Организация работы по развитию мелкой моторики дошкольников в детском саду
статья (подготовительная группа)

Байрамова Пери Арзуман кызы
Попробуем разобраться, что же это такое развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dou_motorika_ruki.docx87.36 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по развитию мелкой моторики дошкольников в детском саду

В целевом ориентире ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования регламентирует, что «…у ребенка развита мелкая моторика».  Как воспитатель должен работать в данном направлении, какие упражнения и задания использовать в работе. Эти вопросы всегда интересуют современного  педагога. Эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей старшего дошкольного возраста является актуальной и для воспитателя.

Мелкая моторика – это понятие широко используемое педагогами, психологами, логопедами и родителями. Попробуем разобраться, что же это такое.

Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. (1)

Так же стоит помнить, что большое значение имеет координация «глаз-рука», т.к. движения происходят под контролем зрения.

Действительно ли так важно развивать мелкую моторику рук? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к анатомии и физиологии головного мозга. Зоны отвечающие за речь и зоны отвечающие за мелкие движения рук  - соседи. Заставляя работать одну из них, мы  вынуждаем вторую тоже включаться в работу. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что не находит слов, ищет выражение через руку.

Существует ряд научных исследований (например, Института физиологии детей и подростков АПНРФ - А.В Антакова-Фомина, М.И. Кольцова, Е.И. Исенина) которые доказали связь уровня развития речи дошкольника с уровнем развития его мелкой моторики. Эта связь прямая, чем лучше и точнее ребенок владеет своей рукой, тем лучше развита его связная речь, внимание, память, логика. Эти исследования также доказали, что если развивать мелкую моторику, то и речь будет становиться лучше, что активно используют логопеды и педагоги в своей работе.

Как же развивать мелкую моторику?

В раннем детстве мамы часто выполняют простые упражнения, сопровождая их стихотворными потешками «Сорока-белобока», «Это пальчик папочка»  и другие. В младшем дошкольном возрасте сюда необходимо прибавить простейшие навыки самообслуживания: застегивать пуговки, завязывать шнурки. Дети с удовольствием выполняют свои первые поделки из пластилина, бумаги, рисуют пальчиковыми красками и другими материалами. Все это благотворно сказывается на уровне развития мелкой моторики.

Основные направления работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в детском саду:

  1. Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр.
  2. Массаж и самомассаж пальцев рук. Может быть с использование различных приспособлений, массажных мячиков.
  3. Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, счетные палочки, мелкие игрушки).
  4. Творческая деятельность: все виды лепки и рисования.
  5. Самообслуживание в быту – завязывание шнурков, застегивание пуговиц, липучек, молний и прочее.

Постепенно развитие мелкой моторики рук ребенка становится одной из составляющих подготовки ребенка к школе, средством активизации познавательных процессов.

Виды деятельности  развития графической моторики:

  • штриховка,
  • обведение по контуру,
  • проведение различных линий в разных направлениях,
  • работа с трафаретами,
  • контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам,
  • дорисовка (по принципу симметрии);
  • волшебные узоры, лабиринты,
  • закрашивание фигур по образцу и по желанию детей.

В подготовительной группе, детям предъявляются требования, которые непосредственно нужны в школе. Развивая графические навыки, мы решаем несколько задач:

1. Совершенствование системы: глаз – рука; ухо – рука.

2. Формирование графических навыков.

 3. Развитие способностей слухового и зрительного анализа.

 4. Умение поддерживать необходимый темп деятельности.

5. Развитие пространственной ориентации на листе бумаги и тетради в клетку.

 6. Умение правильно держать ручку и карандаш.

7. Умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

8. Умение работать в тетради.

9. Умение организовывать свое рабочее место.

Один из способов научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш:

 1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.
2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же.
3. Затем попросите малыша: «Представь, что карандаш ложится спать, а его подушка – это верхняя часть среднего пальца, а указательный и большой пальцы – это одеяло» взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.


C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20220212-WA0010.jpg

Советы педагогам по организации развития мелкой моторики.

Воспитателю, учителю, логопеду и родителю важно помнить, что занятия любой деятельностью иногда, от случая к случаю не даст положительного результата. Только систематичность и разнообразие занятий дадут желаемый эффект. Так же важно соблюдать принцип заданий от простого к сложному.

В старшей и подготовительной группе в детском саду необходимо организовать уголок свободного доступа к материалам для творчества. Где могут находиться акварель, гуашь, пластилин, различные виды бумаги, карандаши, нитки ирис или мулине, проволока, различные виды трафаретов, ножницы, кисточки, клей., восковые мелки.

Уголок игр для развития мелкой моторики, таких как пазлы, мозаики, конструкторы.

Важнейшим аспектом успешной работы с детьми  является работа с родителями. Для них в раздевалке нужно установить информационный уголок. Там родители смогут узнать о тематической теме недели, дополнительных занятиях дома и другое.


Список используемой литературы:

  1. Академический словарь онлайн. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1388362 Дата обращения 26.01.2022
  2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей 4–7 лет / О. И. Крупенчук. – Санкт-Петербург : Литера, 2020. – 32 с. – ISBN: 978-5-94455-333-1.
  3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка = роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка / М. М. Кольцова. – Москва : Педагогика, 1973. – С. 188.
  4. Носачева Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н. В. Носачева, Е. С. Шанина. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2017. – № 11.1 (145.1). – С. 44–47. – URL: https://moluch.ru/archive/145/40660/ (дата обращения: 05.02.2022).
  5. Энциклопедический словарь (1).        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...

Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»

Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...

Организация работы по развитию мелкой моторики детей с косоглазием и амблиопией в процессе конструирования из бумаги и занятий оригами

Рекомендации для педагогов по организации работы по развитию мелкой моторики детей с косоглазием и амблиопией в процессе конструирования из бумаги и занятий оригами...

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму

При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...

Игры для развития мелкой моторики рук в детском саду!

Игры для развития мелкой моторики рук в детском саду!...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при единстве требований и тесном сотрудничестве педагогов возможн...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосв...