Образовательная программа по оригами.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет искусство складывания из бумаги – оригами.

Искусство оригами, существующее много столетий, является оригинальным и уникальным. «Оригами» переводится с японского как сложенная бумага («ори» - сложенная, «кама» - бумага).

Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки, качества, способности. Но ни один вид творчества не сравнится с оригами в своей многофункциональности.

Прежде всего, оригами развивает воображение, так как для того чтобы сделать фигурку, необходимо представлять, как она будет выглядеть, видя перед собой только белый лист бумаги.

Оригами развивает фантазию, так как дает большую возможность для импровизации с бумагой. Всегда можно попробовать сделать сгиб как-то по-иному, стараясь представить, что из этого получится.

Оригами развивает зрительную память. Начиная складывать новое изделие, ребенок руководствуется описанием и схемой, но, повторив эти действия несколько раз, он запоминает их последовательность и каждый следующий раз делает фигурку быстрее и точнее.

Оригами развивает сообразительность и находчивость, потому что изделие оригами нельзя просто механически складывать. Каждая складка из бумаги делается не просто так: она формирует изделие.

Оригами развивает кисть руки, т.е. мелкую моторику. Это особенно важно для маленького ребенка, так как точки на ладони напрямую связаны с развитием умственных способностей. Чем больше ребенок складывает изделие из бумаги, тем лучше формируется его мышление.

Оригами развивает внимательность, так как, складывая, надо постоянно следить за своими действиями.

Оригами развивает терпение, потому что изделие нельзя получить сразу. Например, чтобы получить шарик, который можно надуть, его надо складывать терпеливо, основательно и аккуратно. Спешить нельзя.

Неровно сложенные две половины, криво отогнутый уголок сразу испортят внешний вид и даже могут нарушить весь замысел.

Оригами формирует уверенность в своих силах и в себе самом. Техника оригами проста: складывай и складывай, и результат сразу налицо - выполненная собственными руками игрушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_po_origami_1.docx52.8 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

по  оригами.

(дополнительное образование детей 3-7 лет)

        

Педагог – Смирнова Ю.Ю.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

-Цель программы

-Задачи программы

-Схема проведения занятий

2.Тематический план работы по оригами

3.Методический план работы по оригами

4.Ожидаемые результаты

5.Приложения:

-Общие правила при обучении техники оригами

-Материалы и инструменты

6.Литература

                             Пояснительная записка

С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем – в окружающей природе, в звуке, в цвете.

Е.И. Рерих. Письма (т. 2, 1938).

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет искусство складывания из бумаги – оригами.

Искусство оригами, существующее много столетий, является оригинальным и уникальным. «Оригами» переводится с японского как сложенная бумага («ори» - сложенная, «кама» - бумага).

Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки, качества, способности. Но ни один вид творчества не сравнится с оригами в своей многофункциональности.

Прежде всего, оригами развивает воображение, так как для того чтобы сделать фигурку, необходимо представлять, как она будет выглядеть, видя перед собой только белый лист бумаги.

Оригами развивает фантазию, так как дает большую возможность для импровизации с бумагой. Всегда можно попробовать сделать сгиб как-то по-иному, стараясь представить, что из этого получится.

Оригами развивает зрительную память. Начиная складывать новое изделие, ребенок руководствуется описанием и схемой, но, повторив эти действия несколько раз, он запоминает их последовательность и каждый следующий раз делает фигурку быстрее и точнее.

Оригами развивает сообразительность и находчивость, потому что изделие оригами нельзя просто механически складывать. Каждая складка из бумаги делается не просто так: она формирует изделие.

Оригами развивает кисть руки, т.е. мелкую моторику. Это особенно важно для маленького ребенка, так как точки на ладони напрямую связаны с развитием умственных способностей. Чем больше ребенок складывает изделие из бумаги, тем лучше формируется его мышление.

Оригами развивает внимательность, так как, складывая, надо постоянно следить за своими действиями.

Оригами развивает терпение, потому что изделие нельзя получить сразу. Например, чтобы получить шарик, который можно надуть, его надо складывать терпеливо, основательно и аккуратно. Спешить нельзя.

Неровно сложенные две половины, криво отогнутый уголок сразу испортят внешний вид и даже могут нарушить весь замысел.

Оригами формирует уверенность в своих силах и в себе самом. Техника оригами проста: складывай и складывай, и результат сразу налицо - выполненная собственными руками игрушка.

Итак, искусство оригами является для ребенка прекрасной развивающей игрой. В длинный список развиваемых им качеств входят такие, как: воображение, фантазия, зрительная память, сообразительность, мелкая моторика рук, мышление, внимательность, уравновешенность, уверенность в собственных силах, эстетический вкус, терпение, организованность, коммуникабельность, потребность в творчестве.

