Конспект занятия в выпускной группе «Как сделать песочные и водяные часы»
занимательные факты по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Бакулина Майя Владимировна
Конспект занятия в выпускной группе «Как сделать песочные и водяные часы»

 

Люблю часы песочные.

Пускай они неточные…

Но радуют приятно взгляд,

И время может течь назад!

А много ли мы знаем о часах, об их истории, создании, происхождении. Любой из вас может сказать, да, достаточно много. Часы бывают кварцевые, механические, есть еще солнечные и песочные часы… а дальше? А дальше, скорее всего вы затруднитесь рассказать что-нибудь о часах.

История часов достаточно длинная, она насчитывает много столетий. За свою историю изобретения и развития часов, они (часы) были самых разнообразных и причудливых форм. Само слово «часы» вошло в обиход приблизительно 700 лет назад, в 14 веке.

Часы бывают разные

Есть детские, есть важные.

Будильники пузатые,

Настенные глазастые,

Карманные почтенные,

Наручные надменные,

Настольные серьёзные

И башенные грозные.

Бегут часы по кругу

И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты

Чеканят день за днём.

Но ход часов бывает

По важности причин

Неверным и неточным,

Мы это им простим.

Одни бегут торопятся,

Другие отстают.

Вдруг кто-то остановится, -

Идти перестают.

Но нам винить не стоит

Помощников своих

За их порой неточности

Ведь нет часов плохих.

Прошу вас оглянуться

И убедиться нам,

Что жизнь вокруг налажена

И мчится по часам.

Приносят пользу всякие

Нам ходики-друзья.

Жить помогают собрано

Секундами звеня.

Песочные стройняшки,

Спортивные близняшки,

Скромняги электронные,

Да солнечные сонные.

Тема занятия: 

Как сделать песочные и водяные часы.

 

Задачи:

Образовательная:

1. Обобщить и закрепить знание детей о часах, их назначении.

2. Продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток; определять время по часам с точностью до 1 \минуты.

3. Воспитывать способность и умение беречь время.

4. Подвести к пониманию их назначения.

Развивающая:

Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных математических задач.

Обучающие:

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Материал:

Возьмем 4 пластиковых бутылки, в которых продается вода. Из 2 мы сделаем водяные часы, из других 2 – песочные. Также нам понадобится цветной песок и вода. Суперклей, шило, скотч, свеча, радужные блестки, секундомер и еще перманентный маркер для начертания отметок времени, (можно его заменить другим имеющимся в детском саду материалом.)

Организационный момент:

Начинаем наш урок. Для успешной работы нам сегодня понадобятся:

-внимательные глаза,

-чуткие уши,

-ловкие руки,

-сообразительные головы.

И, конечно же, хорошее настроение!

Желаю нам успехов в изготовление часов!

Вступление:

Воспитатель: Отгадайте загадки.

1.

Идут не умолкая,

Чеканя каждый шаг,

Усталости не зная,

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Дети-часы)

2.

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…

(Дети-часы)

3.

Одна нога - короче,

одна нога - длиннее,

при этом, между прочим,

в двенадцать раз быстрее!

Но не смотря, на это,

они идут куда-то

с заката до рассвета,

с рассвета до заката.

А, что это, ребята?

(Дети-часы)

4.

Маленький домик

Не стоит, не лежит,

На стене висит,

В нём хозяйка сидит,

На часы глядит.

(Дети-часы с кукушкой)

5.

Две девицы, две подруги

Ходят вместе, друг за другом

Только та, что подлиннее

Ходит чуточку быстрее

А другая, покороче,

Словно двигаться не хочет

Так и ходят круг за кругом

Две девицы, две подруги

И встречаясь каждый раз

Говорят, который час.

(Дети-часы)

 

Изготовление часов:

1.

Берем две чистые пластиковые бутылки одинакового размера и формы. Чем ниже будут бутылки, тем более устойчивыми получатся ваши часы. Лучше использовать грушевидные бутылки.

Снимаем с бутылок все этикетки. Очистим бутылки от наклеек с помощью воды и мыла. После этого протрем бутылки салфеткой.

2.

