Организация работы по развитию мелкой моторики детей с косоглазием и амблиопией в процессе конструирования из бумаги и занятий оригами
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему
Рекомендации для педагогов по организации работы по развитию мелкой моторики детей с косоглазием и амблиопией в процессе конструирования из бумаги и занятий оригами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для педагогов | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
При организации работы по конструированию из бумаги и занятий оригами с детьми с косоглазием и амблиопией с целью развития мелкой моторики необходимо:
1). Учитывать особенности осязания и мелкой моторики каждого ребенка, способность использовать осязание в различных видах деятельности. Для этого условно разделить детей на группы по результатам диагностики:
- дети, входящие в первую подгруппу, безошибочно идентифицируют структуру поверхности объектов, способны учитывать эту характеристику при группировке предметов. Они справляются с заданиями на определение формы, величины предметов, умеют использовать сложившийся обобщенный образ предмета в другой деятельности. У детей этой группы хорошо развита мелкая моторика. Обследовательские действия при восприятии предметов активны, развернуты, целенаправленны и последовательны. Дети самостоятельны, инициативны. Умеют выделять в предмете соответствующий задаче информативный признак или систему признаков. Обозначают свой выбор в речи. Отмечается скоординированность, содружественность движений обеих рук, умение использовать сенсорные признаки предметов в деятельности;
- у детей второй подгруппы представления о предметах сформированы недостаточно полно. Отмечаются затруднения в определении свойств и качеств предметов, способ зрительно-осязательного соотнесения объектов используют частично. Дети довольно активны при выполнении заданий. Пытаются ощупывать предъявляемый объект, подключают вторую руку при его обследовании, однако действий примеривания при этом не осуществляют. С заданиями справляются, однако допускают единичные ошибки, неточности, не всегда самостоятельно замечают и исправляют их, им необходима организующая помощь педагога в любой деятельности. Основной причиной трудностей выполнения предметных действий для детей данной подгруппы является недостаточная сформированность двигательных компонентов, схемы предметных действий, отсутствие четких представлений о способе выполнения задания. Снижены техника движений, скоординированные действия глаза и руки в процессе выполнения различных действий. У детей отмечается недостаточная сформированность формообразующих движений рук;
- детям третьей подгруппы также характерны недостаточно полные и дифференцированные представления о предметах. Однако дети этой подгруппы менее активны, инициативны. При выполнении заданий могут допустить одну – две ошибки, не способны самостоятельно исправить их. Они часто нуждаются в стимулирующей и организующей помощи педагога. Затруднения в выполнении предметных действий в большей мере, чем у детей второй подгруппы, обусловлены низким уровнем развития мелкой моторики. Значительные трудности дети испытывают при выполнении действий, в основе которых лежит принцип переключения от напряжения мышц руки к расслаблению и наоборот. При этом отмечается либо вялость, либо суетливость в движениях, неаккуратность при совмещении, соединении деталей. Несмотря на то, что дети имеют представления о способе выполнения задания, они быстро устают, поэтому не всегда выполняют задание полностью. При выполнении сложных действий, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, отмечается неуверенность, неловкость. Дети не стремятся к осязательному обследованию предметов, что осложняет выделение в них соответствующего задаче информативного признака или системы признаков, сличение выделенных признаков с заданным эталоном. Характерна непродолжительность и хаотичность обследования предметов, осмысливание предмета по одной, иногда несущественной его части. Дети испытывают трудности при анализе качеств предметов с помощью осязания.
- у детей четвертой подгруппы представления о предметах достаточно ограничены. При выполнении заданий допускают две и более ошибок. В большинстве случаев не проявляют большого интереса к занятиям, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания или выполняют их частично, не инициативны. Нуждаются в организующей и практической помощи педагога. У детей этой подгруппы отмечаются трудности кинетической и кинестетической организации движений, диффузный характер движений, сложности выполнения системы элементарных действий в процессе практической деятельности. Испытывают значительные трудности как в ориентировочной, так и в исполнительской составляющих предметного действия. При восприятии предметов сразу переходят от обследования предмета к его использованию. Ощупывающие движения рук детей носят примитивный характер. Дети осуществляют случайный выбор предмета или основанием для выбора предмета служит единичный признак. Визуально не всегда замечают различия между предъявляемыми объектами, а осязание при идентификации определенного качества в процессе деятельности не подключают. Отмечаются выраженные нарушения исполнительских компонентов действий, грубые нарушения координации, траектории движений. В процессе деятельности с предметами отмечаются хаотичные нецелесообразные движения. Дети испытывают значительные затруднения в удержании внимания в процессе практической деятельности.
