"Обереговая кукла из ниток" мастер- класс
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Мастер - класс для детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oberegovaya_kukla_iz_nitok.docx | 85.99 КБ |
Предварительный просмотр:
НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
Группа по присмотру и уходу за детьми 3-4 года.
Мастер – класс «Обереговая кукла из ниток» для родителей и детей.
Воспитатель: Иванова. Н.В
Описание: данный мастер-класс можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями.
Цель:
формирование бережного отношения к народным традициям и обрядам.
Задачи:
образовательные:
- научить делать куклу из ниток;
развивающие:
- способствовать развитию эстетического вкуса, творческих способностей ,внимания, мелкой моторики рук;
- пробудить желание заниматься прикладным творчеством;
воспитательные:
- воспитывать аккуратность, умение добиваться успешного достижения поставленной цели.
Применение: Куклу - самоделку можно использовать как украшение домашнего или выставочного интерьера, как подарочный сувенир.
Материалы: нитки для вязания (3 цвета: лицо и волосы куклы, руки), ножницы, книга, ленточки.
Просмотр презентации «Обереговые куклы»; набор картин о обереговых куклах, образцы кукол.
Беседа.
Характерная особенность русских народных кукол-оберегов – это чистый лик без обозначения глазок, рта и носа. По древним поверьям считалось, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и принести вреда обладателю. Безликая кукла считалась неодушевленной вещью, которая приносила только здоровье, счастье и благополучие.
Вообще русскую куклу относят к загадочных символам Древней Руси, так как она была не просто милой детской игрушкой, а обязательным атрибутом всех важных обрядов в жизни. Именно в искусстве изготовления кукол ясно отображены русские обычаи и национальные культурные традиции.
В каждой области Руси кукол изготовлялись в традиционных неповторимых нарядах. Костюмы эти всегда были яркими, красивыми, украшенными вышивкой. У кукол обязательно были длинные волосы, в которые вплетались пёстрые ленточки, бусинки и нитки.
Такие игрушки из северных губерний украшались ярким сарафаном и твердым кокошником, который вышивали белым и прозрачным бисером.
Куклы из Рязани отличались буйством красок, одеты они были в традиционную поневу с прошвой, которая богато украшалась. Рукава рубахи имели симпатичную вышивку, и завершался наряд куклы головным убором «сорока». Так, что уже по таким древним куколкам можно изучать историю славянского народа .
Кукла была частью девичьего приданного, поэтому она бережно хранилась в сундуке до замужества. Ведь раньше очень рано выдавали замуж (с 14 лет), поэтому юные невесты частенько играли с этими куклами.
Взрослые поощряли игру в куклы, так как с с помощью игры дети имели понятия о составе семьи, о роли матери в семье, учились вести хозяйства. Такая игрушка символизировала продолжение рода и была незаменимым атрибутом всех гуляний и праздников.
Еще дети в игровой форме легко учились шить, вышивать наряды куклам, прясть, и обучались ремеслу одевания.
В старину в семье, где появлялся малыш, обязательно в колыбель клали тряпичную куклу, которая оберегала новорожденного от злого глаза и болезней на протяжении его жизни и выступала настоящим талисманом. Создавалась такая кукла сразу после родов из разноцветных натуральных нитей и тканей. Пол ребенка определял и пол его куклы-оберега. По поверьям в этой куколке будет находиться частичка души малыша.
Были еще куклы — обереги неразлучники. Она изготовлялась любящей женщиной, которой хотелось надолго сохранить любовь и страсть в отношениях с желанным мужчиной. Делали пару таких кукол и хранили в укромном месте дома.
Люди верили, что куклы, обязательно сделанные своими руками из простых натуральных материалов, обладают магическими свойствами: приносят счастье в дом и уберегают от злых духов. Поэтому очень часто тряпичные куколки или куклы из ниток использовались людьми , как обереги семейного счастья, которые передавались из поколения в поколение.
По традиции у каждого крестьянина в доме была кукла-оберег, которая надёжно охраняла счастье в доме и здоровье хозяев. Она сопровождала человека с самого рождения и до смерти.
Таких кукол женщины изготовляли много, и у каждой было свое предназначение. Бабушки и дедушки, матери дарили этих кукол своим внукам, детям и вкладывали в них свою любовь и жизненную мудрость, на энергетическом уровне это чувствовалось, поэтому детки бережно относились к таким подаркам.
Ход работы:
1.Берем пряжу бежевого цвета. Это будет голова и лицо куклы. Наматываем на прямоугольный предмет (книга, разделочная доска). Длина 15-18см. Делаем 30 витков вокруг ширины книги. Разрезаем с одной стороны намотки. Аккуратно снимаем. Складываем нити пополам. Разрезаем нити с другой стороны.
2.Берем пряжу рыжего цвета (или другого цвета). Это будут волосы куклы. Наматываем на прямоугольный предмет. Длина 20-22см. Делаем 50 витков вокруг длины книги. Разрезаем вначале одну часть намотки. Хорошо сложим вдвое, проверяем ,что бы была одинаковая длина .Разрезаем другую часть намотки. Сплетаем в косичку.
Второй вариант - волосы короткие. Можно намотать нитки на ребро ладони толстым слоем. Затем снимаем и разрезаем моток с другой стороны, одеваем маток волос в отверстие головы и завязываем на узлы.
3.Лицо.
Ленточкой или верёвочкой перевязываем длину лица.
4.Руки.
Вставляем в середину куклы моток рук, завязываем пояс у куклы. Если моток рук длинный, то можно сплести косичку.
5.Украшаем куклу.
Украшаем ленточками, красивыми верёвочками, бисером или бусинками.
Из кусочка ткани делаем фартук.
6.Итог выполненных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
конспект открытого занятия по классу балалайки «Работа над артикуляцией в классе балалайки. Начальный период»
конспект занятия по классу балалайки...
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Занятие по развитию речи вне класса во 2 классе по теме «В гости к бабушке».
Цель: Закрепить и обобщить знание детей о домашних животных, об их внешнем виде, об их пользе.Задачи: - Обучить отвечать на вопросы, состави...
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...