Снимаем с бутылок крышки, склеиваем их вместе и подождем, пока клей высохнет. Наносим клей по краям первой крышки. Будьте внимательны, чтобы клей не попал в центр крышки, иначе затем мы не сможем проделать в ней отверстие. После этого прижимаем к ней вторую крышку. Проследить за тем, чтобы крышки плотно склеились плоскими участками. В результате останутся видны только внутренние поверхности крышек.

Используем сильный клей, например, суперклей или эпоксидный клей. Обычный клей для бумаги или клей для горячего склеивания недостаточно сильны.

3.

Проделываем отверстие в центре склеенных вместе крышек. Это можно сделать с помощью шила нагретом над свечой. Поэкспериментируем с диаметром отверстия. Чем больше будет отверстие, тем быстрее сквозь него будет высыпаться песок. При меньшем диаметре отверстия песок будет высыпаться медленнее.

4.

Надеваем крышку на первую бутылку и закручиваем ее, как мы обычно делаем это. Единственное отличие состоит в том, что к верхней части этой крышки приклеена вторая крышка — пока что не обращайте на это внимания.

5. Проверяем, чтобы используемый нами песок был сухим. Если мы возьмем влажный песок, то он застрянет в горлышке бутылки.

Мы используем цветной песок. Его можно приобрести в магазине товаров для рукоделия или магазине детских товаров.

Добавим в песок немного мелких блесток, чтобы придать ему более красочный вид. Простой песок с золотыми блестками будет выглядеть довольно эффектно. Можно также использовать белый песок и радужные блестки.

6.

Возьмем вторую бутылку и засыпаем в нее песок. Если вам не важно, как долго будет сыпаться песок в ваших часах, наполните бутылку на две трети. Если же вы хотите, чтобы ваши часы отсчитывали определенный интервал времени, при засыпании песка используйте секундомер.

Если мы хотим, чтобы песочные часы отсчитывали ровно 1 минуту, засыпаем песок в бутылку в течение 1 минуты.

7.

Накручиваем пустую бутылку на бутылку с песком. Совмещаем крышку с горлышком бутылки с песком. Плотно закручиваем крышку на бутылке с песком.

8.

Испытываем песочные часы. Переворачиваем их так, чтобы бутылка с песком оказалась сверху. После этого песок начнет пересыпаться в нижнюю бутылку. Если мы хотите узнать, какой интервал времени отсчитывают песочные часы, запускаем секундомер и останавливаем его, как только весь песок пересыплется в нижнюю бутылку.

9.

Если понадобятся какие-либо изменения, проделать их можно после того, как весь песок пересыплется в нижнюю бутылку. Поставим бутылку с песком на стол и открутим крышки. Если песок сыплется недостаточно плавно, увеличим отверстие. Если нижняя бутылка наполняется слишком долго, уменьшаем количество песка. Если же песок высыпается слишком быстро, добавляем немного песка. После необходимых изменений вновь собираем часы и закручиваем крышки на бутылках.

10.

Обматываем место стыка бутылок скотчем. После того, как мы отрегулировали временной интервал, надежно скрепляем бутылки. Возьмем немного клейкой ленты (например, скотча) и плотно обмотаем ею место стыка. Начинаем с горлышка нижней бутылки, пройдем через место стыка и завершим на горлышке верхней бутылки. Для большей надежности наложим несколько слоев скотча.

11.

Используем песочные часы. Поставим их на ровную поверхность так, чтобы пустая бутылка находилась снизу. По прошествии определенного времени в нижнюю бутылку пересыплется весь песок. Если мы хотите еще раз отсчитать данный интервал времени, перевернем часы.

12.

По секундомеру засекаем время. Через одну минуту на нижней части нарисуем линию маркером. Затем через 2 минуты нарисуем линию и т. д. Если сыпется медленно (Мы сделали очень маленькое отверстие, то можно отмечать 5 или 10 минут. Если выливается или высыпается быстро – то можно отметить полминуты, минуту и т. д. Песочные или водные часы готовы!

Как играть с песочными или водяными часами:

Изготовление таких часов – это целое событие для ребенка! А их применение в жизни – это просто восторг. Причем я видела этот восторг как у самых маленьких ребят, так и у выпускников детского сада. В этих играх и упражнениях мы учим малыша ориентироваться во времени! Спросите ребенка (или группу детей, за сколько минут они могут что-то сделать.