2). Определить уровень сложности ставящихся задач и пути их достижения для каждой подгруппы: - детям четвертой подгруппы, в которую входят дети не только с низким уровнем развития осязания и мелкой моторики, но и с низкими познавательными возможностями, с тяжелыми нарушениями зрения, нагрузка уменьшается путем сокращения повторений на одном занятии, снижения темпа выполнения упражнений. Вместе с тем, с целью достижения положительного эффекта количество индивидуальных занятий по конструированию из бумаги и выполнению оригами в течение недели увеличивается. При показе упражнений необходимо использовать метод пассивных движений. При подборе дидактического материала для детей данной подгруппы используются пособия с усиленными осязательными (четкая форма, выраженная фактура и др.) и зрительными (максимальная насыщенность, контраст, контурирование, выделение формы и т.п.) признаками;
- для детей третьей подгруппы подбираются задания, максимально ориентированные на решение задач развития моторных качеств (подвижности, плавности, переключаемости движений, регуляции мышечного тонуса), подготовки руки к осязательному восприятию предмета, строгая алгоритмизация процесса осязательного восприятия;
- с детьми второй подгруппы в большей мере проводится работа по развитию возможности использования осязания в продуктивной деятельности, в процессе действий с предметами. Важно уделять особое внимание формированию формообразующих движений руки, развитию возможности выполнять двигательный акт на основе мышечно-двигательного чувства;
- детям первой подгруппы предлагаются задания повышенной степени трудности, творческие задания. Задачи, ставящиеся на занятии, в большей мере направлены на совершенствование возможности использовать осязание в продуктивной, игровой, бытовой деятельности и предполагают активность и самостоятельность детей.
3). Проведение индивидуальной работы по развитию осязания и мелкой моторики в процессе конструирования из бумаги несет пропедевтическую направленность и подготавливают ребенка к усвоению программного материала на подгрупповом занятии.
4). Занятия целесообразно проводить в утренние и вечерние часы.
5). Продолжительность индивидуальных занятий составляет 10 – 15 минут.
6). Количество индивидуальных занятий в неделю для детей каждой подгруппы различно и зависит от индивидуальных особенностей осязательного восприятия и использования осязания в деятельности:
- рекомендуется с детьми первой подгруппы индивидуальные занятия проводить один раз в неделю;
- с детьми второй подгруппы – два раза в неделю;
- с детьми третьей подгруппы – четыре раза в неделю;
- с детьми четвертой подгруппы – ежедневно.
7). При организации работы по развитию осязания и мелкой моторики в процессе конструирования из бумаги, необходимо создать определенные условия для адекватного восприятия осязательных признаков предметов:
− обеспечивать оптимальную температуру в помещении (16-20°С);
− поддерживать хорошее состояние кожи подушечек пальцев (сухая, с мозолями и ранами кожа снижает скорость восприятия, создает неприятные ощущения при скольжении пальцев, притупляет осязание);
− приступать к работе, предварительно хорошо вымыв руки теплой водой с целью снятия мышечного напряжения пальцев рук, повышения чувствительности подушечек пальцев;
− начинать занятие с массажа зон кисти, предплечья или с гимнастики для рук, кистей, пальцев рук (если на занятии запланировано изучение большого объема программного материала, то эти мероприятия можно провести перед занятием);
− не превышать время непрерывной тактильной нагрузки – пять минут;
− создавать игровую мотивацию, обеспечивать положительный эмоциональный фон занятия.
8) Для осязательного отражения фигуры необходимо последовательное обследование листа бумаги на каждом этапе выполнения. Далее выделенные признаки должны быть синтезированы в образ предмета. Поэтому нужно приучать детей обследовать бумагу в строгой последовательности:
− рассматривание листа бумаги в целом, захват его рукой (двумя руками);
− вычленение сторон и углов листа бумаги, проведение по ним рукой (при этом движение повторяет конфигурацию каждой части), сопровождение движения руки взором;
− определение сенсорных характеристик (форма, величина);
− определение пространственных взаимоотношений между основными частями (вверху, внизу, справа, слева);
− определение сенсорных характеристик коротких сторон фигуры (форма, величина).
9). Приемы использования осязания в процессе конструирования из бумаги:
− подключение мануальных обследовательских действий при анализе образца: обведение детали образца пальцем по контуру, сравнение деталей по величине путем наложения, приложения, указание рукой местонахождение деталей;
− выкладывание изображений из плоскостных геометрических форм осязательным способом при зрительном предъявлении образца: на образец, по образцу, по мнемическому образу, по словесной инструкции педагога;
− использование указательного пальца в качестве условной мерки и для контроля расстояния между элементами узора;
− осуществление коррекции с помощью рук при совмещении элементов конструкции;
− использование алгоритма расположения и соединения деталей: взять деталь двумя руками; наложить на тождественную деталь образца, добиваясь полного совмещения; согнуть, не нарушая пространственной ориентации, на лист; наложить на лист (при необходимости поправить легкими движениями указательных пальцев обеих рук); разгладить легкими движениями (левой придерживать конструкцию, а пальцами правой руки проводить заготовке в противоположную сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму
При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...
Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»
Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...
Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму
При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...
Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе»
ОглавлениеВведение...................................................................................................................3-4Анализ теоретических аспектов развития мелкой моторики в работах...
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при единстве требований и тесном сотрудничестве педагогов возможн...
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосв...
Организация работы по развитию мелкой моторики дошкольников в детском саду
Попробуем разобраться, что же это такое развитие мелкой моторики...