"Создание конструкций по замыслу"("БРИКНИК")
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Зеленкова Светлана Сергеевна

Конструирование с детьми с помощью конструктора "БРИКНИК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.odt752.25 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол экспериментального занятия №1

Участники экспериментального занятия:

Зеленкова Светлана Сергеевна

Артюшина Марина Викторовна

Дети подготовительной группы в количестве 15 человек

Группа №2

 2012 г.

Общее время: 40 минут

   

Тема: « МОСТЫ »

Цель:

 продолжать знакомить с конструктором, предложить на основе самостоятельного экспериментирования (в группах по три, четыре человека) с определенным количеством деталей конструктора создать различные конструкции по собственному замыслу; развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность.

Методы и технологии:

 словесная инструкция, наблюдение, конструкторская среда «БРИКНИК»

Этапы занятия:

  1. ознакомление с конструктором
  2. словесная инструкция
  3. работа в группах
  4. обсуждение результата

Ход занятия:

Знакомство с конструктором «Брикник» произошло у детей во время свободной игровой деятельности. Мы поставили коробку с конструктором среди игрушек. Дети увидели, удивились, заинтересовались, попробовали что-то построить.

Андрей: «Ух, ты! А что это?»

Лена: «А они настоящие? Давай строить».

Постройки детей вначале были просты и бедны по своему содержанию. Некоторые не могли даже решить, что построить, начинали одно, а затем переделывали в другое.

Максим: «Давай вместе стену построим».

Маша: «Давай».

Максим: «И что у нас получилось?»

Маша: «Не знаю».

Максим: «Можно в нашу улицу переделать».

Маша: «А где дома?»

Максим: «Вот».

На следующем занятии мы предложили детям для постройки общую тему «Мосты». Постройки у всех получились плоскостные. Дети пробовали расположить детали вертикально, но постройки оказались неустойчивы. Строили дети по одному. Постройки получились сюжетные. Например: мост через реку большой каменный мост.

Вова: «У меня мост через Москва-реку. Он широкий и очень прочный!»

Аня: « А у меня мостик через речку в деревне!».

Детям жаль было разбирать свои постройки, и мы предложили зарисовать их, чтобы они сохранились в памяти детей. Рисунки были интересны, в некоторых мы увидели дополнительные детали, которые не могли быть построены с помощью деталей конструктора, например, цепи на мосту, перила, деревья, люди.

Мы обратили внимание детей на то, что поскольку постройки сделаны из кирпичиков, надо постараться отразить это в рисунке.

Дети очень охотно рисовали после занятий, зарисовка доставляла им большое удовольствие, возможно у детей происходит релаксация после занятия.

В теме «Мосты» возникла проблема в соединении деталей (пролетов) моста, так как при строительстве были использованы только кирпичики конструктора.

Поэтому в этом году при строительстве мостов мы предложили детям пластины и арки из конструктора «Брикник» и длинные пластмассовые прозрачные перекрытия. Это сделало постройки более прочными и даже трехуровневыми: для поездов, автомобилей и людей, а у мостов появилась прозрачная крыша.

Разнообразие построек проявилось и в рисунках детей, они стали более интересными.

А Вова предложил своей команде построить Андреевский мост, про который прочитал в Интернете, и ездил с родителями смотреть его

Вова: « Будем Андреевский мост строить»

Таня: « А я не видела Андреевский мост».

Вова: «Он с арками и зелёной крышей».

Вова: «С двух сторон каменные опоры, мост не может быть длинным».

Саша: «Стёкла должны быть».

Лена: «Посередине опоры должны быть».

Таня: « Мы не так делаем. Давайте всё рушим и делаем во всю длину».

Саша: «А вдруг не хватит».

Таня: «А как люди будут на него подниматься? Надо сделать больше опор и ступеньки».

Вова: «Снизу открываются вот эти штуки, чтобы вода не проливалась».

Руслан: « Здесь открывается и корабль проплывает. А здесь ему огоньки горят»

Далее мы попросили зарисовать свои работы.

Рисунки детей помогли нам увидеть пути дальнейшего развития конструирования и лучше понять внутренний мир ребенка.

Протокол экспериментального занятия №2

Участники экспериментального занятия:

Зеленкова Светлана Сергеевна

Артюшина Марина Викторовна

Дети подготовительной группы в количестве 15 человек

Группа №2

 2012г.

Общее время: 40 минут

Тема: « ТЕАТР»

Цель:

 продолжать знакомить с конструктором, предложить на основе самостоятельного экспериментирования (в группах по три, четыре человека) с определенным количеством деталей конструктора создать различные конструкции по собственному замыслу; развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность.

Методы и технологии:

 словесная инструкция, наблюдение, конструкторская среда «БРИКНИК»

Этапы занятия:

1. ознакомление с конструктором

2. словесная инструкция

3. работа в группах

4. обсуждение результата

Ход занятия:

Используя опыт прошлого года, мы значительно расширили предварительную работу с детьми перед занятием: воспитатели в группах рассказывали интересные факты о будущих постройках, в группе было много иллюстраций по данной теме из детских книг и журналов, что развивало кругозор детей и делало возможным общение между ними, а в последующем мы подключили к этому процессу и родителей. На следующих занятиях дети строили театры, кинотеатры, спортивные комплексы и цирки. Не все дети проявили фантазию и воображение при строительстве, хотя постройки дополнились предметами – заместителями из конструктора: кирпичики изображали людей – очередь за билетами

Лера: «Я театр строю».

Юля: «А давай строить вместе и Саша нам поможет».

Лера: « Можно по кругу сделать окошки. Они будут вот тут».

Руслан: «А мы кинотеатр построили».

Саша: «Здесь экран. Люди смотрят на экран. Там кино показывают. А это кресла для людей».

Саша Руслану: «У нас фильм знаешь про кого? Про Гарри Поттера.»

На рисунках детей видны изображения людей, выступающих на сцене, занимающихся спортом, зрителей в цирке и артистов-циркачей, выступающих на арене.

Эти рисунки натолкнули нас на мысль, что детям необходимо дать для обыгрывания построек мелкие игрушки, что мы и сделали. В преддверии праздника Дня защитника отечества, педагоги много разговаривали с детьми об армии, о разных родах войск. Детей особенно заинтересовала военная  тематика, при строительстве крепостей, постройки отличались сложностью и появлением архитектурных украшений.

Руслан (строит отдельно): « А у меня  крепость!   О, на нас враги  напали!»

В рисунках особенного усложнения не произошло, зато больше стало сюжетных, например: катер плывет в порт, изображение крепости с солдатами , лестницей наверх и лампой-прожектором. Детям в этом возрасте трудно рисовать внутренний объем предмета, поэтому кирпичики на рисунках они как бы раскладывали на плоскости.

Дети отлично договаривались в процессе работы, работать по одному им было уже не интересно.

Дети с удовольствием строили и обыгрывали постройки.

Протокол экспериментального занятия №3

Участники экспериментального занятия:

Зеленкова Светлана Сергеевна

Артюшина Марина Викторовна

Дети подготовительной группы в количестве 15 человек

Группа №2

 2013г.

Общее время: 40 минут

Тема: « КРЕМЛЬ»

Цель:

 продолжать знакомить с конструктором, предложить на основе самостоятельного экспериментирования (в группах по три, четыре человека) с определенным количеством деталей конструктора создать различные конструкции по собственному замыслу; развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность.

Методы и технологии:

 словесная инструкция, наблюдение, конструкторская среда «БРИКНИК»

Этапы занятия:

1. ознакомление с конструктором

2. словесная инструкция

3. работа в группах

4. обсуждение результата

Ход занятия:

При подготовке к строительству «Кремля» была проведена большая предварительная работа. Мы подключили родителей и многие с детьми съездили на экскурсию, на Красную площадь и в Кремль. При постройке Кремля команды детей работали дружно и слаженно, хорошо договаривались и обсуждали последующие этапы постройки. Постройки получились сложные, многокомпонентные, дети использовали много архитектурных украшений и огорчались, что зубчиков для стены на всех не хватало.

Саша: «Мы будем строить Кремль».

Илья: « А я тебе пока крышу сложу».

Саша: «Это, Илюш, будет Собор Василия Блаженного».

Илья: «А это ворота вторые».

Саша: «А я буду сейчас церковь строить. Только не мешай мне!»

Илья: «Саш, а давай здесь построим, чтоб звери стояли».

Саша: «Зверей в Кремле нет!»

Илья: «А это Царь-пушка».

Максим: «Не строй такой высокий храм. Колокольня должна быть выше, выше всех».