Программа «Волшебный квадрат» рассчитана на обучение детей 3–7 лет навыкам оригами, она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста. Занятия по оригами проводятся один раз в неделю, наряду с другими. Продолжительность и количество занятий представлены в таблице (табл. 1).

Занятия организуются по принципу индивидуально-личностного подхода. Так как кружок посещают дети с разным уровнем развития, выполнения задания обычно проходит неравномерно; одни уже выполнили работу, другие еще только начинают, поэтому по возможности необходимо с каждым ребенком заниматься индивидуально.

Программу «Волшебный квадрат» можно рассматривать как дополнительный раздел к программе дошкольного образования, а также как самостоятельную программу развития художественно-эстетических способностей дошкольников.

Группа

Продолжительность занятий, мин.

Количество занятий

Младшая (3-4 года)

10-15

36

Средняя (4-5 лег)

20

36

Старшая (5-6 лет)

25

36

Подготовительная (6-7 лет)

25-30

72

Цель программы: Развивать у детей способности эмоционально эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через свою работу.

Задачи программы:

1. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник, диагональ и т.д.).

2.Научить детей слушать устные инструкции педагога.

3.Научить детей совершать последовательность действия.

4. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

5. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.

6.Развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.

7.Развивать глазомер.

8.Воспитывать аккуратность.

9.Научить читать чертежи, по которым складываются фигурки.

Все занятия в программе построены на дидактических принципах:

- наглядности

- доступности

- систематичности и последовательности

- связь теории с практикой.

Программа  «Волшебный квадрат» была разработана на  трудах М. А. Гусаковой, С. И. Гудилиной, Б. М. Неменского, С. В. Соколовой, В. П. Пудовой, С. Ю. и Е. Ю. Афонькиных, М. Н. Дудиной, Ш. Амонашвили, Н. К. Рериха.

Схема проведения занятия

1. Подготовка (подготовительная фаза):

1) определение темы и цели занятия;

2) определение ключевых характеристик понятий, навыков, которые будут приобретаться детьми;

3) принятие решения о типе осуществляемых детьми действий, характере обратной связи, способах подачи учебного материала.

2. Обучение (фаза активного обучения путем взаимодействия воспитателя с ребенком):

1) объяснение нового материала, которым дети должны овладеть в процессе занятия;

2) обеспечение примеров, дающих представление обо всем диапазоне изученных понятий, терминов;

3) побуждение детей к объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез;

4) обеспечение обратной связи с деятельностью детей на всех стадиях учебного общения;

5) при обучении двигательным навыкам – текущий контроль, по итогам I и II полугодий – обеспечение плавного перехода от освоения одного навыка к другому (основной принцип дидактики).

3. Оценивание (фаза оценивания результатов занятия):

1) проверка умения детей применять усвоенное в новых ситуациях;

2) оценка интереса детей к изучаемому предмету, теме;

3) сравнение достижений детей с целями и задачами данного занятия, темы, модуля, курса в целом.

Основные виды учебных действий, положенных в основу учебной программы «Волшебный квадрат»:

• репродуктивные действия – достижение результата, близкого к образцу;

• мыслительные действия – установление причинно-следственных связей, выделение в объекте его составляющих, поиск отличия и сходства (анализ, синтез, обобщение);

• контрольные действия – сверка продукта своей деятельности с образцом с целью найти ошибку, оценить результат своей деятельности и деятельности других (анализ – самоанализ, контроль – самоконтроль);

• продуктивные действия – создание нового продукта, не существовавшего до момента его создания (творческие разработки, работы для выставки, наглядные и дидактические пособия и прочие разработки по собственному замыслу).


Ожидаемые результаты обучения

Личностными результатами изучения оригами являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально – личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения оригами является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  2. планировать свои действия;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  4. адекватно воспринимать оценку педагога;
  5. различать способ и результат действия;
  6. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
  2. анализировать объекты, выделять главное;
  3. осуществлять синтез;
  • обобщать;
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии.

Предметными результатами  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий. Элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Приложения 

Общие правила при обучении технике оригами

Воспитателям

1. Заготовки для детей воспитатель выполняет заранее, до занятий. Заготовка имеет точно квадратную форму, бумага должна быть хорошо сгибающейся, цветной или белой (в зависимости от темы занятия). Заготовка у воспитателя в два раза больше, чем у детей.

2. Обучение складыванию любой поделки ведется по схеме, по этапам («Делай как я!»). При показе не должно быть лишних сгибов.

3. Игрушку выполняют вместе с воспитателем, затем дети самостоятельно изготавливают фигурку (затрудняющимся детям воспитатель оказывает помощь).

4. Максимум внимания необходимо уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей. (Опережать, а не догонять группу.)

5. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться чему-то.

