" Волшебная иголочка" для детей 5-7 лет.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Как организовать взаимодействие с детьми старшей - подготовительной групп во второй половине дня.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Вышивание способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
вышивание в ДОУ | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему вышивание, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в моей группе.
Обучение вышивке я начинаю со старшей группы, к этому моменту у ребенка уже достаточно развита мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость. В то же время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств. Организовывала обучение в период между 16 и 17 часами, так как в этот период проявляется максимальная работоспособность у детей (для второй половины дня).
Вышивание не является обязательным видом деятельности, навыками которой должен овладеть каждый ребенок; в детском саду оно используется как средство развития глазомера, мелкой моторики руки, а также личностных качеств ребенка. Поэтому длительность для конкретного ребенка индивидуальна (в целях предупреждения утомления и потери интереса к деятельности) т.е. я разрешаю по желанию ребенка отложить начатую работу. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Материалы и незаконченные работы дети хранят в индивидуальных коробках. Ушко у вышивальных игл должно быть большим, а для их хранения использовать индивидуальные игольницы. Наличие игл необходимо проверять до и после работы. Для отрезания нитей использовать ножницы среднего размера с тупыми закругленными концами.
Цель:
Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.
Задачи:
1.Познакомить детей с материалами и инструментами для вышивания.
2.Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
3.Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка, закрепление нити в конце работы. Освоить приёмы шва «вперёд иголка».
4.Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.
5.Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.
Техническое оснащение:
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные.
3. Иглы для вышивания.
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пуговицы с 2 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
6. Игольницы.
7. Индивидуальные коробки для хранения.
8. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20\20.
Условно процесс обучения я делю на два этапа: подготовительный и основной. К подготовительному этапу относятся упражнения на развитие зрительно - двигательной координации: шнуровка, плетение, запускание волчков и т.п., беседа, дидактические игры, опыты, знакомящие детей со свойствами ткани, знакомство с инструментами и правилами техники безопасности при работе с ними. Основной этап – непосредственное знакомство и обучение вышивке.
Сначала я знакомлю детей с историей возникновения вышивки, значением ее в быту, с разнообразием видов вышивки, с тем, что многие народы имеют свои способы вышивания, свои рисунки свои сочетания цветов. Подчеркиваю значение вышивки, как средство украшения и изображения в наши дни. Знакомлю детей с образцами тканей. Учу определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей.
После этого я знакомлю детей с нитками, с приёмами и правилами работы с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.
Затем, продолжая учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок, закреплять нить в конце работы, я учу выполнять шов «вперёд иголку» по картону. На первых порах я заранее накалываю дырочки в картоне. После того, как ребенок приобретал необходимые навыки, он уже самостоятельно вышивал по картону.
На следующем этапе дети учатся пришивать к картону пуговицы.
Следующее – вышивание по контуру швом «вперед иголка» (геометрические фигуры, круги, силуэты предметов).
Затем я учу вышивать «крестиком», украшать работу цветными нитками, подбирать их красивое сочетание.
Только после этого, приобретя необходимые навыки, можно приступать к работе с тканью.
В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что дети выполняют работу на разных уровнях. Кто-то легко работает уже с тканью, а некоторые ребята с трудом осваивают картон. По моему опыту в этом нет ничего необычного. Как говорил Асмолов – у каждого ребенка свой путь развития. Главное, чтобы дети получали удовольствие от деятельности, чтобы им нравилось.
Результат:
К концу подготовительной группы дети овладевают:
‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
‒ приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «крестиком»;
‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 отверстиями;
‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.
Работа с родителями:
‒ вовлечение родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников;
‒ распространение среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей;
‒ приобщение родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
Деятельность планировать необходимо таким образом, чтобы свои работы дети могли дарить близким на праздники, сотрудникам ДОУ - это хороший стимул для дошкольников.
Как отмечали родители моей группы, дети становятся аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» для детей5-7 лет
«Азбука здоровья» для детей5-7 лет...
Возрастные особенности детей5-6 лет
Возрастные особенности детей5-6 лет...
Дополнительная образовательная программа по театрализованной деятельности для детей5-7 лет "Театр в детском саду"
Художественно -эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...
Проект "Защитники отечества" для детей5-7 лет
Продолжительность проекта:Краткосрочный (одна неделя).Интеграция образовательных областей: реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познавательное, социально-коммун...
Картотека лабиринтов для детей5-6 лет
В данном файле собраны различные лабиринты, которые можно распечатать для занятий с детьми...