 

На пример:

1.Для малышей – за сколько минут ты можешь одеться на прогулку? За сколько секунд ты наденешь колготки? За сколько минут разложишь ложки и вилки на стол? За сколько минут уберешь игрушки? За сколько минут нарисуешь солнышко?

2. Для школьников – за сколько минут ты прочитаешь этот текст? За сколько минут ты успеешь выучить наизусть скороговорку? За сколько минут выполнишь упражнение?

Затем ставим наши песочные или водяные часы, ребенок начинает действовать. А мы следим за временем. Когда песок или вода дойдут до линии, то говорим: «Стоп».

В заключении спросите детей, понравились ли ему такие часы? Удобны ли они были бы для нас в нашей жизни? Почему?

Ребята:

Мы пришли к выводу, что эти часы не совсем удобны. Мы не можем взять их на прогулку, в кино, на соревнование и тд. Ведь сейчас в наше время совершенно другие часы.

Правильно ребята. Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

 Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

 

 А часы, которые висят на стене называются – как? (Дети-Настенные).

 

 Часы, которые носят на руке, называются – как? (Дети-Наручные).

 

 Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Дети-Будильник).

 

 Еще есть часы на башнях. Их называют (Дети-башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».

 

 Раньше были даже каретные часы. Они были где? (Дети в карете)

 

 Карманные часы носят-где (Дети в кармане).

 

 Каминные часы ставят-куда (Дети на камин).

 

 А какие часы есть у вас дома? У бабушки? У папы? (Дети называют свои часы)

 

Подведение итогов:

Что нового интересного вы узнали?

- Что понравилось?

Что расскажешь своим родителям, друзьям?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в выпускной группе «Как сделать песочные и водяные часы»

Люблю часы песочные.

Пускай они неточные…

Но радуют приятно взгляд,

И время может течь назад!

А много ли мы знаем о часах, об их истории, создании, происхождении. Любой из вас может сказать, да, достаточно много. Часы бывают кварцевые, механические, есть еще солнечные и песочные часы… а дальше? А дальше, скорее всего вы затруднитесь рассказать что-нибудь о часах.

История часов достаточно длинная, она насчитывает много столетий. За свою историю изобретения и развития часов, они (часы) были самых разнообразных и причудливых форм. Само слово «часы» вошло в обиход приблизительно 700 лет назад, в 14 веке.

Часы бывают разные

Есть детские, есть важные.

Будильники пузатые,

Настенные глазастые,

Карманные почтенные,

Наручные надменные,

Настольные серьёзные

И башенные грозные.

Бегут часы по кругу

И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты

Чеканят день за днём.

Но ход часов бывает

По важности причин

Неверным и неточным,

Мы это им простим.

Одни бегут торопятся,

Другие отстают.

Вдруг кто-то остановится, -

Идти перестают.

Но нам винить не стоит

Помощников своих

За их порой неточности

Ведь нет часов плохих.

Прошу вас оглянуться

И убедиться нам,

Что жизнь вокруг налажена

И мчится по часам.

Приносят пользу всякие

Нам ходики-друзья.

Жить помогают собрано

Секундами звеня.

Песочные стройняшки,

Спортивные близняшки,

Скромняги электронные,

Да солнечные сонные.

Тема занятия: 

Как сделать песочные и водяные часы.

Задачи:

Образовательная:

1. Обобщить и закрепить знание детей о часах, их назначении.

2. Продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток; определять время по часам с точностью до 1 \минуты.

3. Воспитывать способность и умение беречь время.

4. Подвести к пониманию их назначения.

Развивающая:

Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных математических задач.

Обучающие:

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Материал:

Возьмем 4 пластиковых бутылки, в которых продается вода. Из 2 мы сделаем водяные часы, из других 2 – песочные. Также нам понадобится цветной песок и вода. Суперклей, шило, скотч, свеча, радужные блестки, секундомер и еще перманентный маркер для начертания отметок времени, (можно его заменить другим имеющимся в детском саду материалом.)

Организационный момент:

Начинаем наш урок. Для успешной работы нам сегодня понадобятся:

-внимательные глаза,

-чуткие уши,

-ловкие руки,

-сообразительные головы.

