые качества: упорство, добиться поставленной цели,

быть трудолюбивыми, самостоятельными, инициативными.

В конструировании при обобщённых способах и действиях, дети учатся

умению обследовать предмет, преобразовывать, планировать работу.

Дети учатся самостоятельно исправлять ошибки, к примеру: видят не соответствие в пропорциях между головой и туловищем робота. Благодаря чему развивается самоконтроль, способность управлять своими психическими процессами.

«Коммуникация» - в совместной конструктивной деятельности детей при создании построек, поделок, воспитываются первоначальные навыки работы в коллективе, умение предварительно договориться, найти совместное решение задач, распределить обязанности, отобрать необходимый материал, спланировать процесс изготовления. Известно, что само конструирование непосредственно взаимосвязано с детской игрой. Дети свои поделки, постройки стремятся порой тут же обыграть. С помощью различных строительных композиций соединённых с различными игрушками у детей появляется мотивация общения. Обыгрывая постройки, дети составляют короткие рассказы, сочиняют истории. Очень важно, когда, дети создают свои поделки, предложить им рассказать о своих поделках. Рассказы детей о поделках носят описательный характер и имеют развёрнутую и эмоциональную форму. В них появляются эпитеты, сравнения со сказочными персонажами, воображаемыми предметами. Всё это позволяет ребёнку более широко смотреть на свой продукт творчества и труда, который ребёнок стремится улучшить, дополнить. Отсюда, можно сказать формируется детское самосознание и самооценка при сравнении своих видов творчества с другими сверстниками.

Выделяют два типа конструирования:(3 слайд)

 Конструирование техническое- осуществляется из строительного материала, и деталей различных конструкторов, которые могут быть из дерева, пластмассы, железа, из крупных модулей бросового материала (пакеты, банки, крышки, трубочки). Дети, сооружая такие постройки, неоднократно перестраивают, достраивают детали, к примеру: гараж к машине, дома и мосты, различные виды транспорта и так далее.( 4 слайд)

Художественное конструирование - воссоздаётся через бросовый материал,

бумагу и природный материал (шишки, ракушки, использование любых

семян, плодов, цветы и гербарий, песок, глина и камушков).

   Один из важнейших показателей конструктивной деятельности - умение творчески варьировать свои постройки. У детей формируются обобщенные представления на основе полученных знаний (какие бывают мосты, дома, транспорт) - дети находят общие признаки, сопоставляют, сравнивают, делают зрительный анализ. Развиваются пространственные представления, умение выделять основные части предмета и определить, как они пространственно расположены относительно друг друга. Дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно исправлять ошибки. Узнают о геометрических телах (куб, брусок, пластина, призма), о числах, цифрах,  номерах домов, последовательности счёта.