Алина: «Ребята, давайте стену-то достроим. А еще нам нужны треугольники на крышу».

Костя: «Давайте сделаем арки напротив друг друга».

Максим: «Я попробую сделать Царь-пушку. Костя, военных машин там нет».

Костя: « Нет, есть! Президент же ездит! Я видел».

Максим: «Ладно, дай плитку, это будет машина».

Из-за большого количества деталей в постройке произошло упрощение изображения в рисунке, кремлевская стена изображалась очень схематично, а детали, более важные с точки зрения детей и персонажи изображались более тщательно и подробно.

Завершающей темой прошлого года была тема «Парк аттракционов». Мы сдвинули столы, и команды детей работали рядом, строя как бы свой кусочек (фрагмент) парка. Дети отлично договаривались в процессе работы, работать по одному им было уже не интересно.

Руслан: «Давай колесо обозрения будем делать».

Илья: «Давай. Но нам еще кирпичики на забор нужны».

Руслан: «У нас еще там будет это, змея, нет, как их? Американские горки.

Вот здесь у нас забор будет».

Дети с удовольствием строили и обыгрывали постройки, пристраивая и свои, только что выдуманные аттракционы .

Илья, Руслан, Валера.

Валера: «Это что у вас?»

Илья: « Батуты».

Валера: «О! Я катался на таких».

Руслан: « А это парковка. Там люди машины свои ставят, которые в парк приезжают. У нас динозавр на страже. Это парк динозавров».

Илья: « Что бы еще построить?»

Валера: «Давайте построим замок, где живут Гудвин и Элли. А еще там есть Дровосек. Еще нужен забор, чтобы злая волшебница Гингема не убежала»

В рисунках аттракционов более ярко отражены значимые и интересные для детей детали, а остальное передано схематично.

Рисунки детей помогли нам увидеть пути дальнейшего развития конструирования и лучше понять внутренний мир ребенка.


Протокол экспериментального занятия №4

Участники экспериментального занятия:

Зеленкова Светлана Сергеевна

Артюшина Марина Викторовна

Дети подготовительной группы в количестве 15 человек

Группа №2

 2013г.

Общее время: 40 минут

Тема: «Остров на море лежит

            Град на острове стоит…»

Задачи: 

  1. Познакомить детей с архитектурой древней Руси, отметить её оригинальность, красоту, прочность построек; познакомить детей с назначением различных строений.
  2. Упражнять в умении при работе с деталями придавать формам устойчивость, совмещать их для получения нужных форм.
  3. Уметь использовать архитектурные украшения: шпиль, луковки, барабаны и др.
  4. Создавать сооружение по иллюстрации в книге. Создавать образ путём закручивания полосок, круга в конус (тупой конус), полукруга в конус (конус острый), прямоугольник в цилиндр.

  1.  Развивать творческие способности детей,  мышление, мелкую моторику.
  2. Развивать речевую активность, давать развёрнутые ответы на вопросы.

Словарная работа:

    Зодчий – древний архитектор, шаровые купола, кубовидное тело храма, барабан, луковица или маковка, конус на луковице – шпиль.

Методические приёмы:

  1. Беседа
  2. Рассматривание
  3. Объяснение
  4. Показ
  5. Напоминание
  6. Художественное слово

Материалы:

Иллюстрации архитектуры древних и современных русских городов;

выкройки: конусов тупых и острых, цилиндров из картона;

цветная бумага, ножницы, кисти для клея, клей ПВА, клеёнка, салфетки;

лист зелёной бумаги (ватман) с дубом посередине – остров.

Предварительная работа:

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
  3. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина. Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане».
  4. Знакомство и рассматривание иллюстраций соборов, церквей, крепостей древней Руси.
  5. Заучивание отрывков из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Ход занятия:

Воспитатель: Вот послушайте, ребята:

«Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей».

 

О каком городе говорит в своей сказке А.С.Пушкин, каким вы его видите? Вот перед вами иллюстрации архитектурных сооружений разных времён. Выберите ту, какая на ваш взгляд больше подходит к данной сказке. (ответы детей)

Объясните, почему вы выбрали именно эту иллюстрацию?

А как давно стояли такие города на Руси? А вот послушайте.

Давным-давно кругом были непроходимые леса, в лесах жили:

«Там на невидимых дорожках

Следы невиданных зверей.