И, конечно же, хорошее настроение!

Желаю нам успехов в изготовление часов!

Вступление:

Воспитатель: Отгадайте загадки.

1.

Идут не умолкая,

Чеканя каждый шаг,

Усталости не зная,

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Дети-часы)

2.

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…

(Дети-часы)

3.

Одна нога - короче,

одна нога - длиннее,

при этом, между прочим,

в двенадцать раз быстрее!

Но не смотря, на это,

они идут куда-то

с заката до рассвета,

с рассвета до заката.

А, что это, ребята?

(Дети-часы)

4.

Маленький домик

Не стоит, не лежит,

На стене висит,

В нём хозяйка сидит,

На часы глядит.

(Дети-часы с кукушкой)

5.

Две девицы, две подруги

Ходят вместе, друг за другом

Только та, что подлиннее

Ходит чуточку быстрее

А другая, покороче,

Словно двигаться не хочет

Так и ходят круг за кругом

Две девицы, две подруги

И встречаясь каждый раз

Говорят, который час.

(Дети-часы)

Изготовление часов:

1.

Берем две чистые пластиковые бутылки одинакового размера и формы. Чем ниже будут бутылки, тем более устойчивыми получатся ваши часы. Лучше использовать грушевидные бутылки.

Снимаем с бутылок все этикетки. Очистим бутылки от наклеек с помощью воды и мыла. После этого протрем бутылки салфеткой.

2.

Снимаем с бутылок крышки, склеиваем их вместе и подождем, пока клей высохнет. Наносим клей по краям первой крышки. Будьте внимательны, чтобы клей не попал в центр крышки, иначе затем мы не сможем проделать в ней отверстие. После этого прижимаем к ней вторую крышку. Проследить за тем, чтобы крышки плотно склеились плоскими участками. В результате останутся видны только внутренние поверхности крышек.

Используем сильный клей, например, суперклей или эпоксидный клей. Обычный клей для бумаги или клей для горячего склеивания недостаточно сильны.

3.

Проделываем отверстие в центре склеенных вместе крышек. Это можно сделать с помощью шила нагретом над свечой. Поэкспериментируем с диаметром отверстия. Чем больше будет отверстие, тем быстрее сквозь него будет высыпаться песок. При меньшем диаметре отверстия песок будет высыпаться медленнее.

4.

Надеваем крышку на первую бутылку и закручиваем ее, как мы обычно делаем это. Единственное отличие состоит в том, что к верхней части этой крышки приклеена вторая крышка — пока что не обращайте на это внимания.

5. Проверяем, чтобы используемый нами песок был сухим. Если мы возьмем влажный песок, то он застрянет в горлышке бутылки.

Мы используем цветной песок. Его можно приобрести в магазине товаров для рукоделия или магазине детских товаров.

Добавим в песок немного мелких блесток, чтобы придать ему более красочный вид. Простой песок с золотыми блестками будет выглядеть довольно эффектно. Можно также использовать белый песок и радужные блестки.

6.

Возьмем вторую бутылку и засыпаем в нее песок. Если вам не важно, как долго будет сыпаться песок в ваших часах, наполните бутылку на две трети. Если же вы хотите, чтобы ваши часы отсчитывали определенный интервал времени, при засыпании песка используйте секундомер.

Если мы хотим, чтобы песочные часы отсчитывали ровно 1 минуту, засыпаем песок в бутылку в течение 1 минуты.

7.

Накручиваем пустую бутылку на бутылку с песком. Совмещаем крышку с горлышком бутылки с песком. Плотно закручиваем крышку на бутылке с песком.

8.

Испытываем песочные часы. Переворачиваем их так, чтобы бутылка с песком оказалась сверху. После этого песок начнет пересыпаться в нижнюю бутылку. Если мы хотите узнать, какой интервал времени отсчитывают песочные часы, запускаем секундомер и останавливаем его, как только весь песок пересыплется в нижнюю бутылку.

9.