Конструирование значимо и в развитии речи - дети с хорошей речью свободно могут пригласить других в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет, они вместе обговаривают задуманную постройку, общаясь друг с другом, учатся правильно обозначать в словах название направлений.
 Сооружение постройки развивает у ребенка видеть прекрасное, ценить красивое, развивается эстетическое восприятие. Дети знакомятся с архитектурой, учатся украшать постройки.
  Нельзя не коснуться и взаимосвязи конструктивной деятельности и физического развития ребенка. Он постоянно находиться в движении (принести куб, конус и т. д. ), а это развивает глазомер, ловкость, координацию движений и ориентировку в пространстве.
  Следует иметь в виду, что у дошкольника наглядно-образное мышление, поэтому разнообразный наглядно-образный материал в обучении имеет важное практическое значение. Вместе с этим, наглядно-образное мышление стимулирует формированию логического мышления. Выделяют следующие виды конструирования: (5 слайд) конструирование из строительного материала, ( 6 слайд) конструирование из деталей конструктора, ( 7 слайд) конструирование из крупногабаритных модулей, ( 8 слайд) компьютерное конструирование.     В нашей дошкольной         группе все создано для того, чтобы ребенок в любое время мог организовать свою строительную деятельность. Организована среда и дополнительный материал (машинки, елочки, цветы, фонари, и другие атрибуты, которые дети изготовляют в свободной деятельности - все это развивает их фантазию). Таким образом, организуя себе среду, ребенок учится культуре труда, что очень важно для его дальнейшего развития. Знакомлю младших детей с названием предметов строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и употреблять слова (большой - маленький,  длинный – короткий и. т. д.  правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери и.т. д.)  С младшими детьми использую показ строительства, т.к. у детей не имеется достаточного опыта конструирования, предлагаю задания по условиям, которые они усложняют, дополняют (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Если ребенок затрудняется, задаю вопросы. .
Стремлюсь к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами (домик строят из кубика и трёхгранной призмы или  из трёх кирпичиков и призмы в таком домике может поселиться матрёшка). Постройки, с помощью которых детей обучаю способам конструирования,  беру не сложные и разные по форме  детали  окрашены в разные цвета. Обращаю внимание детей на гармонию цветов в пространстве (стены домика жёлтые, а крыша синяя).  На занятиях использую разнообразные игрушки, соразмерные с набором строительного материала и вызывают у детей желание поиграть с постройкой.  Показываю, как это делать (по лесенке кукла высоко взбирается, потом спускается, идёт играть с подружкой). Чаще сюжет игры детям подсказываю, первой начинаю игру, а потом включаю в неё детей, рассуждаю с ними по поводу того, что ещё можно построить, как играть. В играх и на занятиях использую образные выражения, художественное слово, песенки (во время укладывания куклы на построенную кровать  пою колыбельную). А старшие ребята строят для малышей пароход,  машинку и отправляемся в путешествие. Во время путешествия рассказывают, что видят в пути, куда приехали; на остановках выходят на прогулку, посещают зоопарк, столовую, магазины. Младшие дети сами называют, что они будут строить и выполняют те или иные действия без помощи взрослого. Со старшими детьми на занятиях конструирования из строительного материала продолжаю работу по обучению некоторым техническим навыкам: соединять несколько плоскостей в одну общую, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий, делать постройки прочными. Дети осваивают все детали наборов и пользуются правильными названиями.    В старшей группе ставлю задачу, которую ребенок решает самостоятельно.  Формирую обобщенные способы обследования, умение находить главное, составлять образ будущей конструкции, отбирать свои способы постройки, планировать последовательность.
 Овладение конструированием на начальных этапах проходить под руководством взрослого. Каждую тему начинаю с несложных построек, постепенно содержание их усложняю. На первых занятиях дети строят по готовому или полуготовому образцу (здание одно-, двухэтажное с квадратным и прямоугольным основанием, простой и более сложной конструкции). В результате формируются обобщённые способы конструирования. Дальше перехожу к заданию по условиям: (построить дом для 2-3 кукол, двухэтажное здание с широкими витринами на первом этаже). Во время прогулок знакомлю детей  с разными видами транспорта, зданиями, мостами. Обращаю внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты одних и тех же сооружений и строений. Дети комментируют  увиденное, анализируют  свои постройки и постройки товарищей. Обучая детей коллективному труду, воспитываю у детей чувство товарищества. Предлагаю  ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой. Дети также конструируют по собственному воображению, иногда обращаются к фотографии, чертежу.  Образец  используют для сопоставления  объёмной игрушки с её плоскостной  выкройкой-развёрткой. Здесь детям предлагаю тему и условие, которым отвечает игрушка, постройка (построить из конструктора лего зверюшек, которые бы свободно разместились в клетках зоопарка, сделанного из строительного материала). В работе со строительным материалом показываю, как сделать устойчивую площадку на высоких устоях, предлагаю детям подумать, в каких постройках применим этот способ. В конце занятия разбираю с детьми, кто как применили показанный  приём, и отмечаю наиболее удачные постройки. В старшей группе занятие конструированием, тесно связано с игрой.  У детей часто возникает желание переделать постройку или изготовить новую.  В свободной деятельности с детьми организовываем выставки готовых построек.  Оформляем тематические альбомы с открытками, где изображены разные типы автомобилей, самолётов, мостов, зданий. Детей интересует это, так как им нравится определять марки  машин, и знакомиться с новым находя сходство и различие. Дети с  удовольствием строят по рисункам, чертежам, усовершенствуя постройки, обыгрывают их. Они сами приносят журналы, фотографии, договариваются, выбирают место в пространстве, ведь все это формирует у них положительные качества.  Важное значение имеет метод обучения. ( 9 слайд) В зависимости от заданий, которые даются детям, выделяют конструирование по образу, по условию, по замыслу и теме.

Конструирование по образцу  (10 слайд)

   Разработано Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.

  Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Рис. 1. Конструирование по образцу:
а — полное репродуцирование образа,
б — построение объекта по рисунку,
и — воспроизведение образа с заменой отдельных деталей

e10

Конструирование по условиям.(11 слайд)    Предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально  иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Конструирование по условиям
и конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

   Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам 

Конструирование по замыслу и 
конструирование по теме (12 слайд)

Конструирование по замыслу   По сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

    Каждая из рассмотренных форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

В работе по конструированию используют следующие методы и приёмы:

( 13 слайд)

  • наблюдение натурального объекта,
  • показ и анализ образца,
  • объяснение последовательности и способов выполнения постройки,
  • постановка перед детьми задач, требующих нахождения, самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера.
  • анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.

( 14 слайд) Данные методы можно применять в различных сочетаниях. Использование того или иного метода обучения обуславливается:

  • во-первых, задачами обучения;
  • во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями. 

   Конструктивная деятельность важна и значима для подготовки детей к школе. У детей проявляется высокий уровень развития познавательной сферы: предпосылки логического мышления, развивается функция обобщения, происходит формирование произвольной памяти, внимания, развитие речи, высокий уровень самооценки и контроля, умение устанавливать контакт в деятельности со взрослыми и сверстниками, что является важным для дальнейшего обучения в школе.

В заключение хотелось отметить, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. А в конструктивной деятельности они могут проявляться как ни в какой другой деятельности ребенка. Будет развиваться творческое мышление, которое характеризуется следующими основными особенностями: ( 15 слайд)    

     1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

     2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

     3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с  общепринятыми).

     4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.  А решить эти задачи мы с вами сможем только благодаря повседневной и кропотливой работе с детьми на занятиях и вне их.

В этом году приняли участие в конкурсе по конструированию (16 слайд). Дети с большим удовольствием придумывали разные постройки для посёлка будущего.

(17 слайд) Помогает в работе по конструированию в детском саду следующая литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в цел...

конструирование в детском саду

Самоанализ по теме "Развитие конструктивных способностей у детей младшего школьного возраста"...

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и ...

Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".

В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...

Статья "Конструирование в детском саду"

Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Календарно-тематическое планирование по конструированию в детском саду

Годовое планирование по конструктивной деятельности для детей младшей группы детского сада....