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…»

Вот посмотрите на изображения двух городов. Как вы думаете, какой город раньше был построен: деревянный или каменный? (ответы детей).

Почему вы так решили? Почему люди стали строить города из камня?

Какой материал прочнее: дерево или камень? (ответы детей)

Ребята, давайте ещё раз посмотрим на изображения древних городов на иллюстрациях. Что особенного, на ваш взгляд, во всех этих городах? (Все города обнесены крепостной стеной).

Зачем же их строили? Для чего они были нужны? А что за грозные, массивные сооружения стояли по углам крепостных стен? Это сторожевые башни. Они служили наблюдательным пунктом, из них охрана наблюдала: не подбирается ли где к городу враг. А если завидят врага, на этих башнях висели колокола – набаты – то стражники били в набат.

Сколько сторожевых башен было вокруг города? (четыре: на все части света)

А как назывался вот такой укреплённый город? (город-крепость, Кремль)

Такие города на Руси были центром ремёсел и торговли. Люди работали, торговали. Всё это было днём. А наступал вечер, и стража закрывала городские ворота. А для чего она это делала? (ответы детей)

Динамическая пауза.

Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте                     Прыжки

Эй! Руками машем вместе.                 Движения «ножницы» руками

Э-хе-хе! Прогнули спинки,                 Наклоны вперёд, руки на поясе, спину прогнуть

Посмотрели на картинки.                   Нагнувшись, голову поднять как можно выше

Э-ге-ге! Нагнулись ниже.                   Глубокий наклон вперёд, руки на поясе

Наклонились к полу ближе.               Дотронуться руками до пола

Э-э-э! какой же ты лентяй!                Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем

Потянись, но не зевай                        Руками потянуться вверх, поднявшись на носочки

Повернись на месте ловко.                Покружиться

В этом нам нужна сноровка

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

А теперь давайте рассмотрим постройки в самом городе. Центральное место во всех древних городах занимали церкви. Для чего людям нужны церкви? (общение с Богом, крестили детей, венчали молодожёнов)

Рядом с церковью или прямо на ней самой были колокольни или звонницы (показ иллюстраций). В праздничные дни на этих звонницах колокола звонили весело, заливисто, с перезвоном. И назывался этот перезвон – «благовест» (аудиозапись).

А что за строения ещё были в городе? Палаты, где жили князь с семьёй; думная палата, где собирались бояре с князем, решали разные проблемы «думу думать»; дома для жителей города и ещё различные постройки: амбары, сараи, конюшни и т.д.

Давайте ещё раз рассмотрим эти постройки. Все дома в городе украшались. Украшения были разными.

На многих постройках возвышаются барабаны, которые венчаются сверху луковицами или маковками. Постройки цилиндрической формы, а крыши – шаровидные купола.

А вам бы хотелось самим такой вот город-крепость? Представьте себе, что вы не дети подготовительной группы и не живёте в современном мире, а жители древнего русского города. И вот остров, на котором кроме дуба ничего не растёт и ничего не стоит.

(дан лист зелёной бумаги с дубом посередине – остров).

А вы древние архитекторы – зодчие и вы должны будете построить город, который подарила Царевна-Лебедь князю Гвидону и его матушке царице. Ну, что же, приступайте к работе.

Конструирование из конструктора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей

Данная работа освещает проблемы нарушения фонетического и фонемотического восприятия, а также формирования лексико-грамматического строя речи и, как следствие, связной речи. Особенные затруднения вызы...

"Развитие и обогащение игровых сюжетов у детей среднего возраста, способствующих созданию самостоятельных игровых замыслов"

Тема: "Развитие обогащение игровых сюжетов у детей среднего возраста, способствующих созданию самостоятельных игровых замыслов".Цель: Развивать сюжетно-ролевые игры у детей среднего возраста.Задачи: 1...

Практический тренинг для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста по созданию игровых замыслов.

цель тренинга - показать родителям, что через создание игровой ситуации, можно решать любые задачи развития малышей....

«Шаг в будущее. Юниор» Секция «Мир техники» Интеллектуальные конструкции Исследовательская работа   «Создание голографического 3-D проектора»

laquo;Шаг в будущее. Юниор»Секция «Мир техники»Интеллектуальные конструкцииИсследовательская работа  «Создание голографического 3-D проектора»...