Детям

1. Держи фигурку так, как она нарисована на схеме, или так, как ее держит воспитатель.

2. Линии сгиба тщательно проглаживай. Складывай фигурки только на столе. При делении квадрата по диагонали углы должны точно совпадать.

3. Работай молча, не мешай товарищу.

4. Научился сам – научи другого.

5. После работы наведи порядок на столе.

Материалы и инструменты.

Бумага

Бумага различается по толщине, цвету, качеству и размерам.

1. Газетная бумага – из нее можно изготавливать «одноразовые» оригами, например пилотку.

2. Бумага афишная цветная, а также журналы, мягкие обложки – на занятиях по оригами такую бумагу можно использовать ради получения красочных изделий, а также различных эффектов.

3. Писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокопирования – легко складывается, ее можно окрашивать различными способами.

4. Специальная бумага для оригами – имеет стороны разного цвета, например красная – зеленая, синяя – желтая, оранжевая – фиолетовая.

5. Мраморная бумага – имитирует мраморную поверхность, ее можно изготовить самостоятельно различными способами: набрызгом, монотипией, масляная краска + бензин + вода.

6. Бумага самоклеящаяся (глянцевая, матовая, разных цветов) – на обратной стороне можно сделать разметку, срезать лишнее, снять пленку и нанести на фон нужного цвета бумагу, прижав к основе.

7. Обойная бумага – используется для создания крупных оригами.

8. Японская бумага васи – качество такой бумаги позволяет выдержать до 200–240 сгибов при выполнении оригами. Выпускают ее в виде готовых квадратов бумаги (190x190 мм) различных цветов. В наборе 20 листов. Это довольно дорогая бумага, однако использовать ее необычайно удобно.

Клей, кисти, ножницы

В большинстве случаев фигурки оригами создаются без помощи клея, для закрепления используются кармашки.

Клей ПВА используется для соединения между собой модулей при создании кусадам. Этот клей не оставляет следов после высыхания.

Размер кисти зависит от величины работы, на которую надо нанести клей.

Ножницы следует выбирать только с закругленными концами. У всех ножниц должны быть хорошо двигающиеся рычаги. При работе кольца ножниц надевают на большой и средний пальцы правой (левши – левой) руки. Указательный палец придерживает нижнее кольцо ножниц сверху, а безымянный и мизинец помогают придерживать его снизу. Взрослому необходимо следить, чтобы разрез получался ровный, красивый, без зазубрин.

При вырезании кирикоми-оригами необходимо пользоваться маленькими ножницами с острыми концами (вырезание середины, лишней части рисунка и т. п.).

Литература

Информационные ресурсы  для педагога

  • Богатова И.В. Оригами. Цветы.- М.: Мартин, 2009;
  • Гарматин А. Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги. Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», М.: Издательский дом «Рипол Классик», 2005;
  • Долженко Г.И.“100 оригами”. Ярославль: Академия холдинг, 2013;
  • Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику. -– М.:Изд-во Эксмо, 2004;
  • Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2013;
  • Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М., Издательство «Айрис-пресс», 2012;
  • Светлова И.Е. Развиваем моторику и координацию движений рук/ Худ. Е. Смирнов. – М.:Изд-во Эксмо, 2010;
  • Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2009;
  • Соколова С.В. «Сказка оригами. Игрушки из бумаги».-М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2012;
  • Соколова С.В. «Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры».-М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2013;
  • Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2013;
  • Цветы оригами для любимой мамы / авт.-сост. Л.В.Иванова. – М.6 АСТ; Донецк: Сталкер, 2010;
  • Журналы «Оригами»

Интернет сайты:

http://origami.ru/

http://www.origami-do.ru/

http://www.bestreferat.ru/

http://stranamasterov.ru/ 

http://oriart.ru/

http://origamiflora.blogspot.ru/

http://proeco.visti.net/origami/

http://origami.in.ua/

http://ru-kusudama.livejournal.com/

Информационные ресурсы для  детей и родителей

  • Долженко Г.И.“100 оригами”. Ярославль: Академия холдинг, 2013;
  • Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2013;
  • Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М., Издательство «Айрис-пресс», 2012;
  • Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2009;
  • Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2013;
  • Соколова С.В. «Сказка оригами. Игрушки из бумаги».-М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2012;
  • Соколова С.В. «Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры».-М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2013.

Интернет сайты:

http://origami.ru/

http://www.origami-do.ru/

http://www.bestreferat.ru/

http://stranamasterov.ru/ 

http://oriart.ru/

http://origamiflora.blogspot.ru/

http://proeco.visti.net/origami/

http://origami.in.ua/

http://ru-kusudama.livejournal.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №123» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусств

В материале дана структура рабочей программы музыкального руководителя конкретного  дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе федеральных государственных образовательных ст...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...