Если понадобятся какие-либо изменения, проделать их можно после того, как весь песок пересыплется в нижнюю бутылку. Поставим бутылку с песком на стол и открутим крышки. Если песок сыплется недостаточно плавно, увеличим отверстие. Если нижняя бутылка наполняется слишком долго, уменьшаем количество песка. Если же песок высыпается слишком быстро, добавляем немного песка. После необходимых изменений вновь собираем часы и закручиваем крышки на бутылках.

10.

Обматываем место стыка бутылок скотчем. После того, как мы отрегулировали временной интервал, надежно скрепляем бутылки. Возьмем немного клейкой ленты (например, скотча) и плотно обмотаем ею место стыка. Начинаем с горлышка нижней бутылки, пройдем через место стыка и завершим на горлышке верхней бутылки. Для большей надежности наложим несколько слоев скотча.

11.

Используем песочные часы. Поставим их на ровную поверхность так, чтобы пустая бутылка находилась снизу. По прошествии определенного времени в нижнюю бутылку пересыплется весь песок. Если мы хотите еще раз отсчитать данный интервал времени, перевернем часы.

12.

По секундомеру засекаем время. Через одну минуту на нижней части нарисуем линию маркером. Затем через 2 минуты нарисуем линию и т. д. Если сыпется медленно (Мы сделали очень маленькое отверстие, то можно отмечать 5 или 10 минут. Если выливается или высыпается быстро – то можно отметить полминуты, минуту и т. д. Песочные или водные часы готовы!

Как играть с песочными или водяными часами:

Изготовление таких часов – это целое событие для ребенка! А их применение в жизни – это просто восторг. Причем я видела этот восторг как у самых маленьких ребят, так и у выпускников детского сада. В этих играх и упражнениях мы учим малыша ориентироваться во времени! Спросите ребенка (или группу детей, за сколько минут они могут что-то сделать.

На пример:

1.Для малышей – за сколько минут ты можешь одеться на прогулку? За сколько секунд ты наденешь колготки? За сколько минут разложишь ложки и вилки на стол? За сколько минут уберешь игрушки? За сколько минут нарисуешь солнышко?

2. Для школьников – за сколько минут ты прочитаешь этот текст? За сколько минут ты успеешь выучить наизусть скороговорку? За сколько минут выполнишь упражнение?

Затем ставим наши песочные или водяные часы, ребенок начинает действовать. А мы следим за временем. Когда песок или вода дойдут до линии, то говорим: «Стоп».

В заключении спросите детей, понравились ли ему такие часы? Удобны ли они были бы для нас в нашей жизни? Почему?

Ребята: 

Мы пришли к выводу, что эти часы не совсем удобны. Мы не можем взять их на прогулку, в кино, на соревнование и тд. Ведь сейчас в наше время совершенно другие часы.

Правильно ребята. Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

 Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

 А часы, которые висят на стене называются – как? (Дети-Настенные).

 Часы, которые носят на руке, называются – как? (Дети-Наручные).

 Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Дети-Будильник).

 Еще есть часы на башнях. Их называют (Дети-башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».

 Раньше были даже каретные часы. Они были где? (Дети в карете)

 Карманные часы носят-где (Дети в кармане).

 Каминные часы ставят-куда (Дети на камин).

 А какие часы есть у вас дома? У бабушки? У папы? (Дети называют свои часы)

Подведение итогов:

Что нового интересного вы узнали?

- Что понравилось?

Что расскажешь своим родителям, друзьям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...

Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны мальчики? Конспект занятия в старшей группе

Уже с первых дней жизни видны различия в поведении и развитии мальчиков и девочек. Мальчики и девочки растут в двух не очень пересекающихся мирах....

Конспект занятия в старшей группе "Волшебные часы времён года"

Конспект занятия направлен на закрепление знаний о временах года....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Путешествие в мир часов" в подготовительной группе.

Познавательное занятие в подготовительной группе, проводится с целью закрепления знаний детей о разлчных видах часов, принципах их работы и роли часов в жизни человека....

конспект занятия в подготовительной группе на тему "Часы"

Развивать познавательный интерес  к предметам , которые окружают людей.  Продолжать расширять знания детей о  предметах, их существенных признаках. Продолжать учить сравнивать предметы,...

Конспект занятия для старшей группы на тему «Я - Водяной»

Конспект занятия для старшей группы на тему «Я - Водяной» подойдет для воспитателей детского сада...